- Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
- Адеб базарда сатылмаз.
- Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
- Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
- Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
- Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
- Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
- Эли джокъну – кёлю джокъ.
- Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
- Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
- Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
- Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
- Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
- Ишлемеген – тишлемез.
- Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Чарсда алчыны эл кёреди.
- Сабий кёргенин унутмаз.
- Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
- Махтаннган къыз, тойда джукълар.
- Ёлген ийнек сютлю болур.
- Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
- Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
- Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
- «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
- Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
- Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
- Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
- Халкъны юйю – туугъан джери.
- Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
- Тил бла келеди джыр да.
- Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
- Илму – джашауну джолу.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
- Рысхы – насыбха къор.
- Кёбге таш атма.
- Накъырда – кертини келечиси.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
- Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
- Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
- Чомартны къолун джокълукъ байлар.
- Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
- Сакъ юйюне сау барыр.
- Терек ауса, отунчу – кёб.
- Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
- Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
- Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)