- Тил бла келеди джыр да.
- Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
- Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
- Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
- Рысхы – насыбха къор.
- Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
- Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Ёлген аслан – сау чычхан.
- Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
- Кёбге таш атма.
- Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
- Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
- Аман къатын сабий табса, бий болур…
- Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
- Адамны бетине къарама, адетине къара.
- Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
- Бир абыннган – минг сюрюнюр.
- Джахил болса анасы, не билликди баласы?
- Этни да ашады, бетни да ашады.
- Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
- Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
- Таукел тауну аудурур.
- Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
- Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
- Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
- Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
- Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
- Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
- Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
- Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
- Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
- Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
- Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
- Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
- Чарсда алчыны эл кёреди.
- Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
- Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
- Малны кют, джерни тюрт.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Эл ауузу – элия.
- Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)