Войти на сайт
16 Декабря  2017 года

 

  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Ата – баланы уясы.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
Черкес, карачай, абаза и ногай. Заметки мусульманина
 
Карачаевский аул Учкекен, черкесский аул Адыге-Хабль, ногайский аул Эркен-Шахар, абазинский аул Эльбурган, а также две столицы Карачаево-Черкесии ? города Черкесск и Карачаевск за 4 дня. С 12 по 15 февраля Рабочая группа Общественной палаты РФ по Кавказу во главе с журналистом и политологом Максимом Шевченко проводила в городах и аулах Карачаево-Черкесии серию круглых столов и встреч в рамках гражданского проекта ?Мир Кавказу?.

Обнищание духа
Нас немного ? старший группы Максим Шевченко, журналист Орхан Джемаль, ведущий специалист по Исламу Центра Карнеги Алексей Малашенко, главный редактор ?Кавказского узла? Григорий Шведов, наш организатор Мария, я и съемочная бригада канала ?Russia.Ru?. Каждый из нас по-своему восхищается красотами республики, обилием молодых лиц, кавказским гостеприимством, ломящимися от обилия угощений столами. Я для себя отмечаю непривычное количество молодых ребят во власти ? молодые главы районов, мэр Карачаевска, десятка два депутатов Народного собрания, министр по делам молодежи. Красивые, статные, мужественные ребята. Это Кавказ ? моя Родина.

Больше всего во время посещений аулов и городов Карачаево-Черкесии меня поразила та огромная разница в проблемах, которые волнуют людей разной национальности и разного возраста. Ногайцы из Эркен-Шахара, а также большинство черкесов, карачаевцев и абазин старшего возраста говорят о социально-экономических и бытовых проблемах.

Не хватает работы и денег, не хватает детских садов, плохие дороги, инфраструктура, бюджеты на всех уровнях разворовываются. Но, в отличие от многих вымирающих русских областей, ? кругом крепкие хозяйства, приличные машины, опрятно одетые люди. Народы Кавказа любят и умеют работать. Они предприимчивы и находчивы. Они кормят семьи и растят детей.

Но почему-то почти всем кажется, что этого недостаточно. Многие ждут какой-то особой государственной заботы и легких денег. Я объясняю себе это двумя катастрофами кавказского народа. Первая случилась в советские годы, когда государство отучило людей проявлять инициативу, развивать свои хозяйства, приучив их к социальному иждивенчеству.

Вторая катастрофа произошла в 90-е после краха СССР. То было время легких денег. Молодежь стремительно криминализировалась, училась отбирать и хапать. А сегодня эти времена прошли. Сегодня надо проявлять предпринимательскую и карьерную инициативу, сегодня надо получать образование и трудиться в поте лица. А советское и постсоветское поколения этого пока не умеют в полной мере.

Кроме того, я успел поговорить с черкесскими, карачаевскими и абазинскими имамами. Большинство из них отмечает, что народ больше стремится к мирскому и материальному, нежели к духовному обогащению. Это при том, что со слов этих же имамов, никогда их народы не жили так хорошо, как сейчас. Машины, дома, крепкие хозяйства, мобильные телефоны...

А предки наши раньше выживали в каменных саклях, без воды, света и газа, без пенсий и пособий, без машин и телефонов. Но при этом умудрялись и детей растить, и честь, и свободу народа отстаивать, и хафизами становиться, и религию свою развивать. Так что с нами случилось? ? задаются вопросом имамы. Ответ очевиден ? обнищание духа.

Я не призываю вернуться в прошлое. Я призываю осознать всю ту милость, которую нашему поколению оказал Всевышний. Я призываю сравнивать наше благосостояние не с голливудскими звездами, а с положением наших предков и теми поколениями мусульман, которые, несмотря на скромный достаток, обеспечили процветание Ислама. Я призываю использовать все те блага, которые дарованы нашему поколению на стремительное повышение уровня образования наших детей, на помощь друг другу, на благие дела, на развитие своей национальной, но пропитанной исламской нравственностью и чистотой, кавказской культуры.
 
Один народ ? два подхода
Эмоции настолько захлестывают говорящих и слушающих в Адыге-Хабль и Эльбургане, что никто не вспоминает о том, что основной проблемой черкесов и абазин сегодня является не отсутствие собственной республики, а страшный уровень бездуховности, которая разъедает молодые души, распространение алкоголизма, наркомании, распущенности парней и девушек, низкий уровень образования.

Пугает то, что ни один из выступающих даже не ощущает все это, как проблему. Не ощущает то, насколько именно эти пороки и беды подкосили волю и способность черкесского и абазинского народов к социальной конкуренции, выживанию и развитию.

Я ощущаю, что молодая и горячая кровь, как прежде, уже не подымает черкесский и абазинский народ на подвиги и свершения во имя веры, народы и родины. Поскольку эту кровь кто-то сознательно подсаживает на алкоголь, табак, наркотики, и подрывает духовные устои народа. Эта проблема актуальна для всех народов Кавказа, но более всего для черкесов, абазин и абхазов. Я ищу перед собой тех черкесов, которых воспел Лермонтов:
Но отдохнуть черкесы не дают,
То скроются, то снова нападут!
Они как тень, как дымное видение,
И далеко, и близко в то ж мгновение!

Я верю, что они есть. Но им нужно время, чтобы вновь расправить плечи. Им нужна братская помощь соседних народов, чтобы вновь взять на свои плечи всю ответственность за судьбы своей родины

Это не только мое ощущение. Об этом же говорят все образованные черкесы, с которыми я делюсь своими ощущениями. Черкесская и абазинская молодежь, которая прежде была движущей силой истории Кавказа, сегодня ?кучкуется? на пятачках и решает, кому пойти за водкой, или где достать дозу.

Молодежь, в которой так сегодня нуждаются черкесский и абазинский народы, которая должна быть атомной электростанцией, дающей народу бешеную социальную энергию созидания, блуждает, потеряв вектор и забыв свою историю. Вместо борьбы с пороками, повышения духовной культуры и готовности к социальной конкуренции, она с предельной горячностью переводит все проблемы в национальную плоскость.

Но ведь в прошлом, когда ни черкесам, ни абазинам никто не создавал особых условий, отдельных районов и республик, они вписали в мировую историю самые славные страницы истории. Породили самых великих сынов своего народа, которые, не ожидая ни от кого пенсий, пособий и грантов, в братстве с соседними народами, жизнями своими платили за сохранение народа, культуры, свободы и чести.

Я еще больше укрепляюсь в своем прежнем мнении. Когда мусульманские народы забывают о своем истинном предназначении в этом мире... когда они перестают усердствовать на пути Истины... Когда они перестают щедро расходовать себя на пути Аллаха.... Когда они перестают по-братски помогать своим соседям.... Тогда начинается постепенная деградация мусульман.

Когда из сердец вымывается понимание Истины, в сердца проникают ядовитые семена национализма, размежевания, поиска врагов и виновников в собственных бедах. Я осознаю, насколько разительным образом от сегодняшних молодых черкесов и абазин Кавказа отличаются те черкесы и абазины, которые в свое время с потоками мухаджиров оказались на Балканах и Ближнем Востоке.

Яркие примеры тому ? мой преподаватель арабского языка и истории жизни Пророка Мухаммада (мир ему) в дамасском университете Абу-Нур, черкесский устаз Рамадан Наджда и молодой мухаджир Абази из Косово ? студент того же университета. Их сердца тоже полны боли за сегодняшнее состояние своего народа. Но они видят корни этих проблем совершенно в другом.

А именно в оставлении черкесами религии, утрате черкесами духовного стержня Единобожия, оставления ими верви Аллаха и исламского братства. Они в решении проблем своего народа призывают не к национальному размежеванию, а к возвращению черкесов в лоно исламской культуры, к борьбе с моральным разложением народа, с пороками пьянства и наркомании, к повышению уровня образования и братскому отношению ко всем соседним народам.
 
Недозревшая община
В Карачаевске и духовной цитадели карачаевского народа Учкекене круг обсуждаемых вопросов ? совершенно иной. Отсутствие Джума-мечети в столице республики, внесудебное преследование молодых мусульман, дискриминация верующих, пытки в отношении задержанных. В отличие от черкесов и абазин, карачаевская молодежь говорит не о межнациональном расколе, а о внутринациональном расколе ? на ?верующих? и ?неверующих?.

Карачаевцы в основной массе стремительно возвращаются в Ислам, строят мечети, с готовностью женятся и щедро рожают детей. Мусульманская религиозная община республики стремительно растет в основном за счет карачаевцев, хотя и среди них проблемы пьянства, наркомании, криминала ? не пустой звук.

Не все, конечно, проходит гладко. Один за другим выступающие говорят о том, что при решении проблем мусульман, власть предпочитает силовые методы, а не конструктивные социальные, экономические и политические технологии.

Даже выбритые парни и девушки без хиджабов говорят о том, что в отношении быстро растущей мусульманской общины республики ведется неправомерно жесткая политика в нарушение всех законов. ?В отношении верующих ребят не действует презумпция невиновности?, - эти слова произнесены не имамом и не адвокатом задержанных, а преподавательницей госуниверситета с непокрытой головой.

Раздаются голоса о том, что, чем больше денег власть закачивает в анти-террор, тем больше расширяется в республике угроза радикализма. Один из имамов в сердцах восклицает: ?Когда мне десять лет подряд говорят, что я бандит, я в конце концом им стану!?

Но при этом и среди карачаевских практикующих мусульман раздаются голоса о том, что власть-де ?не помогает? и ?не дает?. Многие, слишком многие, для здорового кавказского общества ожидают помощи ?от дяди?. Я жажду услышать от кого-нибудь хоть слово о том, что мы сами можем справиться с проблемами, лишь бы не мешали... Но не слышу.

Исламовед Алексей Малашенко из московской делегации говорит в ответ о некоем комплексе неполноценности, который сформировался у кавказских народов. Говорит о том, что кавказским мусульманам не достает уверенности в том, что они могут и должны защищать свои права, не достает уровня образования, правовой грамотности, готовности отстаивать свои права, гражданской мобилизации.

Дерзкие цели
В беседах с людьми действительно осознаешь, что кавказцы, при всем взрывном возвращении Ислама в их жизнь, при всем том, что они помнят о своем славном прошлом, потеряли некоторые навыки и социальный опыт. Забыли о том, что некогда они были примером сильной общинной демократии, забыли о том, что русские дворяне, декабристы, европейские поэты и писатели были вдохновлены гражданским мужеством горцев, готовых отстаивать истину перед лицом самых несправедливых и жестоких правителей.

Забыли о том, что в своей истории умма породила сильнейшие институты гражданского общества ? гражданские объединения молодых торговцев и ремесленников ?футувва?, мощные сообщества улемов, факихов и кадиев. Ничто из опыта прошлого сегодня не используется мусульманами Кавказа.

Мы не готовы, как наши предки все свое имущество и жизни свои отдавать за защиту своей веры, родной земли, интересов своей общины. Вместо того, чтобы поддерживать в собственной же груди тот огонь, который пылал в сердцах наших предков, мы только храним пепел памяти об их героизме. Но этот пепел не поможет нам ни построить мечети, ни защитить своих братьев от преследований, ни отстоять свое право на справедливость...

Вне всякого сомнения, будущее наших народов, будь то лезгины или абазины, чеченцы или черкесы, ногайцы или русские, карачаевцы или аварцы, в том, чтобы поставить перед собой самые дерзкие цели и самые большие высоты. Выдвинуть из своей среды новых Бейбарсов и Клыч Гиреев, породить собственных Ломоносовых и Толстых, Махатхтиров и Эрдоганов... Стать экономическим, социальным, политическим локомотивом страны... Превратить наш Кавказ из окраины России в интеллектуальный, деловой и энергетический центр Евразии...

По силам ли нам все это? Конечно, будущее ведомо только Аллаху. Но именно Он даровал нам все средства для достижения этого ? легендарную и героическую историю, невероятно отважную, мужественную и целомудренную молодежь, горячую и не знающую покоя кровь, дерзкий ум и готовые вырваться из тесной груди сердца... А все остальное ? зависит от нас.

Ислам.ру
 
Статья показалась интересной и в общем правдивой.. Хотя, как тут прокемментировал один имам: не все черкесы и абазины такие, можно было увидеть и положительные стороны тоже..
 
Abdullah, прежде чем искать в чужом глазу соринку, обратите внимание на бревно в вашем собственно глазу. Прочтите этот материал, вам будет очень полезно.


ОТВЕТ МУСУЛЬМАНИНА НА СТАТЬЮ РУСЛАНА КУРБАНОВА "ЧЕРКЕС, КАРАЧАЙ, АБАЗА И НОГАЙ"

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху.

Прочитал Вашу статью в Интернете, и у меня сложилось двоякое мнение. Я сам, альхамдулиллях ? практикующий мусульманин, черкес по национальности. Родители живут в ауле, я сам живу и работаю в г. Черкесске. Проблемы, которые существуют в ауле и в городе, иногда кардинально различаются, хотя и там и там живут черкесы. Судить о проблемах всего народа по отдельно взятому аулу было бы нелогично. Видит Аллах, проблемы, которые Вы описали, действительно имеют место, но не в таких масштабах, как Вы преподнесли читателям. Проблемы, которые существовали в СССР и в 1990-х годах, были у всех. Точно также и у нас духовность находится на стадии возрождения. Во всех черкесских аулах отстроили мечети. Молодежь стала уходить с улиц. У молодежи проявляется новая тенденция, что пить и принимать наркотики немодно. Она стала понимать, что спасение одной души, семьи и целого народа можно добиться религией, дарованной нам Всевышним Аллахом. Что не нужно изобретать велосипед, когда уже все предписано, кто и как должен существовать на этой земле. Но в одночасье невозможно, чтобы весь народ начал соблюдать все заповеди Аллаха. Для этого нужно время, терпение и огромный труд людей, которые поняли и пришли к истине.

Еще одним из аспектов возрождения является самореализация молодежи. Вот тут то и начинаются проблемы. Именно эти проблемы молодежь и пыталась донести до вас в Адыге-Хабле. Если молодежь не поднимала вопрос об ущемлении на религиозной основе, то это не значит, что народ находится в духовном упадке. У нас действительно нет, слава Аллаху, религиозных притеснений и проблем, как у других народов Кавказа. Потому что, живя по законам Аллаха, наши мусульмане соблюдают и законы страны, в которой мы живем. По-вашему получается, что если мы не идем в конфронтацию с властью, не расстреливаем своих духовных лидеров, не взрываем дома, то находимся в духовном упадке, и нас захлестнул алкоголизм и разврат. Проблема алкоголизма, наркомании и разврата есть у всех народов без исключения. Загляните в любое злачное место в городе Черкесске вечером, и Вы увидите, что основная масса посетителей (80-90%) ? это ?высокодуховная? карачаевская молодежь. Упаси нас Аллах, мы не претендуем на эти места, просто констатация фактов. Вы дали оценку всему народу по проблемам, затронутым в одном ауле. Религиозные проблемы у нас не являются наболевшими. Если они и возникают, то они решаемы. Вы даже и не призадумались, когда и абазины и черкесы высказали, в общем-то, одинаковые проблемы, и что, люди, которые их высказывали, не выглядели наркоманами и алкоголиками. Вы не задумались, когда в Эркен-Шахаре сказали, что ногайская молодежь уезжает из республики искать свое счастье в другие регионы, потому что на родине это счастье не у всех, и упадком духовности ногайцы не отличаются. Если бы вы разговаривали с русским населением, то уверяю Вас, Вы бы схватились за голову. У них проблемы точно такие же, как и у абазин и черкесов.
 
Проблем с мусульманами карачаевской национальности у нас нет. Дай Аллах им всем здоровья, хороших помыслов и процветания. Проблемы у нас именно с политикой руководства республики, начиная с постсоветских времен. Вот тут и начинаются проблема с реализацией молодежи, о которой писал раньше. Я представляю себе это, как ростки одного и того же растения. Один росток поливают, удобряют, рыхлят почву, а на остальные ростки не хватает воды и удобрений и сил на прополку, потому что дотационных средств на всех не хватает. Ко всему прочему, масла в огонь подливают лживые псевдоисторики, которые пишут и распространяют оголтелую фашистскую идеологию. Вот уже в течении 15-20 лет они безнаказанно пишут и издают книги, научные труды, явно провоцирующие напряженность между народами. Особой чертой этих трудов является лозунг ?человек сам является творцом истории; унизить других, чтобы возвысить себя?. Например, мухаджирство черкесов, которое Вы упомянули в своей статье, они расценивают как добровольный акт из-за ?заложенного в черкесах гена кочевничества?. Отрекшись от тюркского происхождения и приписав себя к аланам, они позволяют себе с уверенностью утверждать, что они ? ?самая древняя нация в этом регионе? а все остальные ? ?приблудшие кочевники без роду и племени?. Именно на такой истории выращено целое поколение карачаевской молодежи с явно националистическим мировоззрением. Такая история им нравится и другой они не хотят знать. Для 5-10% молодежи, которая приходит к Исламу, такая идеология становится неинтересной, она уходит на задний план. Но 90-95% остальной молодежи живут с этим. Да. Они все считают себя мусульманами, но это не мешает им устраивать непрекращающиеся стычки по национальной почве с другими национальностями. Куда девается их высокая духовность и исламские ценности, когда избивают толпой, пытаются забрать деньги и ценности у таких же мусульман, только другой национальности. То, что я мусульманин, хожу в мечеть, соблюдаю заповеди Всевышнего Аллаха, не дает ни мне, ни моим детям гарантий безопасности от этнических мусульман другой нации, потому что им глубоко наплевать на мою религиозную принадлежность. Для них важно, кто я по национальности.

Ни абазины, ни черкесы не привыкли жаловаться. ИншаАллах, мы перенесем все тяготы, воспринимая все, как испытание от Всевышнего Аллаха. То, что карачаевцев в республике больше и то, какое у них отношение к представителям других национальностей, иншаАллах, тоже станет испытанием для них. И если касаться генов, которые в нас заложены, то во все времена заметной чертой характера черкесов и абазин было обостренное чувство справедливости. Добиваться справедливости по отношению к себе, своей семье, к своему народу противоречит ли законам Ислама? Последние 15 лет что региональные власти, что московские власти были полностью глухи и немы по отношению к нашим проблемам. Мы не хотим предвзятого к нам отношения и не требуем большего, чем у остальных. Единственное, что мы хотели и ждали от вас ? это справедливой оценки наболевших проблем. Я думаю, что мусульманину следовало бы более глубоко изучить озвученные проблемы, прежде чем делать скоропалительные выводы, и только после этого выставлять свое видение на всеобщее обозрение. На Вашу группу рассчитывали, что наконец-то мы будем услышаны, но Вы тоже, по всей видимости, не смогли разобраться в проблемах. Либо Вы были неправильно и однобоко проинформированы, либо Вы действительно не смогли за короткое время понять сути проблем. Но если кто-то умышленно ввел Вас в заблуждение, то наверняка он не рассказал Вам, что черкесский бизнесмен, мусульманин Рауль Арашуков за свои средства каждый год отправляет сотни мусульман в паломничество ? Хадж и не разбирает, кто какой национальности, даже в большинстве карачаевцев. Он также и не информировал вас, что львиную долю налогов в бюджет республики платят именно частные предприятия абазин, черкесов и русских. Народ выживает именно благодаря Аллаху, давшему работу на этих предприятиях.

У меня есть много друзей в Дагестане по Ставропольской сельхозакадемии. Аварцы, лезгины, табасаранцы. Недавно мне опять посчастливилось встретиться с ними на встрече выпускников. Я у них спросил: как они уживаются, столько разных национальностей, в мире и согласии? Они ответили, что все стараются относиться друг к другу с уважением, что все прекрасно понимают: если кто-то начнет тянуть одеяло на себя, то это закончится крахом для всего Дагестана. Жаль, что этого у нас не понимают. Вы представляете себе, если аварцы начнут писать и говорить, что весь Дагестан ? это их земли, а все остальные ? это приблудшие кочевники, и что они самые лучшие во всех отношениях, включая религию, и что главой республики всегда должен быть только аварец? И при этом мы, по моему мнению, упускаем один очень важный аспект ? то, что наши предки жили веками вместе ? это миф. Не жили наши народы вместе до 1957 года. Карачаевцы всегда жили обособленно в горах и опыта проживания в общежитии с другими народами не имеют. В отличие от них черкесы, абазины, ногайцы и русские имеют опыт проживания и общую историю. А что религия наша говорит в отношении соседей? Не должен мусульманин спать, пока соседу плохо, утешая себя тем, что он, якобы, ?ненастоящий мусульманин?. И высокие слова не должны расходиться с делами.

Закономерным следствием такой политики и активной работы карачаевских лжеисториков стало все чаще звучащее высказывание: ?все равно мы вам житья здесь не дадим, это наши земли, уезжайте в Кабарду, Адыгею, Абхазию?. О какой конкуренции, которую черкесы и абазины не прошли, Вы говорите, когда уже слышится устойчивый запах войны и пороха. Дай Аллах нам всем мудрости и терпения, чтобы не допустить кровопролития.
 
Для справки
ответ полностью не прочитал, но скажу вам почему, что во мне нет ни капельки нацианализма и статью скопировал, чтобы мусульмане все подумали над своим положением и занялись самокритикой к какой национальности они бы относились.. А Курбанова я не знаю и не думаю, что тоже из-за каких-то националистических побуждений написал данную статью или стремился какую-то из национальность критиковать больше, чем другую.. Что увидел, то и написал.

(обещаю статью прочитать и извести для себя пользу)
 
львиную долю налогов в бюджет республики платят именно частные предприятия абазин, черкесов такое ощущение, как будто они работают в ущерб себе, чтобы прокормить карачаевцев.
Карачаевцы всегда жили обособленно в горах и опыта проживания в общежитии с другими народами не имеют. В отличие от них черкесы, абазины, ногайцы и русские имеют опыт проживания и общую историю Покажи мне хоть одно черкесско-русское село, или русско-черкесское село? А я тебе с десяток населенных пунктов покажу где население смешанное карачаео-русское, или русско-карачаевское.

И вооще меня удивляет, почему сразу приплетаете сюда русских, ногайцев, я понимаю абазин, они всегда с вами были.
Насчет карачаевских лжеисториков, приведи слова хоть одного такого , который сказал бы уезжайте к себе в Кабарду, а достаточно зайти на Элот или Хеку, и куда только карачаевцев не посылают, самое близкое это Алтай .
 
И прошу, не превращать топик в очередное место споров, я не для этого копировал статью..
 
карачайлы. Ты можешь мне показать с десяток населенных пунктов покажу где население смешанное карачаео-русское, или русско-карачаевское только по одной причине: все эти села еще недавно были русскими, а потом стали заселяться карачаевцами и превращаться в карачаевские.
 
Абдуллах. Я тоже не хотел бы превращать топик в очердное место споров. Но для справки хочу сказать, что Руслан Курбанов лично признал, что был не совсем объективен в своей статье и написал новую статью, в конце которой извинился за неволо допущенные ошибки:

Черкес, карачай, абаза и ногай - 2. Заметки исламоведа

Ситуация с развитием Ислама и ростом общины верующих в Карачаево-Черкесии ожидаемо неоднозначная. В каждом районе на ситуацию влияет целый комплекс проблем и факторов, которые определяют лицо сегодняшнего Ислама и мусульманина в республике. Для того, чтобы поближе познакомиться с ситуацией, мы провели серию интервью с исламскими лидерами ключевых районов и населенных пунктах республики.

Особую остроту ситуации в республике придает наличие в ней различных групп, имеющих различное отношение к Исламу ? от фанатичных атеистов до убежденно верующих. Как с этой проблемой справляются сами мусульмане? Какие вопросы их сегодня волнуют? Готовы ли они сегодня брать на себя решение более широкого круга задач? И чего им в этом не хватает?

Наследие прошлого

Что касается черкесских аулов, Шамель Шемирзов, помощник имама аула Хабез подтверждает, что в Хабезском районе, населенном черкесами, присутствует большой разброс мнений и представлений о том, что такое Ислам и каким должен быть истинный мусульманин. На религиозности народа огромный отпечаток оставила советская власть, которая жестоко искореняла любые проявления приверженности Исламу.

?Арестовывали и уничтожали имамов, представителей черкесского дворянства ? основных носителей национальной и исламской культуры. Мой прадед был репрессирован за антисоветскую агитацию. Мечеть, которую в ауле строили мои прадеды, сожгли. Сейчас вместо нее стоит ветлечебница. За эти годы в народе создали какой-то страх перед Исламом, люди начали бояться проявления религиозности?, - заявляет Шамель.

С его слов, сегодня из-за этой боязни многие люди не могут до конца с открытой душой воспринимать Ислам. ?Сегодня, хотя по закону, слава Аллаху, Ислам не запрещен, не преследуются верующие, - продолжает Шамель, - все равно через СМИ, через суды, через слухи и пересуды пугают ваххабизмом, нагнетается страх и недоверие к Исламу и мусульманам?.

С его слов, количество верующих в черкесских районах все равно увеличивается. По аулам Хабезского района немало верующих ? в самом Хабезе, в Бесленее, Псаучье-Дахе. Есть и такие, кто колеблется между-между. В каждом ауле есть мечеть. Но при этом, со слов Шамеля, мечеть в Хабезе пока не заполняется целиком даже на джума. Но при этом он просит учитывать, что очень много верующих и соблюдающих ребят находятся за пределами республики ? на заработках в российских городах и областях.

Как утверждает Шамель, до сих пор в районе существует определенный круг лиц ? это бывшие коммунисты, насквозь пропитанные коммунистическим воспитанием, продолжающие верить в идеалы прошлого. ?Кроме того, они увлечены идеей древности нашего народа, его доисламской культурой?, - утверждает он. Но с его же слов, их уже меньшинство, буквально, несколько человек, а большинство населения, все-таки, худо-бедно начинает поворачиваться к Исламу.

?Но зачастую рупор оказывается в руках у этой маленькой группы атеистов и коммунистов, - сетует Шамель, - В силу их возраста, в силу необходимости проявлять уважение к их сединам, мы молодые не можем решительно их перебивать. Пусть Аллах откроет им сердца, чтобы они остаток отмеренной им Всевышним жизни прожили как мусульмане и ушли из этого мира со словами шахады. Несмотря на эту группу лиц, Истина все равно все отчетливее проявляется перед людьми?.
 
Пороки и ?потерянное поколение?

Огромной проблемой для мусульман республики является распространение социальных пороков. Как утверждает Кемаль Салпагаров, имам ?Красной мечети? в городе Усть-Джегута, ?у нас на фоне развития Ислама не меньшими темпами развиваются сауны, специальные услуги при гостиницах?. ?Я убежден, что среди народов нашей республики специально насаждается прелюбодеяние ? зинá?, - заявляет Кемаль.

?В этих же саунах наши же девушки работают. Туда же заманивают на обслуживание клиентов беженок из Средней Азии, попрошайничающих на улицах. Сауны хуже казино и игровых автоматов. Это же настоящие публичные дома. А кто против этого выступает, то их, похихикивая, обвиняют в нетрадиционной ориентации. В лучшем случае, говорят, что он человек прошлого. Однако я убежден, что если наше светлое будущее состоит в расцвете наркомании, проституции и алкоголизма среди нашего народа ? я не хочу такого будущего?, - убежденно утверждает имам ?Красной мечети?.

Что касается ногайских аулов, выделенных сегодня в отдельный Ногайский район, Марат Бодраков, заместитель имама аула Эркен-Халк, заявляет, что среди практикующих мусульман, посещающих мечеть ? только старики и молодежь. Среднее поколение из-за коммунистического воспитания практически потеряно для Ислама, считает он.

Его слова подтверждает Анзор Апсов, имам Абазинского района, выпускник университета Абу-Нур в Сирии: ?Да, на пятничном намазе из прихожан 90% составляет молодежь. К сожалению, у нас старшее поколение не так религиозно, как в Дагестане или Чечне. Коммунистический период безбожия и борьбы с Исламом оставил на нашем народе глубокий отпечаток. Именно после советских времен у нас стало мало молящихся?.

?Количество верующих среди молодежи увеличивается, - продолжает Марат, - В основном за счет тех ребят, кто выезжал на заработки на Север и там вставал на намаз под влиянием татар и дагестанцев. И большая часть молодежи, в том числе и верующей, все-таки на выезде ? на Севере или в иных российских областях?.

?Оттого в наших аулах создается впечатление, что верующей молодежи мало, - делится Марат, - Конечно, у ногайцев пока интерес к Исламу ниже, чем у карачаевцев. В карачаевском Учкекене, к примеру, в каждом квартале мечеть. У нас пока такого нет, но будет, с позволения Аллаха?.

При этом, со слов Марата, среди ногайских мусульман склонности к радикальным идеям тоже меньше, чем в среднем по республике и по Кавказу. Более того, за последние 5 лет ребята, по наблюдениям Марата, начали возвращаться к традиционным формам практикования Ислама. Они увидели, с его слов, что местные имамы стоят на своем, не меняются под влиянием их горячих призывов и проповедей.

Что имамы предлагают не только соблюдать исламские предписания, но и сохранять свои обычаи. ?Если обычаи не противоречат Шариату, мы стараемся объяснять молодежи, что ничего предосудительного нет в том, чтобы им следовать, - поясняет свою позицию Марат, - Но если противоречат, то тут мы уже работаем со стариками, стараясь аккуратно довести до них, что Ислам должен быть на первом месте?.

Жажда молодежи

?На сегодняшний день молодежь жадно потребляет знания, ставит вопросы не просто о соблюдении своих обязанностей, - заявляет нам абазинский имам Анзор Апсов, - Но о том, как сделать больше этого, как развивать Ислам. Сегодня молодежи уже тесно в рамках так называемого ?традиционного Ислама?. Она готова искать и ищет ответы на свои вопросы не только в рамках традиционного для нашей республики ханафитского мазхаба?.

Молодые верующие ребята, со слов Анзора, решительно идут на то, чтобы преодолевать мазхабные рамки, ищут в других мазхабах более достоверные, более обоснованные решения. ?Но при этом они часто перечат старикам, уважаемым в народе людям, что не есть хорошо, - особо подчеркивает Анзор, - Надо проявлять в своем призыве и усердии больше мудрости и готовности к компромиссу.

Шамиль Хубиев, имам поселка Мирный Ставропольского края, основанного карачаевцами, вернувшимися из депортации из Средней Азии, выпускник Карачаево-Черкесского исламского института имени Имама Абу Ханифы утверждает: ?Верующая молодежь жаждет социальной справедливости. В основном это ребята от 20 до 30 лет. Они хотят построить исламское общество немедля, хотят полностью перейти на шариатскую правовую основу. Хотя и сами до конца не понимают, что это такое?.

Однако на пути к этому обществу молодежи еще очень много не достает. ?Нельзя сказать, что знания молодежи растут благодаря просветительским программам Духовного управления, - делится с нами проблемой Анзор Апсов из Абазинского района, - В основном, молодежь черпает свои знания у тех ребят, кто учился за рубежом, кто-то сам по себе пытается учиться по брошюрам, или берет знания напрямую из интернета. Отсюда между верующими одного района появляется много разногласий?.

Анзор продолжает: ?А старики, не особо вдаваясь в подробности того, что происходит, причисляют любого молодого парня, придерживающегося иных мнений, к ваххабитам. Многие говорят, что те кто учился за границей несут в наш народ неправильное понимание Ислама, несут радикальные идеи. Но это совсем не так.

Наоборот, те, кто получал полноценные знания за рубежом, старается сдерживать молодежь от крайних шагов. Я вот в Сирии учился. Там ни в одном университете не проповедуют радикальные идеи, или ненависть к немусульманам, или враждебное отношение к России. То же самое в Саудовской Аравии. Саудовское правительство само противостоит собственным радикалам?.
 
?У меня зазвонил телефон? по-исламски

Недостаток знаний молодежь пытается восполнить по-разному. Один из самых распространенных способов ? позвонить напрямую знающему человеку. Как говорит помощник хабезского имама Шамель Шемирзов, вопросов, возникающих у верующих, много. ?Часто звонят мне, еще чаще звонят более знающим ребятам, таким как Руслан Хакиров, - рассказывает Шамель, - У него телефон звонит без умолку, он постоянно разъясняет ребятам спорные вопросы, призывает и наставляет?.

Марат Бодраков, заместитель имама аула Эркен-Халк подхватывает: ?Мне каждый день звонят на мобильный по любому вопросу. Вчера, к примеру, звонили, спрашивали о том, может ли женщина порезать курицу. Если я знаю ответ ? отвечаю сам. Если ответа не знаю ? сам звоню в Карачаево-Черкесский исламский институт имени Имама Абу Ханифы и переадресую этот вопрос тамошним преподавателям арабам, выпускникам Аль-Азхара?.

Шамиль Хубиев из поселка Мирный представляет нам ту же самую картину, что и в черкесских и ногайских аулах: ?Очень часто, практически каждый день появляются бытовые вопросы, по которым люди хотят получить ответ с точки зрения фикха ? мусульманского права. У меня телефон просто разрывается. Даже недовольство среди домашних назревает ? хоть телефон выключай. За день получаю до 30 звонков с вопросами о том, как решить тот или иной вопрос. Мать специально даже считала?.

Адат-Шариат, Ибадат-Муамалят

Существует в республике и такая характерная для всего Кавказа особенность, как некоторая конкуренция в каждом народе между сторонниками традиционного горского права ? адат, и между убежденными сторонниками права исламского ? Шариат. Причем на Западном Кавказе всегда считалось, что крепче всего обычного права придерживаются черкесы и абазины, у которых до сих пор сохранился детально проработанный традиционный кодекс горской этики ?Адыге Хабзе?.

Однако, как утверждает имам Абазинского района Анзор Апсов, сегодня ситуация с приверженностью народа ?Адыге Хабзе? не столь однозначная. ?Люди постоянно заявляют о том, что хотят жить по ?Адыге Хабзе?, но сегодня уже мало кто ему следует, - делится Анзор, - Народ еще продолжает следовать некоторым элементам ?Адыге Хабзе?, соблюдает еще традиции на свадьбах, в этикете поведения, в отношении ко взрослым?.

?Многие из этих обычаев ни в чем не противоречат Исламу, а наоборот придают мусульманскому обществу дополнительную красоту и колорит, - разъясняет свою позицию Анзор, - Но молодежь все равно все больше забывает и отходит от этих обычаев?.

Что же касается Ислама и исламского права, к которому склоняется все больше молодежи, то и здесь уровень их знаний об этом праве, и готовность ему следовать пока невысокая. ?Что касается вопросов, которые задают мне, как имаму, верующие, - говорит Анзор, - то большая часть вопросов касается вопросов поклонения, которые в исламском праве ? фикхе относятся к сфере ?Ибадат?. Уровень знаний об Исламе в районе пока не столь высок, чтобы верующие задавались более тонкими и сложными вопросами по фикху?.

То же самое говорит и Марат Бодраков, заместитель имама аула Эркен-Халк: ?Процентов 90 вопросов касаются сферы поклонения - ибадат. К сожалению, уровень знаний об Исламе пока очень низок, даже среди практикующей молодежи?. А Анзор Апсов из Абазинского района продолжает: ?Кроме вопросов поклонения, и разве что заключения брака ? никях, относящегося в фикхе к правовой сфере человеческих взаимоотношений ?Муамалят?, пока другие вопросы не встают перед верующими района?.

Шамиль Хубиев из поселка Мирный, однако, представляет нам другую картину: ?80% из вопросов, которые мне задают ? бытовые и имущественные вопросы, касающиеся такой отрасли фикха, как ?муамалят? - сферы человеческих взаимоотношений. Вопросов, касающихся сферы поклонения ? ибадат, то есть молитвы, поста и т. д. становится все меньше. Местные мусульмане становятся все более образованными. Многие уже обладают достаточными знаниями о вопросах ?ибадат?. Оттого уже и вопросы ?муамалят? поднимаются все чаще?.

Имам усть-джегутинской мечети Кемаль Салпагаров более конкретен: ?На первом месте перед приходящими к нам ребятами стоит вопрос о том, можно ли мусульманам работать в милиции и иных правоохранительных структурах. На втором месте стоит вопрос о том, можно ли мусульманину пользоваться кредитами, которые предоставляются российскими банками. Все чаще встают вопросы о том, как брать и как выстраивать отношения по Шариату со второй и третьей женой?.
 
Семейный фикх

?Что касается семейных вопросов, - заявляет абазинский имам Анзор Апсов, - то уровень следования требованиям Ислама в этих вопросах среди верующих нашего района еще недостаточно высок. Если некоторые вопросы, такие как заключение брака - никях, или обрезание, которые почти по всему Кавказу настолько вошли в обычаи народа, что воспринимаются, как собственные традиции.

Но даже к никяху в нашем районе прибегают не так часто. Поскольку общий уровень религиозного сознания и знаний об Исламе пока остается невысоким. Никях в нашем районе делают многие, именно как обычай, после ЗАГСа. Но вот с разводом по Шариату ? таляк, пока сложнее?.

Марат Бодраков из Ногайского района продолжает: ?Из семейного фикха у нас соблюдается только заключение брака ? никях. А вот шариатский развод ? таляк, практически не практикуется. Подавляющее большинство пар разводится через ЗАГС. После, как положено по Шариату, не выжидают определенный срок для заключения другого брака. Есть, конечно, убежденные верующие, которые стараются это все соблюдать, но их мало?.

?Что касается никяха, то он, фактически, врос в национальные обычаи, стал частью национальной культуры. Вот поэтому большинство людей его и соблюдает, - разъясняет нам ситуацию Марат, - У нас даже ставшее для всех мусульманских народов традиционным обрезание многие уже не делают.

Отец мой рассказывает, как еще в 40-е годы по улицам аулов ходили специальные люди и предлагали жителям свои услуги сделать обрезание. Потом эта традиция была утеряна. Но сегодня она возвращается. Сегодня в наши аулы приезжают турки-месхетинцы из Краснодарского края, предлагают свои услуги, при мечетях есть люди, кто делает, даже в поликлиниках профессиональные врачи начали делать обрезание?.

Совмещение с семейным кодексом

Беседа с Шамилем Хубиевым из поселка Мирный открывает перед нами еще одну актуальную проблему ? соотношения между мусульманским семейным фикхом и российским семейным законодательством: ?Что касается совмещения мусульманских правовых решений по вопросам человеческих взаимоотношений с решениями, которые нам предлагает светская правовая система, то здесь не все однозначно?.

?Если коснуться, к примеру, вопроса заключения брака по Исламу, заключения никяха, - продолжает Шамиль, - то для мусульман России никаких препятствий не существует. Делай никях в мечети ? и живи. Сложнее обстоит дело с разводом ? таляк. К примеру, даже если супруги развелись по Шариату, то ведь этот развод не признается российским законом, пока супруги официально не оформят свой развод. Или наоборот, когда супруги развелись по российскому закону, но шариатского развода еще не было?.

?У меня был случай, когда светский суд развел супружескую пару, а муж по Шариату таляк супруге не давал, - приводит нам наглядный пример Шамиль, - Как быть с этим правовым казусом? Тем более, когда муж отказывается разводиться с супругой по Шариату. У мусульман республики нет кадия, чтобы их развести. Но на этом этот казус не завершился, поскольку к этой девушке посватался другой мужчина.

Самое интересное было, что все трое - и муж, и жена, и уже сватающийся к ней мужчина ? они все соблюдающие мусульмане. Как быть этим троим в этой ситуации? С этим вопросом они и пришли ко мне. Мы дома у мужа собрали родственников его, родственников жены, объяснили ему всю абсурдность и щекотливость ситуации. То есть, сделали масляха. В итоге он согласился и дал жене развод по Шариату.

А если бы он продолжал упорствовать, то проблема так и осталось бы неразрешимой. Так, как быть мусульманам в подобных ситуациях, если нет ни кадия, ни каких бы то ни было правовых механизмов разрешения проблемных ситуаций с точки зрения фикха?.


Много жен и наследство мусульманина

Что касается многоженства, то оно, на взгляд имама усть-джегутинской мечети Кемаля Салпагарова, среди мусульман республики пока не распространено. ?Ребята верующие-то давно готовы брать вторых жен, - говорит Кемаль, - но этому пока сопротивляется, как общество, так и сами верующие девушки. Для того, чтобы преодолеть это сопротивление общества, нужно чтобы наши сестры-мусульманки поняли, насколько это важно по Исламу. Поняли, насколько другая сестра-мусульманка, как и другие замужние девушки, нуждается в муже, в семье, в социальной защите?.

Относительно правомочности с точки зрения российского закона заключения мусульманином второго брака имам поселка Мирный Шамиль Хубиев заявляет: ?Что касается вторых и третьих жен, которых муж не может официально заявить в ЗАГСе, мусульмане на это не смотрят. Все равно женятся, и их нисколько не смущает отсутствие печати в паспорте. И закон к ним не может придраться. Вот в русских областях живут люди в гражданском браке без росписи, и никто им ничего по закону не может предъявить. Так же и в ситуации со вторыми женами у мусульман?.

Относительно такой отрасли семейного фикха, как наследование имущества мусульманина по Исламу, то имамы республики также открывают перед нами неоднозначную картину. Заместитель имама ногайского Эркен-Халка Марат Бодраков утверждает: ?Вопросы наследования у нас вовсе забыты, никто из местных мусульман даже не задумывается об этой стороне своих обязанностей по Исламу?.

Абазинский имам Анзор Апсов подтверждает: ?У нас также практически никто не следует положениям фикха при разделе наследства. Но это не значит, что молодежь не задается подобными вопросами. Молодые ребята, которые постоянно повышают свой уровень знаний в Исламе, все чаще начинают ставить такие вопросы, как раздел наследства, улаживание имущественных споров?.

Что касается соотношения положений фикха о разделе наследства с российским законом, Шамиль Хубиев из поселка Мирный, не видит в этом особых проблем. ?Российское законодательство не навязывает нам какой-то определенной схемы раздела наследства ? тому столько-то, а тому столько-то. Оставляя все на усмотрение самого хозяина наследства ? кому и как разделить. И хозяин, будучи мусульманином, может сам определить своих наследников и их доли?.
 
Бытовая экономика

?То же самое касается проблемы возвращения долгов, - продолжает Шамиль, Как заставить должника вернуть взятые деньги? Если при взятии долга была написана расписка, как это и положено по Исламу, то решить подобный вопрос проще. Если расписки не было, спросить с человека долг намного сложнее. Приходится говорить, убеждать, иногда долго и упорно. Но поскольку в большинстве случаев ко мне обращаются соблюдающие мусульмане, то убедить должника вернуть долг проще. Но если претензии предъявляются не убежденному верующему, решить вопрос, несомненно, сложнее?.

Анзор Апсов из Абазинского района приводит подобный пример из своей практики: ?Вопросы возвращения долга часто встают перед верующими. Недавно был случай, с которым ко мне пришли. Один человек взял у другого в долг и не отдает. Оба верующие. Пришли ко мне в мечеть. Пытался разрешить проблему по Исламу, убеждал, увещевал. Видя, что не получается, начали даже ?по-блатному?. Все равно не смогли разрешить этот вопрос. Пока уровень сознания верующих не настолько высок, чтобы говорить о том, что люди во всем готовы следовать требованиям Шариата?.

Помощник хабезского имама Шамель Шемирзов утверждает, что в последнее время все чаще стали спрашивать про кредиты. ?Сегодня у каждого есть возможность получить в кредит деньги на жилье, на машину, на образование, - говорит он, - Но это все под проценты, что запрещено Шариатом. Вот верующие ребята и избегают с ними связываться, как бы тяжело им это ни было?.

При этом мусульмане республики готовы проявлять гибкость в отношении многих противоречий, возникающих со светским законом. Кемаль Салпагаров из Усть-Джегуты утверждает: ?Я стараюсь отвечать на поступающие ко мне вопросы, в основном, ссылаясь на фатвы нашего ученого, имама города Кисловодск Назби Аджиева.

Несмотря на то, что его сейчас обвиняют в преступлении, которого он по нашему убеждению не совершал, он был достаточно гибок в решении подобных вопросов. Что касается кредитов, то Назби-хаджи, ссылаясь на мнение саудовского ученого Мустафы Махдума, считает для мусульман в крайних случаях дозволенным взятие кредита под процент, но только на приобретение дома?.

Милиция и власть

Вообще, вопрос о соотношении между требованиями Шариата и российского законодательства, все чаще встает перед мусульманами республики. Со слов Марата Бодракова из Ногайского района, ?многие убеждены в том, что эти две правовые системы во всем противоречат друг другу. Но опять-таки, подобные крайние мнения ? от незнания своей религии и от незнания той страны, где они живут. Они же в основном свои знания берут из перевода Корана Крачковского, читают фетвы и статьи в Интернете, брошюры?.

Как утверждает абазинский имам Анзор Апсов, ?возникают у молодых ребят и такие вопросы, как дозволенность для мусульман службы в милиции и иных правоохранительных структурах?. Кемаль Салпагаров из Усть-Джегуты, опирающийся в своей практике на фетвы имама Кисловодска Назби Аджиева, утверждает: ?Назби-хаджи считал для мусульман дозволенным работать в милиции при соблюдении определенных условий. Первое, при условии не оставления молитвы и второе, при условии, что своей работой в милиции мусульманин не будет причинять вред другим мусульманам?.

Однако Кемаль на этом не останавливается: ?Проблема в том, что, если человек молится, то его автоматически считают экстремистом. Создали отдел по борьбе с экстремизмом, но те, кто там работает, абсолютно не разбираются в Исламе. Первое что нужно сделать власти, это людей, знающих Ислам, назначить на ключевые посты, от которых зависит борьба с экстремизмом и радикализмом.

Причем с экстремизмом и радикализмом не только исламским, но антиисламским экстремизмом и радикализмом. Ведь сегодня настолько широкомасштабную войну по всем фронтам объявили из всех религий только Исламу. А почему власть не борется с сектантами, Свидетелями Иеговы, со всякими Грабовыми??

?Почему бы мусульманам не участвовать во власти? ? продолжает ставить вопросы Кемаль Салпагаров, - В чем проблема? В том же страхе перед мусульманами? Вот, к примеру, бывший глава администрации президента Карачаево-Черкесии Мурад Каракетов прямо заявлял, что ?сегодня убийцу пустят во власть, а верующего не пустят?.

Но верующие и практикующие ребята сегодня сами пошли во власть, начали выдвигаться депутатами Народного Собрания, занимать посты в Правительстве. Потому что знающие мусульмане, нормально мыслящие все понимали, что это надо для дальнейшего развития нашего народа, оздоровления общества. Нам мусульманам надо преодолевать границы отчуждения, которые искусственно создают между верующими и неверующими, которые навязываются многим горячим головам из числа молодых мусульман?.

А судьи где?

Шамиль Хубиев из поселка Мирный также уверен, что многие вопросы в рамках российской правовой и политической системы можно решить: ?Российское гражданское законодательство не душит мусульман. Нельзя сказать, что мусульмане не имеют возможности в российском правовом пространстве решить многие из своих вопросов?.

Кемаль Салпагаров его поддерживает: ?Никто не говорит о шариатском государстве. Нас, мусульман республики, да и России устроила бы и светская правовая и судебная системы. Но только чтобы порядок был, чтобы ко всем закон одинаково справедлив и суров был. А так, чем больше вкачивают денег в борьбу с террором, тем больше этого террора и получают в итоге?.

Анзор Апсов из Абазинского района предлагает приемлемое, на его взгляд, решение возникающих противоречий: ?Сами работники Духовного управления признают, что для разрешения подобных вопросов у нас должен быть авторитетный шариатский судья ? кадий. У нас в структуре Духовного управления есть должность кадия.

Но он исполняет не обязанности шариатского судьи, а является по должности заместителем председателя Духовного управления. В итоге получается, что правовые вопросы по Шариату в республике на официальном уровне решать некому. А решать их надо, поскольку с каждым годом таких вопросов становится все больше?.

Такого мнения придерживается не только он. Марат Бодраков из Ногайского района поддерживает Анзора: ?Я, конечно, стараюсь отвечать на все задаваемые мне вопросы. Но я убежден, что нам нужен специальный человек, кадий, шариатский судья, специалист по исламскому праву, по фикху и Шариату, чтобы справиться с нарастающим количеством вопросов и проблем?.

О том же говорит и Шамиль Хубиев: ?У нас в Духовном управлении есть, человек, чья должность называется ?кадий?, то есть шариатский судья. Но это только название, поскольку разрешением дел по мусульманского праву этот человек не занимается вовсе. Просто назвали кадием, вот он так и называется.

Однако даже без кадия, права мусульман по российскому гражданскому кодексу достаточно широки. Но сегодня мусульмане даже представления об этом не имеют. Они же сами имеют полное право разрешать спорные вопросы по Шариату, прибегая к услугам третейских судей. А судей этих мусульмане каждый раз сами и могут выбирать, хоть из числа имамов мечетей, хоть из числа выпускников исламских вузов, хоть из числа простых верующих, кому они доверяют.
 
Мусульманам такая структура сегодня очень нужна. Лучше было бы если бы она существовала при Духовных управлениях. Кроме того, у нас должен существовать и консультационный орган, который мог бы предоставлять правовые консультации по шариатским вопросам, разъяснять людям спорные моменты. Необходимо всячески повышать правовую грамотность мусульман, как относительно Шариата, так и относительно российского законодательства?.

P. S.

В завершение данного материала я хотел бы коснуться того вопроса, что предыдущая моя статья ?Черкес, карачай, абаза и ногай? была несколько остро воспринята некоторой частью черкесской и абазинской молодежи. Не спорю, она была в некоторой степени острой. Свои мотивы, которыми я руководствовался при ее написании, я разъяснил представителям черкесской молодежи и общественности, вышедшим на меня, представил их более широкой публике на черкесских электронных ресурсах.

Любой желающий и сегодня может связаться со мной и задать волнующие его вопросы. Я же со своей стороны, как верующий и практикующий мусульманин, желающий обрести довольство Господа, заявляю, что не имел намерения обидеть своих братьев по вере. Тем же ребятам, кого задел мой материал, приношу свои искренние извинения в надежде на то, что Всевышний окажется Милостив ко мне в Судный день...

Руслан Курбанов

http://www.islam.ru/pressclub/tema/werkesabaza/
 
Для справки
Иш ты, какой защитник русских выискался! Наверное из соображений помощи русским корпорашка с космическим названием "Меркурий" публиковала объявления о приеме на работу с оговоркой "обязательное знание черкесского языка".
Автор статьи может и практикующий мусульманин, но зачем писать, что Аллах благоволит к частным предприятиям черкесов и абазин? Что за избирательность такая? Может ему следует поднатореть немного в вопросах шариата? Узнать, что такое риба?
Или вспомнить, как лидеры "предприятий к которым благоволит Аллах" устроили омерзительное и позорное избиение карачаевских стариков во время намаза в 1999 году?
Не хорошо, товарищ "практикующий мусульманин", нехорошо...
Вот уже в течении 15-20 лет они безнаказанно пишут и издают книги, научные труды, явно провоцирующие напряженность между народами.
Автору следовало бы почитать учебник по истории КБР в редакции Думанова. Он бы много нового узнал о дружбе народов и истории
 
KARABAS.

Мы говорили вообще-то не о "Меркурии". Но если ты затронул эту тему, то:

1. Покажи сначала объявления о приеме на работу с оговоркой "обязательное знание черкесского языка". Если не сможешь, то это дешевая ложь и фальшивка, а ты, соответственно, лжец.

2. В "Меркурии" черкесов и абазин примерно 40%, остальные - русские, ногайцы, осетины, и представители других национальностей. В том числе (да-да, представь себе) карачаевцы.

Автор статьи не писал, что "Аллах благоволит к частным предприятиям черкесов и абазин" Он написал "Народ выживает именно благодаря Аллаху, давшему работу на этих предприятиях". Это разные вещи, не вводи людей в заблуждение.

Если начал про омерзительные и позорные вещи, то почему не пишешь тогда, кто Кто убивает имамов в КЧР и кто, в частности, убил ректора Исламского Института Исмаила Бостанова в священный для всех мусульман день Ид-аль-Фитр (Ураза Байрам)?

А учебник по истории КБР в редакции Думанова меркнет по сравнению с псевдоисторическими трудами Будая, З.Кипкеевой и других национал-фашистов.
 
Abdullah

Спасибо тебе за понимание, за отсутствие национализма и за искренность.

Извини, если я чем-то тебя обидел.

Пусть Всвевышний Аллах ведет тебя всегда по Прямому пути, и пусть даст тебе блага в обоих мирах.

Ассаламу алейкум.
 
Для справки
Abdullah

Спасибо тебе за понимание, за отсутствие национализма и за искренность


Звучит примерно так же, как слова благодарности вора в адрес законопослушного гражданина))

*я у тя, значит, стащил сувенирный ножик, но спасибо, что ты мой не трогаешь* ))
 
Вот это дадело не в том что кто -то куда-то поселился, а в том что вполне мирно живут и сосуществуют, а тут некоторые фашисты пытаются сказать что мы не можем сосуществовать ни с кем, мы можем сосуществовать...
 
Для справки
А учебник по истории КБР в редакции Думанова меркнет по сравнению с псевдоисторическими трудами Будая, З.Кипкеевой и других национал-фашистов.

Сколько можно... Кипкеева и Будай - это ответ Унежевым, Мамбетовым, Нарам и прочим которых всех даже не пересчитать. Или их "труды" вам не знакомы, или они такие "безобидные пусики" только "констатируют факты"???
 
Для справки
уа алейкум салам, джазакаЛлаху хайран за участие и вторую статью.
 
Кечегиз ашхы болсун БАГЪАЛЫЛАРЫМ!

Ийнаныгъыз , редко когда джюрегим асры джарылгъандан ,не могу найти слов.

Къарачайлыла Средний Азияны аякъ юсюне салыб келген миллетдиле.
Бу дунияда Къарачай тындыралмазлыкъ- эркишиси, тышырыуда иш джокъду,нелени сандырайдыла черкеси абазасы да.
Кеслерине ашарыкъ -киерик къурасынла.

Къарачайлыла Азиядан кечюб келгенлеринде Нарсананы оруслулары
базарда таныгъан къарачайлыларын къучакълаб: Слава Богу ,теперь хоть наедимся -деб къуанч тыбырлы болуб айлангъандыла.
Къарачай къыркъхан джюнню, кютген малны, тышырыу ишлени айтмайма .... неге юретирикдиле бизни была, бир айтсынла.
Биз билмей тургъан зат болурму?
Если разозлят ,я выставлю сюда такие выкладки из Ленинской библиотеки мало не покажется.
ДЖарашыу сюйген джалынчакъ ,деб биз тынглагъанга.
 
Сколько можно... Кипкеева и Будай - это ответ Унежевым, Мамбетовым, Нарам и прочим которых всех даже не пересчитать

Мамбетов ? Нарам ? не слышал о таких

А У этих горе историков я имею ввиду Адыгских есть целые книги с картинками изобилующие оскорблениями в Адрес Карачаевцев ?
Только не считай за оскорбления о упоминаний уплаты дани Горских народов Кабардинцам !
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам