- Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
- Этим кетсе да, сюегим къалыр.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Байлыкъ адамны сокъур этер.
- Орну джокъну – сыйы джокъ.
- Джаным-тиним – окъуу, билим.
- Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Тюзлюк тас болмайды.
- Тынгылагъан тынгы бузар.
- Аш берме да, къаш бер.
- Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
- Ач – эснер, ат – кишнер.
- Накъырданы арты керти болур.
- Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
- Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
- Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
- Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
- Джумушакъ терекни къурт ашар.
- Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
- Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
- Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Иши джокъну, сыйы джокъ.
- «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
- Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
- Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
- Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
- Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
- Кеси юйюмде мен да ханма.
- Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
- Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
- Арыгъан къош чамчы болур.
- Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
- Къар – келтирди, суу – элтди.
- Таукелге нюр джауар.
- Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
- Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
- Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
- Рысхы – насыбха къор.
- Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)