- Хансыз джомакъ болмаз.
- Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
- Уллу къашыкъ эрин джыртар.
- Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
- Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
- Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
- Ач – эснер, ат – кишнер.
- Ётген ёмюр – акъгъан суу.
- Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
- Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
- Тил джюрекге джол ишлейди.
- Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
- Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
- Алтыннга тот къонмаз.
- Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
- Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
- Ёлген ийнек сютлю болур.
- Терслик кетер, тюзлюк джетер.
- Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
- Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
- Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
- Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
- Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
- Ойнай билмеген, оюн бузар.
- Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
- Эл бла кёргенинг эрелей.
- Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
- Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
- Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
- Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
- Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
- Ётюрюкню башын керти кесер.
- Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
- Ушамагъан – джукъмаз.
- Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
- Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
- Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
- Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
- Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
- Иги адам абынса да, джангылмаз.
- Чомарт бергенин айтмаз.
- Нёгерсизни джолу узун.
- Итли къонакъ джарашмаз.
- Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
- Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
- Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
- Байлыкъ адамны сокъур этер.
- Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)