- Сабий кёргенин унутмаз.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
- Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
- Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
- Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
- Игини сыйлагъан адетди.
- Бек анасы джыламаз.
- Ашха уста, юйюнде болсун
- Мал тутхан – май джалар.
- Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Чарсда алчыны эл кёреди.
- Иши джокъну, сыйы джокъ.
- Таукел къуру къалмаз.
- Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
- Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
- Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
- Ачлыкъ отха секиртир.
- Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
- Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
- Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
- Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
- Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
- Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
- Ана – юйню кюн джарыгъы.
- Терек ауса, отунчу – кёб.
- Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
- Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
- Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
- Чабакъ башындан чирийди.
- Юреннген ауруу къалмаз.
- Эри аманны, къатыны – аман.
- Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
- Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
- Бозаны арты дауур болур.
- Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
- Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
- Тюзлюк тас болмайды.
- Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
- От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
- Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
- Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
- Джогъун бар этген, барын бал этген.
- Ауузу бла къуш тута айланады.
- Ариу джол аджал келтирмез.
- Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
- Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
- Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)