- Ойнай билмеген, уруб къачар.
- Джогъун бар этген, барын бал этген.
- Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
- Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
- Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
- Тойгъан джерге джети къайт.
- Болджал ишни бёрю ашар.
- Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
- Накъырданы арты керти болур.
- Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
- Аманнга алтын чыдамаз.
- Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
- Джукъу тёшек сайламайды.
- Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
- Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
- Урунуу – насыбны анасы.
- Аман эсирсе, юйюн ояр.
- Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
- Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
- Адам сёзюнден белгили.
- Аман хансны – урлугъу кёб.
- Намыс сатылыб алынмайды.
- Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
- Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
- Адеб джокъда, намыс джокъ.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
- Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- Аман къатын сабий табса, бий болур…
- Ётген ёмюр – акъгъан суу.
- Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
- Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
- Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
- Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
- Адамны бетине къарама, адетине къара.
- Билмейме деген – бир сёз
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Мухардан ач ычхынмаз.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
- Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
- Акъыл неден да кючлюдю.
- Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
- Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
- Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
- Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
- Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)