- Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Чомарт бергенин айтмаз.
- Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
- Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
- Къарнынг бла ёч алма.
- Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
- Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
- Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
- Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
- Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
- Сёз садакъдан кючлюдю.
- Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
- Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
- Уллу къашыкъ эрин джыртар.
- Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
- Намыс сатылыб алынмайды.
- Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
- Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
- Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
- Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
- Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
- Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
- Керти сёзге тёре джокъ.
- Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
- Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
- Терслик кетер, тюзлюк джетер.
- Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
- Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
- Аджашхан тёгерек айланыр.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Чомарт джарлы болмаз.
- Билимсиз иш бармаз.
- Адеб базарда сатылмаз.
- Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
- Билим – акъылны чырагъы.
- Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
- Окъ къызбайны джокълайды.
- Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
- Ат басханны джер билед.
- Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
- Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
- Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
- Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
- Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
- Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)