- Ата джурт – алтын бешик.
- Керилген да, ургъан кибикди.
- Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
- Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Накъырданы арты керти болур.
- Чомартны къолу берекет.
- Аман хансны – урлугъу кёб.
- Ата – баланы уясы.
- Итли къонакъ джарашмаз.
- Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
- Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
- Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
- Ачлыкъ отха секиртир.
- Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
- Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
- Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
- Тилсиз миллет джокъ болур.
- Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
- Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
- Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
- Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
- Эркиши – от, тиширыу – суу.
- Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
- Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
- Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
- Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
- Ёлген аслан – сау чычхан.
- Сангырау къулакъ эл бузар.
- Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
- Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
- Терек ауса, отунчу – кёб.
- Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
- Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
- Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
- Тилчиден кери бол.
- Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
- Ач къарынны, токъ билмез
- Аш иеси бла татлыды.
- Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
- Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
- Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
- Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
- Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Халкъны юйю – туугъан джери.
- Орну джокъну – сыйы джокъ.
- Къызны минг тилер, бир алыр.
- Ач уят къоймаз.
- От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)