- Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
- Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
- Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
- Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
- Кенгеш болса, уруш болмаз.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
- Билген билмегенни юретген адетди.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Кёл – къызбай, къол – батыр.
- Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
- Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
- Керилген да, ургъан кибикди.
- Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
- Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
- Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
- Джуртун къоругъан озар.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Чарсда алчыны эл кёреди.
- Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
- Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
- Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
- Таукел тауну аудурур.
- Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
- Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
- Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
- Джылыгъа джылан илешир.
- Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
- «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
- Эр абынмай, эл танымаз.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Мухардан ач ычхынмаз.
- Тилсиз миллет джокъ болур.
- Бозаны арты дауур болур.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
- Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
- Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
- Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
- Гырджын – тепсини тамадасы.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
- Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
- Намыс сатылыб алынмайды.
- Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
- Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
- Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)