- Аман къатын сабий табса, бий болур…
- Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
- Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
- Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
- Бир абыннган – минг сюрюнюр.
- Акъыл неден да кючлюдю.
- Адеб этмеген, адеб кёрмез.
- Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
- Эр абынмай, эл танымаз.
- Сёз садакъдан кючлюдю.
- Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
- Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Ана къолу ачытмаз.
- Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
- Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
- Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
- Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
- Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
- Орну джокъну – сыйы джокъ.
- Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
- Сескекли кесин билдирир.
- Аманнга алтын чыдамаз.
- Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
- Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
- Айраннга суу къош, телиге джол бош.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Аджалсыз ёлюм болмаз.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
- Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
- Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
- Ауругъан – джашаудан умутчу.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
- Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
- Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
- Билим къая тешер.
- Чомарт джарлы болмаз.
- Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
- Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
- Ата – баланы уясы.
- Хар зат кесини орнуна иги.
- Керти сёзге тёре джокъ.
- Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
- Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
- Акъыл сабырлыкъ берир.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)