- Ариу сёз – къылычдан джити.
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Бозаны арты дауур болур.
- Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
- Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
- Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
- Накъырданы арты керти болур.
- Керек ташны ауурлугъу джокъ.
- Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
- Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
- Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
- Таукелге нюр джауар.
- Ат да турмайды бир териде.
- Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
- Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
- Мухардан ач ычхынмаз.
- Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
- Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
- Урунуу – насыбны анасы.
- Акъдан къара болмаз.
- Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
- Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
- Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
- Аууз сакълагъан – джан сакълар.
- Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
- Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
- Уллу къашыкъ эрин джыртар.
- Хансыз джомакъ болмаз.
- Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
- Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
- Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
- Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
- Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
- Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
- Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
- Джаным-тиним – окъуу, билим.
- Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
- Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Тынгылагъан тынгы бузар.
- Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
- Кёлсюзден сёзсюз тууар.
- Биреу къой излей, биреу той излей.
- Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)