- Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
- Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
- Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
- От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
- Джюрекден джюрекге джол барды.
- Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
- Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
- Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
- Таукел тауну аудурур.
- Бек анасы джыламаз.
- Керек ташны ауурлугъу джокъ.
- Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
- Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
- Татлы сёз – балдан татлы.
- Мадар болса, къадар болур.
- Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
- Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
- Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
- Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
- Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
- Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
- Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
- Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
- Эркиши – от, тиширыу – суу.
- Сабий кёргенин унутмаз.
- Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
- Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
- Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
- Тели турса – той бузар.
- Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
- Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
- Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
- Илму – джашауну джолу.
- Ёлюк кебинсиз къалмаз.
- Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
- Ачны эсинде – аш.
- Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
- Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
- Ауругъан – джашаудан умутчу.
- Алма терегинден кери кетмез.
- Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
- Хазыр ашха – терен къашыкъ.
- Джылыгъа джылан илешир.
- Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
- Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)