- Таукелге нюр джауар.
- Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
- Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
- Эл бла кёргенинг эрелей.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
- Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
- Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
- Нёгерсизни джолу узун.
- Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
- Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
- Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
- Тели турса – той бузар.
- Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
- Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
- Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
- Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
- Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
- Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
- Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
- «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
- Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
- Джангыз торгъай джырламаз.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
- Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
- Илму – джашауну джолу.
- Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
- Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
- Тёзген – тёш ашар!
- Алтыннга тот къонмаз.
- Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
- Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
- Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
- Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
- Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
- Эки ойлашыб, бир сёлешген.
- Тил бла келеди джыр да.
- Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
- Адебни адебсизден юрен.
- Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)