- Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
- Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
- Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
- Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
- Къарнынг къанлынга кийирир.
- Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
- Ашхы сёз таш тешер.
- Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
- Бетинги сатма, малынгы сат.
- Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
- Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
- Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
- Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
- Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
- Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
- Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
- Тёзген – тёш ашар!
- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
- Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
- Кюлме джашха – келир башха.
- Хансыз джомакъ болмаз.
- Мал тутхан – май джалар.
- Уллу къашыкъ эрин джыртар.
- Джангыз торгъай джырламаз.
- Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
- Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
- Мадар болса, къадар болур.
- Джогъун бар этген, барын бал этген.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Тили узунну, намысы – къысха.
- Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
- Айтхан сёзюне табылгъан.
- Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
- Къарнынг бла ёч алма.
- Аман эсирсе, юйюн ояр.
- Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
- Бир абыннган – минг сюрюнюр.
- Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
- Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
- Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
- Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
- Джумушакъ терекни къурт ашар.
- Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
- Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
- Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
- Этни да ашады, бетни да ашады.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)