- Окъугъанны бети джарыкъ.
- Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
- Аууз сакълагъан – джан сакълар.
- Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
- Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
- Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Ариу сёз – къылычдан джити.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Кёл – къызбай, къол – батыр.
- Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
- Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
- Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
- Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
- Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
- Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
- Билмегенинги, билгеннге сор.
- Акъыл сабырлыкъ берир.
- Ариу сёз аурууунгу алыр.
- Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
- Сёз садакъдан кючлюдю.
- От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
- Ач уят къоймаз.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Айтхан – тынч, этген – къыйын.
- Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
- Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
- Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Айтхан сёзюне табылгъан.
- Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
- Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
- Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
- Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
- Алма терегинден кери кетмез.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
- Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
- Хазыр ашха – терен къашыкъ.
- Ёзденликни кёбю ётюрюк.
- Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
Чувство "МЫ" ушло?
08.04.2009 14:03:03
|
|||
|
|
08.04.2009 14:08:47
[b:35ebbf6f81]дейдре[/b:35ebbf6f81], а я с тобой не согласна Если учесть, что в процессе выселения участвовали преимущественно женщины, дети и старики, а все здоровое мужское население находилось на фронте, то в чем выразилось единство народа? В том, что старики ходили хоронить друг друга, а женщины делились половинкой картошки, заработанной за день? Я полагаю, что все случаи взаимодействия и взаимопомощи-это не чувство национального единства, а обыкновенная мораль, заложенная в нас (равно как и в любом другом человеке). Точно с таким же успехом наш народ мог помочь и помогал представителям других национальностей.
Мы не можем отрицать, что поколение там выросшее, действительно, прошло унизительные и жестокие испытания, и тем не менее, выжило. Я не обладаю стат.информацией и достаточными историческими фактами, но сужу по тем людям, кто стали участниками или жертвами репрессии и которых я знаю лично. Это поколение детей (сейчас наши бабушки-дедушки, родители), действительно "генералы", они заслужили эти статусы. Я слушаю , например, своего деда, и понимаю, что ему когда-то не удалось тупо образование получить из-за репрессии, потому что знания, полученные самостоятельно и живой здоровый ум просто потрясают! И эти "генералы" не совершают "крысиных" поступков, которые позволяют себе "солдаты", которые всю жизнь прожили на своей родной земле.
Допускаю, что профессор рассуждал только об одном аспекте проблемы, посколько суживать причины до единой (кстати, довольно-таки сомнительной) неразумно. Здесь, скорее, не моральная деградация в силу осознания собственной жизнестойкости, а еще и соц-экон-культурн и проч. несостоятельность. С нуля начинать всегда сложно. Не имея образования, финансовых средств, а также социальной обсутроенности, мы (наши родители) и так много добились. Карачаевцы-очень терпеливый и скромный народ (считаю, что терпение и трудолюбие-это наши национальные черты). И испортились не те люди, которые были депортированы (они почти не сломались, хоть и пришлось пригнуться), а их внуки, то есть мы! Но здесь уже причины, наверно, другие несколько)
кстати,свое мнение по этой теме я затрагивала ранее в стихотворной форме вот здесь:
|
|
|
|
08.04.2009 14:28:28
|
|||
|
|
29.04.2009 14:25:51
[b:99da3820c3]Фортуна Фиделя[/b:99da3820c3],
Что есть [i:99da3820c3]обрусение [/i:99da3820c3]?
|
|
|
|
29.04.2009 16:47:05
[b:8c142c267c]Киммериец[/b:8c142c267c], это слово использовала [b:8c142c267c]дейдре[/b:8c142c267c]. Давайте у нее и выясним))
|
|
|
|
29.04.2009 20:11:13
[b:f40f1bcf07]дейдре[/b:f40f1bcf07],
|
|||
|
|
30.04.2009 13:53:02
То, что общая беда объединяет людей внутри одной нации и вызывает чувство солидарности и даже некоего "товарищества по несчастью" с представителями других национальностей - это факт. И еще, инородная среда, пусть даже не враждебная, вызывает несколько обостренное чувство понятия "свои-чужие".
|
|
|
|
30.04.2009 14:00:04
|
|||
|
|
30.04.2009 14:11:32
[b:63ceaad285]inessa[/b:63ceaad285],
|
|||
|
|
30.04.2009 14:15:16
|
|||
|
|
30.04.2009 14:17:33
касательно термина [b:9aeba3b4ed]обрусение[/b:9aeba3b4ed]...
позволю высказать свою точку зрения... это наверное единственный термин... где корень не имеет определяющего значеня...
точно также может быть... отурчание... и т.п.
в принципе...я под этим термином пониманию... ассимиляцию представителей коренных малых народов... в среде... титульной национальности...
|
|
|
|
30.04.2009 14:25:23
|
|||
|
|
30.04.2009 14:34:32
[b:e4ae7e6e61]inessa[/b:e4ae7e6e61], да...))именно...))
|
|
|
|
30.04.2009 14:36:24
[b:64ea7e22f2]аааа[/b:64ea7e22f2],
|
|||||
|
|
||||
Читают тему (гостей: 1)