- Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
- Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
- Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
- Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
- Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
- Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
- Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
- Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Уллу къашыкъ эрин джыртар.
- Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
- Ашхы сёз таш тешер.
- Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
- Суу кетер, таш къалыр.
- Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
- Къайгъы тюбю – тенгиз.
- Ханнга да келеди хариблик.
- Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
- Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
- Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
- Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
- Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
- Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
- Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
- Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
- Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
- Айтхан сёзюне табылгъан.
- Уллу сёлешме да, уллу къаб.
- Тамчы таш тешер.
- Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
- Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
- Таш бла ургъанны, аш бла ур.
- Къызны минг тилер, бир алыр.
- Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
- Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
- Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
- Баш болса, бёрк табылыр.
- Чабар ат – джетген къыз.
- Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
- Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
- Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
- Ариу джол аджал келтирмез.
- Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
- Терек ауса, отунчу – кёб.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Бозаны арты дауур болур.
- Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
- Айранны сюйген, ийнек тутар.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)