- Намыс сатылыб алынмайды.
- Адеб этмеген, адеб кёрмез.
- Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
- Кёбге таш атма.
- Арыгъан къош чамчы болур.
- Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
- Хатерли къул болур.
- Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
- Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
- Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
- Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
- Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
- Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
- Эри аманны, къатыны – аман.
- Ачны эсинде – аш.
- Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
- Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
- Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
- Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
- Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
- Хазыр ашха – терен къашыкъ.
- Итли къонакъ джарашмаз.
- Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
- Ёлген аслан – сау чычхан.
- Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
- Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
- Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
- Тынгылагъан тынгы бузар.
- Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
- Хар ишни да аллы къыйынды.
- Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
- Тамчы таш тешер.
- Аман эсирсе, юйюн ояр.
- Чомартны къолун джокълукъ байлар.
- Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
- Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
- Ариу сёз аурууунгу алыр.
- Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
- Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
- Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
- Къууут – джелге, берне – бошха.
- Мал тутхан – май джалар.
- Джогъун бар этген, барын бал этген.
- Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
- Телини эшигин, махтау джабар.
- Нарт сёз къарт болмаз.
- Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
- Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
- Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
- Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)