- Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
- Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
- Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
- Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
- Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
- Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
- Ачны эсинде – аш.
- Сакъ юйюне сау барыр.
- Тил – миллетни джаны.
- Эки ойлашыб, бир сёлешген.
- Ариу джол аджал келтирмез.
- Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
- Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
- Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Тил джюрекге джол ишлейди.
- Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
- Кёл – къызбай, къол – батыр.
- Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
- Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
- Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
- Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
- Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
- Илму – джашауну джолу.
- Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
- Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
- Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
- Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
- Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
- Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
- Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
- Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
- Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
- Аш иеси бла татлыды.
- Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
- Нёгерсизни джолу узун.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Хар сёзню орну барды.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
- Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
- Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 2)