- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Сёз къанатсыз учар.
- Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
- Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
- Уруну арты – къуру.
- Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
- Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
- Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
- Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
- Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
- Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
- Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
- Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
- Ариу сёзде ауруу джокъ.
- Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
- Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
- Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
- Ургъан суудан башынгы сакъла.
- Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
- Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
- Тилчиден кери бол.
- Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
- Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
- Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
- Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
- Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
- Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
- Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
- Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
- Ауругъан – джашаудан умутчу.
- Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
- Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
- Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
- Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
- Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
- Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
- Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
- Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
- Башынга джетмегенни сорма.
- Тил – миллетни джаны.
- Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
- Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
- Эри аманны, къатыны – аман.
- Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
- Аш кетер да бет къалыр.
- Ат да турмайды бир териде.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)