- Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
- Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
- Этим кетсе да, сюегим къалыр.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
- Артына баргъанны, къатына барма.
- Эр абынмай, эл танымаз.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Таш ата билмеген, башына урур.
- Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
- Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
- Кёбню кёрген – кёб билир.
- Акъыллы башны – тили къысха.
- Тели турса – той бузар.
- Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
- Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
- Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
- Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
- Тюзлюк шохлукъну бегитир.
- Бермеген къол, алмайды.
- Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
- Ёлген аслан – сау чычхан.
- Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
- Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
- Ат басханны джер билед.
- Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
- Сёз къанатсыз учар.
- Эл ауузу – элия.
- Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
- Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
- Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
- Тюзлюк тас болмайды.
- Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
- Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
- Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
- Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
- Къууут – джелге, берне – бошха.
- Ата – билек, ана – джюрек!
- Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
- Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
- Билген билмегенни юретген адетди.
- Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
- Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
- Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)