- Ариу сёз – къылычдан джити.
- Адам сёзюнден белгили.
- Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
- Нарт сёз къарт болмаз.
- Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
- Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Кёл ашады да, кеси ашады.
- Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
- Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
- Билим къая тешер.
- Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
- Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
- Сабий кёргенин унутмаз.
- Бозаны арты дауур болур.
- Ана къойну – балагъа джандет.
- Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
- Иесиз малны бёрю ашар.
- Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
- Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
- Эркиши – от, тиширыу – суу.
- Кюлме джашха – келир башха.
- Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
- Уруну арты – къуру.
- Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
- Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
- Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
- Чомартны къолун джокълукъ байлар.
- Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
- Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
- Билимден уллу байлыкъ джокъду.
- Джети тилни билген джети кишиди.
- Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
- Кёлсюзден сёзсюз тууар.
- Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
- Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
- Хар ишни да аллы къыйынды.
- Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
- Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
- Баланы адам этген анады.
- Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
- Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)