- Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
- Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
- Аман адам элни бир-бирине джау этер.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Аман хансны – урлугъу кёб.
- Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
- Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
- Ёзденликни кёбю ётюрюк.
- Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
- Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
- Акъыл неден да кючлюдю.
- Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
- Тил – миллетни джаны.
- Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
- Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
- Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
- Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
- Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
- Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
- Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
- Керти сёзге тёре джокъ.
- Аджалсыз ёлюм болмаз.
- Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
- Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
- Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
- Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
- Аман къатын сабий табса, бий болур…
- Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
- Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
- Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
- Намыс сатылыб алынмайды.
- Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
- Чомартны къолу берекет.
- Ариу сёз – къылычдан джити.
- Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
- Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
- Мухардан ач ычхынмаз.
- Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
- Таш ата билмеген, башына урур.
- Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
- Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
- Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
- Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
- Ариу сёз аурууунгу алыр.
- Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
- Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
- Тюзлюк тас болмайды.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)