- Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
- Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
- Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
- Уллу сёлешме да, уллу къаб.
- Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
- Хатерли къул болур.
- Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
- Чомартны къолун джокълукъ байлар.
- Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
- Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
- Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
- Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
- Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
- Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
- Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
- Ач къарынны, токъ билмез
- Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
- Ойнай билмеген, уруб къачар.
- Сёз сёзню айтдырыр.
- Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
- Тили узунну, намысы – къысха.
- Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
- Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
- Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
- Хата – гитчеден.
- Ариу сёз – къылычдан джити.
- Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
- Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
- Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
- Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
- Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
- Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
- Кюлме джашха – келир башха.
- Иги адам абынса да, джангылмаз.
- Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
- Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
- Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
- Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
- Тамчы таш тешер.
- Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
- Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
- Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
- Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
- Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
- Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
- Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)