- Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
- Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
- Ашхы сёз таш тешер.
- Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
- Джылыгъа джылан илешир.
- Тёрени джагъы джокъ.
- Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
- Тилсиз миллет джокъ болур.
- Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
- Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
- Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
- Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
- Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
- Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
- Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
- Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
- Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
- Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
- Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
- Джахил болса анасы, не билликди баласы?
- Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
- Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
- Ауругъан – джашаудан умутчу.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
- Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
- Халкъны юйю – туугъан джери.
- Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
- Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
- Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
- Битмегеннге сакъал – танг.
- Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
- Бети бедерден, намыс сакълама.
- Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
- Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
- Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
- Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
- Адамны артындан къара сабан сюрме.
- Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
- Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
- Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
- Билмейме деген – бир сёз
- Алма терегинден кери кетмез.
- Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
- Чомарт бергенин айтмаз.
- Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
- Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)