- Айраннга суу къош, телиге джол бош.
- Малны кют, джерни тюрт.
- Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
- Болджал ишни бёрю ашар.
- Аман хансны – урлугъу кёб.
- Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
- Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
- Бермеген къол, алмайды.
- Элиб деген, элге болушур.
- Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
- Ач къарным, тынч къулагъым.
- Башынга джетмегенни сорма.
- Кёб джашагъан – кёб билир.
- Эли джокъну – кёлю джокъ.
- Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
- Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
- Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
- Чомартны къолун джокълукъ байлар.
- Орну джокъну – сыйы джокъ.
- Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Намыс сатылыб алынмайды.
- Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
- Къар – келтирди, суу – элтди.
- Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
- Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
- Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
- Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
- Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
- Тамчы таш тешер.
- Айыбны суу бла джууалмазса.
- Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
- Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
- Сангырау къулакъ эл бузар.
- Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
- Таукелге нюр джауар.
- Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
- Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
- Адеб джокъда, намыс джокъ.
- Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
- Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
- Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
- Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
- Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
- Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
- Акъыл неден да кючлюдю.
- Адебни адебсизден юрен.
- Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
Халкъыбызны уллу джазыучулары. Батчаланы Мусса., Бизни адабиятны дуния дараджагъа чыгъаргъан адамлагъа аталады тема
26.02.2013 03:27:33
Поэзия Муссы БАТЧАЕВА в переводах Н-М.Лайпанова
*** Словно слезы чисты Капельки дождя. Окна мои чистят, По стеклу скользя. Сколько себя помню, Все мечтаю я, Чтобы кто-то вспомнил С радостью меня. Капелькою грустной Стать бы мне одной И смывать без устали Грязь с земли родной. ЯЗЫК ОДИН Когда увидел я На сенокосе, Как по-мужски Отец мой косит, Мне вспомнилось его Любимое присловье: «Язык – один, Ушей – пара, Пара – глаз. Сказал слово- Вслушайся дважды, Дважды всмотрись! Язык – один, Говори смело, Говори дело. Мало говори, Говори мало, Да много сделай! Язык – один, Рук – две. Рук две – Пальцев десять! Пусть дел, Чем слов, Раз в десять Будет больше!» *** Идя в горах большой дорогой, На склонах их увидеть вы могли Тропинки, разминувшиеся с торной, Что змейками к вершинам пролегли. Они и скользки, и кремнисты, всё же Их проложивший духом был высок: Он кручи выбрал, не желая множить Число глотавших пыль больших дорог. КУСТ СМОРОДИНЫ Высоко на вершине утёса Куст смородины дикой растет. Твердь пробив, он цветет, плодоносит, Ветерок только ягоды рвет. И смельчак на утёс не залезет, Ягод много – достать нету сил… И растет себе куст бесполезно, И зачем только камень пробил?! НЕ ЖАЛЕЮ И ты, и я ведь зрячие… Но всё же Пути избрали разные с тобою. Тебе долины в зелени дороже, А мне идти скалистою тропою. Твой дом в затишье и куда теплее, А мой - открыт ветрам на склоне мерзлом, Но я живу и … вовсе не жалею – От моего намного ближе к звездам. *** Море черное скучает… Я по берегу хожу, Твое имя на песчаной Глади камешком пишу. А одна волна шальная Надпись слизывает зло, Белой пеной накрывая Имя, милая, твоё. Как ей знать, волне игривой, Что из сердца моего Имя женщины любимой Смыть и морю не дано. *** До свиданья, Море! Еду я домой. Был отраден взору Берег голубой. До свиданья, Море! Как столетний дед, На твои просторы Я примерил Свет. И стою здесь молча, Волны же бегут, Белой пены клочья К берегу несут. До свиданья, Море! Возвратясь к себе, Расскажу я много Людям о тебе. Кто, не зная меры, Смотрит свысока, Пусть к себе примерит Твои берега! Кто величьем бредит, Слушая себя, Пусть к тебе приедет, Как приехал я! *** Отец еще не возвратился с фронта… Я тосковал, наверно, по отцу… Мать как-то, пожалев меня, ребенка, Вздохнув, сказала, гладя по лицу: « Так только капли схожи две, сынок, Как всё в тебе отца напоминает!..» Отец вернулся … И ушел в свой срок, А мать меня, как прежде, утешает… ЕСЛИ Если постарею и всё ближе холод, Смерть не позову я – миг дыханья дорог! Смерть не позову я – как бы не измолот: Телом ослабею, сердцем – еще молод! Если ж уроню я человека честь, Попрошу у смерти чашу не пронесть! *** Зима идет, Зима идет, Подходит к городу. Чего боюсь, Чего таюсь – Так это холода! Когда в горах Туман и страх Остудят кости, Ночной порой К тебе домой Приду не в гости. Но если вновь Остудишь кровь Холодным взглядом, Но если вновь Без добрых слов Застынешь рядом, - Тогда тоской, Больной тоской, Наполнюсь злою, В глухих горах, В чумных снегах Я льдом покроюсь! *** «Без путника дороги не бывает. Когда, дорогу проложив, уйдём, По ней потомство смело зашагает – И годы , и века … когда уйдём…» - Так думая, отцы наши ровняли Дороги, по которым мы идём… МОЛОДОСТЬ МОЕЙ БАБУШКИ Морщины бабушки Разглаживая, Побелевшие косы Расчёсывая, В потускневшие глаза Заглядывая, Дочь сестры моей, Дочурка малая, С удивленьем спрашивала: - Амма! Молодость твоя, Куда задевалась? Куда ушла? Зачем ушла? А как ушла? Ускакала на лошадке? Иль по морю уплыла? Или птицей улетела? Сколько ты бы ни жила, Не с тобой, зачем она? Стали глазки тусклыми, Стали глазки грустными (Пожалела старую, видно, кукла малая). Отвечала бабушка: - Умница глазастая! Молодость – такое дело: Глаза – зоркие! Слова – светлые! Косы – черные! Брови – черные! Зубы – ровные, Снежно-белые! Руки скорые – На дела добрые! Ничего на всей земле – Нет Молодости ценней! Если, доченька моя, С земли совсем уходя, Я её с собой возьму, Быть большому мне стыду! Не сбегала, дочка, Ни в степь, ни горы Молодость моя: Сама по кусочку Другим на здоровье Всю я раздала. Разделила поровну: Часть отдала дочкам, Сыновьям – другую. Часть отдала, дочка, Дедушке большую. А тебе, душа моя, От богатства я Вот эти глазки - Круглые, Вот эти бровки - Дуги, Вот эти щёчки Смуглые отдала… |
|
|
|
27.02.2013 12:19:53
Кайсын Кулиев как-то заметил, что талант - достояние не только того, кому он дан, но одновременно он является национальным богатством. Одним из самых талантливых писателей Карачая и Балкарии был Мусса Батчаев. Его художественное слово, проникнутое мощью и целомудрием народной души, так сильно и честно выразило наше время с его небывалыми потрясениями и невзгодами, что принесло ему не дешевую популярность, а глубокое всеобщее признание. Писатель сказал свое слово во многих областях литературного творчества - поэзии, прозе, драматургии. И везде ощутима печать неповторимости его дарования, свет его щедрого сердца. И как подобает подлинно талантливому писателю, он был правдив и совестлив. Как справедливо заметил Игорь Штокман - автор вступительной статьи к книге Муссы Батчаева "Быть человеком", вышедшей в 1978 году в московском издательстве "Современник", - у писателя "никогда не было осторожных оговорок, оглядок через плечо - были простота и надежность сильного чувства, сильного человека". В творчестве Муссы Батчаева была тема, к которой он возвращался вновь и вновь - тема Великой Отечественной войны. И это понятно. Он принадлежал к тем, чье детство было опалено войной. "Легкой судьбы ни у меня, ни у моих сверстников не получилось, - писал Мусса Батчаев. - Мы были малы для войны. Воевать ушли наши отцы... Мы были малы, но мы взрослели... Израненные, изувеченные войной бывшие солдаты встречались нам всюду - во всех аулах, во всех городах. Они жили рядом, не давая нам все эти годы забыть о войне... Всякая война рано или поздно кончается, но беда ее остается на долгие годы." Батчаев-писатель обладал необыкновенной душевной чуткостью, добротой. Он был убежден, что "люди в основе, массе своей - хороши, а не дурны, и время обязательно докажет это" (И.Штокман). В одном из своих ранних стихотворений Мусса Батчаев писал, что в день своей смерти он хотел бы забрать все человеческие невзгоды, болезни, всю печаль земли... Но судьба была к писателю жестока и несправедлива. Смерть пришла к нему внезапно, не дав ему возможности "подвести черту стариковской палочкой"; "на самом донышке посидеть на солнышке" (А. Твардовский). Он умер мгновенно от удара электрического тока высоковольтной линии во дворе дома, который начал строить... ...Я была на похоронах. Они были очень многолюдными. Боже мой! Как горячи, как искренни, как трогательны были речи над его могилой в родном ауле Кумыш! Я подумала тогда: "Как жаль, что хотя бы сотая часть этих добрых слов не была высказана при жизни писателя!" Правда, Мусса - этот общительный, щедрый и остроумный человек - не был обделен друзьями, их вниманием, заботой, добрым отношением. Мусса Батчаев был активным собирателем карачаево-балкарского фольклора. Еще будучи студентом пединститута он неоднократно принимал участие в фольклорных экспедициях Карачаево-Черкесского научно-исследоватсльного института истории, филологии и экономики. Им были собраны многочисленные сказки, легенды, нартские сказания ("Алауган", "Сын Алаугана" и др.). Его всегда интересовало творчество народных певцов (джырчы). Неизменно вызывали его восхищение песни Капруч улу (Муссы Байчорова). Часть собранного им фольклорного материала была опубликована. Так, в 1969 году в соавторстве с Е. Стефанеевой он издал сборник легенд на русском языке под названием "Горы и нарты". Мусса Хаджикишиевич автор переводов некоторых произведений Лопа де Вегы, А.Н.Островского и др. Всего из его трудов было издано десять книг. Однако значительная часть собранного Муссой Батчаевым фольклорного материала остается не изданной. _______________________________________________ Мусса БАТЧАЕВ В АТАКЕ Решили победить! Пошли в атаку. Из окопов хлынула тысяча смертей. Никто не остановился, и тогда враг побежал. Отступавший последним повернулся к атакующим и выстрелил. За громом выстрела всегда следует свинец. Гром уходит в небо, а свинец остается на земле. Или в чьем-то сердце. Эта пуля ударила в грудь бежавшего первым. Раненый упал. Над ним склонился испуганный друг. - Что с тобой? Вставай!.. Что я скажу твоей матери? Умирающий торопился и не дал договорить ему. Прижал руку к останавливающемуся сердцу, потом высоко поднял ее, вгляделся в окровавленную ладонь и прошептал: - Скажи - умер наступая... ********** ЛАСТОЧКА Утренний луч скользнул по карнизу дома. Ласточка вылетела из гнезда за завтраком. Писком провожали ее четыре разимутых рта. Когда заботливая мать вернулась с оранжевой стрекозой в клюве, ни золотого карниза, ни гнезда с коричневыми малютками не было. Была только изуродованная земля да багровое пламя пожара. Слезой искрились ласточьи глаза, острой болью свело натруженные крылья, и ласточка камнем устремилась в огонь. Падая, подняла к небу полные изумленного отчаяния глаза и увидела в вышине большую железную птицу, но не заметила, что в ней сидит человек... Человек, у которого где-то на этой земле, под этим же солнцем греются, быть может, четверо малышей. ********** ЛЕПЕШКИ Женщина дала девочке кукурузную лепешку. Себе взяла такую же. Самую большую протянула больному старику. В последние дни она пекла ровно по три лепешки: война еще не кончилась, а муки было мало. - Мам, к чему нашему деду столько хлеба, раз он все равно умрет? - спросила девочка с удивлением. Женщина вздрогнула. - Почему он умрет?! Что ты болтаешь!.. - Ты ведь сама говорила... соседкам. Я слышала. Женщина заплакала. Старик изможденной рукой погладил девочку по головке. Ночью он умер. А утром под его подушкой нашли полтора десятка нетронутых кукурузных лепешек. ********** ПАМЯТЬ Мальчик всматривался в знойную даль. Он был совсем маленьким, а степь велика и пески безграничны. Там, где сейчас висело солнце, из песков вставал одинокий курган. Из-за кургана стрелой вылетала прямая желтая дорога. Мальчик смотрел туда, где она терялась. Смотрел не так, как смотрят дети, - взрослый, тревожный прищур морщил его лобик. По зтой дороге, взбивая сапогами золотую пыль, должен был вернуться с фронта его отец. Так говорила мама, и так возвращались отцы других мальчишек. И он ждал, а отца все не было. Под жгучим солнцем горел солончак, горячий ветер играл песком, по степи мячом скакало перекати-поле. Все это было каждый день, и каждый день не было отца. Вечером небо пылало закатом, приходила душная ночь, и тогда мальчик садился перед матерью. - А его нет, - говорил он тихо. - Придет завтpa, - тихо отвечала мать. - Он может прийти и ночью? - Нет, ночью все должны спать... И ты тоже. - А рано утром? - Утром - да! - Тогда разбуди меня утром очень рано. Хорошо? - Хорошо. - А если он завтра не придет? - Тогда - послезавтра. - Если не придет и послезавтра? - Тогда подождем еще... - А если и не тогда? - Тогда папа заснул и забыл проснуться. - Я так и думал... Какой же соня мой папа... А почему, мама, ты плачешь?.. Плакать нельзя - ты сама говорила. ********** ТЕТЯ ПОЛЯ Как-то, очень давно, мы приходили в школу. - Здравствуйте! - говорили мы тогда. - Здравствуйте, - улыбалась нам тетя Поля. Она работала уборщицей и каждый день, встречая нас в коридоре, просила вытирать ноги. И каждый день, когда мы уходили, мыла в классах полы. Три класса по сорок квадратных метров и коридор - первая смена, три класса и коридор - вторая смена. С деревьев облетали листья - день тетя Поля мыла полы... И опять проходили годы, время текло рекой. Первоклассники становились десятиклассниками... К тете Поле привыкали, как привыкают к школьной парте или доске... Видеть часто - значит не видеть. Было так. Сегодня у меня в волосах много седых волос. Я опять прихожу в школу, но уже сам ставлю малышам оценки "хорошо", "плохо". - Здрасьте! - говорю я басом тете Поле. - Здравствуйте, - улыбается она. Тетя Поля по-прежнему моет полы. Три класса и коридор - первая смена, три класса и коридор -вторая смена. Много ли будет квадратных метров, если... взять это столько раз, сколько всходило солнце за всю жизнь тети Поли?! Может быть, это земная часть нашей планеты... Вымыть земной шар!! ********** ТУК-ТУК... - Тук-тук-тук! - Кто там? - Это я - Труд! Открой двери - я поживу с тобой. - Иди прочь! Тесно у меня. - Тук-тук-тук!.. - Кого опять нелегкая принесла? - Это мы - Слава, Почет, Богатство и Счастье! Впусти нас переночевать. - Как я рад, дорогие мои! Заходите. Живите у меня до гроба - места всем хватит. Нас только двое - я да жена. - А Труд разве не у тебя живет?! - Нет, он поселился у соседей. Да постойте, куда же вы? - Туда, где наш друг. |
|
|
|
27.02.2013 12:47:35
http://old.skgvh.ru/files/golos_kavkaza_1.pdf
Исса КАПАЕВ ВОСПОМИНАНИЕ О МУССЕ БАТЧАЕВЕ выступление на юбиленом вечере В тот вечер мы были вместе: я, писатель Виктор Кустов, живущий сейчас вСтаврополе, поэт Юсуф Созаруков... Мусса посадил нас в беседке, обвитой виноградной лозой. Сам ходил босикомпо даче, угощал овощами прямо с грядки. Говорил тосты, остроумные, с притчами. Я помню: если в компании была женщина, Мусса любил поднимать стакан со словами: – Гуси спасли Рим, а из-за Елены Прекрасной разрушили Трою. Так, давайте, все равно выпьем за прекрасных женщин! Тот вечер на его даче мне запомнился на всю жизнь: ни сам Мусса, ни мы не знали, что вскоре нашего старшего товарища не станет... Когда я учился в Литературном институте им. Горького, напечатали мой первый рассказ в журнале «Юность» (ранее я публиковался, это же была моя перваяпубликация во всесоюзной печати). Мусса учился на Высших литературных курсах,жили мы в одном общежитии. Он тогда позвал в свою комнату всех наших земляков. Он любил такие встречи и всегда был организатором их. – Выпьем за будущего классика советской литературы! – с этими словами оноткрыл то памятное застолье. Конечно же, это была шутка. Как и любой литератор,мы к творчеству, а тем более к публикациям такого рода относились ревностно,поэтому я тогда остро ощутил, сколько было в этих словах великодушия. Этим онотличался, особенно в нашей среде, писателей из провинции. Когда годом позже вышла повесть Муссы Батчаева «Элия», там же в «Юности», мы все, студенты литинститута, зачитывались его великолепным произведением. Перед вахтой на столе размещалась корреспонденция для живущих в общежитии. Каждый день в течение длительного времени приходили десятки телеграмм вадрес Муссы. В основном поздравляли его карачаевцы, возгордившиеся публика- цией земляка в столь солидном издании. К выходу «Элии» Мусса уже был известным писателем у нас в Карачаево-Черкесии и на Ставрополье. Его знали как автора повести «Когда осуждают предки» изнаменитого «Серебряного деда»... а тут на наших глазах начала расти всесоюзная известность. Многие видели в перспективе, что растет писатель ранга Айтматова,Мустая Карима и других, тогда очень популярных... Конечно, это порождало зависть и притом черную зависть среди бездарных литераторов, которыми кишеланаша писательская организация... Я не знаю, что было бы с биографией Муссы, останься он в Москве. Ах, лучше бы он остался! Как бы повернулась его творческая жизнь? Но у писателя нет иной жизни. Есть только судьба. Он вернулся в Карачаево-Черкесию. Его тянуло в родные места, ксвоим, к народу... И начались черные годы. Серость и посредственность была напуганаперспективой роста карачаевского писателя. И здесь, эти шарлатаны играли втемную.Мусса же искренне верил в чистоту человеческих отношений, в благородство, во всевысокое, разумное и справедливое. Он противостоял своим противникам с раскрытойдушой, с обнаженным сердцем, а тут, у многих коллег и высокопоставленных чиновников, в рукавах были спрятаны ножи... Помню и то знаменитое обсуждение книги «Элчилерим» («Мои земляки») в здании областного Дома политпросвещения (ныне телестудия). В тот вечер ложные, явно надуманные обвинения посыпались не только на второй вариант «Серебряного деда», но и на безобидную, полную народного юмора, жизнерадостную повесть «Мои земляки». Здравомыслящие тогда возмутились кощунством злопыхателей. Тогда на сторону Муссы стали критики-литературоведы – черкешенка Лейла Бекизова, абазин Владимир Тугов, карачаевки Фатима Урусбиеваи Назифа Кагиева. Когда начались нападки на драматургические произведения Муссы, я как разприехал из Москвы, где прожил около года. Встретились с Муссой, я уже был в курсе всех его дел и, чтобы посочувствовать, говорю: – Вот, вернулся, как коммунист в пиночетское Чили... Когда же издохнет это зверье?! Мусса понимает, улыбается своей обычной улыбкой, сжав губы и сощурив глаза, поправляет очки и кивает головой. – Ничего, ничего, – говорит он. – Все еще изменится. Я в жизни пережил и похуже. Видимо, он имел в виду страшное детство в выселении. Он никогда не говорил об этом времени, как что-то сокровенное держал в глубине сердца... Часто писатели впадают в депрессию и становятся неврастениками. Сколькоя знал Муссу, ни одной жалобы от него не слышал, а напротив, он всегда старалсяподбадривать и себя, и своих знакомых. Это подчеркивало его большое мужество. Он воевал с системой и притом в одиночку. Ну кто тогда ему мог помочь по существу? Все делалось по сценарию, начертанному в высших партийных кругах. Сегодня очень тяжело сознавать, что по возрасту мы пережили Муссу. А ведь он был младше... Тогда, когда он умер, ему было неполных сорок один, и он был старше нас на целых десять лет. А нам сейчас – за пятьдесят. Горько вспоминать, что враги торжествовали и после его смерти. Они проводили себе пышные юбилеи, присваивали звания и были убеждены, что они – корифеи литературы. Они скомкали его 50-летие. Многие в 1989 году хотели отдатьдолжное таланту Муссы Батчаева, но прижизненные злопыхатели всячески воспрепятствовали. Однако талант Муссы непоколебим и, наконец, сегодня получает достойноепризнание на своей родине. Ничтожные и беспринципные литераторы, всю жизнь профанирующие себяобщественности писателями, наивно думали, что, навесив на свое бездарное творчество звания, ордена и медали, они стали достоянием народа. Ан нет! Они были иостались всего лишь мелкими насекомыми – паразитами на народном теле. «Серебряный дед», «Когда осуждают предки», «Мои земляки» – вот настоящие духовные, эстетические, художественные ценности.И дай Бог, чтобы у нас появились государственные мужи, ясно понимающие это! 1999 год, Черкесск, Драматический театр |
|
|
|
27.02.2013 17:40:25
Сау болугъуз бу теманы ачханыгъыз ючюн, Билял! Мен кесим да Къумушданма да, бек кёлленеме бу джазылгъанны окъусам. Элибизни атын айтдыргъан бла къалмай, миллетибизни адабиятын алай мийикге кёлтюрген, ол адам мен туугъан, мен джашагъан элден болгъанына, мен окъугъан школда къачан эсе да окъугъанына (кечирек а, устаз болуб окъутханына) ёхтемленеме.
Мусса Хаджи-Кишиевич был лучшим другом моего дяди, старшего брата отца Батдыева Разбия (род. в 1938-м - умер в 1980-м). Он тоже был поэтом. (Его стихи включены в В школьной программе, помню, были его стихи,на 11-м классе пересказывали на занятиях его рассказ "Кюмюш акка", до как-то писали изложение по отрывку его рассказа "Хочалай бла Хур-хур". Все были в восторге от прочитанного и горды, что являются его земляками... Дома я как-то находил сборник рассказов Муссы Батчаева на русском языке «Мои земляки» (1976), с дарственными надписями от автора (дяде). С удовольствием прочитал от корки до корки. Тогда я вспоминал слова учительницы по истории КЧР, которая говорила: "Не умер бы он в таком молодом возрасте, возможно, были бы и нобелевские лауреаты по литературе и у нашего народа. Его прозу сравнивают с прозой Чингиза Айтматова". Бюгюн кюнде уа бек къыйынды табхан аны китабларын. Переиздавать бек эртдеден бери этилмегенле... Устазыбыз да сагъыныучан эди ол затны. Аллай адамларыбыз бола тургъанлай, аны атын популяризовать этилмегени миллетге бек айыб болур... Арт джыллада бек кёб зат этилед да миллетни культурасы, тили унутулмасын деб, бу сорууну да сансыз къоярыкъ болмазла деб ышанама, Аллах айтса. (Суратда: Батчаланы Муссаны сын ташыны арт джаны Къумуш элни (Къарачай район) къабырларында юсюнде кеси джазгъан назмусу бла орусча)
Изменено: |
|
|
|
27.02.2013 21:51:41
rrrrr, атынгы билмейме, айыб этме. Разбиийни назмуларын алгъын къарачай газетде да окъуй тургъанма, китабы бла да шагъырейме. "Светлые стихи" дерге боллукъма назмуларына. Аны джазгъанларын барын да бир джерге джыйыб, Черкесскде китаб басмагъа (директору Тотуркъулланы Кази-Магомед) табдырсагъыз, кёзюую бла, бир джыл чыкъмаса, бир джыл чыгъар. Алай этерге керекди.
Муссагъа къайгъыргъанынг ючюн да сау бол. Алай а, Мусса унутуллукъ тюлдю, "Эльбрусоид" да, кърал китаб басма да чыгъарлыкъ болурла Муссаны чыгъармаларын. Эм алгъа Разбийчалагъа къайгъырыргъа керекди. Сиз, Разбийни адамлары, ол ишни тындыраллыкъ болурсуз. Аллах болушсун. |
|
|
|
27.02.2013 21:53:56
rrrrr, атынгы билмейме, айыб этме. Разбиийни назмуларын алгъын къарачай газетде да окъуй тургъанма, китабы бла да шагъырейме. "Светлые стихи" дерге боллукъма назмуларына. Аны джазгъанларын барын да бир джерге джыйыб, Черкесскде китаб басмагъа (директору Тотуркъулланы Кази-Магомед) табдырсагъыз, кёзюую бла, бир джыл чыкъмаса, бир джыл чыгъар. Алай этерге керекди.
Муссагъа къайгъыргъанынг ючюн да сау бол. Алай а, Мусса унутуллукъ тюлдю, "Эльбрусоид" да, кърал китаб басма да чыгъарлыкъ болурла Муссаны чыгъармаларын. Эм алгъа Разбийчалагъа къайгъырыргъа керекди. Сиз, Разбийни адамлары, ол ишни тындыраллыкъ болурсуз. Аллах болушсун. |
|
|
|
27.02.2013 23:31:06
Бек сау болугъуз! Ин ша Аллах, тындырыбыз.
Изменено: |
|
|
|
28.02.2013 01:54:39
БАТЧАЛАНЫ МУССАГЪА
Ачы ёлюм келсе, къурчну эрите, «Джазыу!..» – дейбиз, анга атыб айыбны. Нек билмейди адам инсан джюрюте «Джашау» сууда «Джазыу» деген къайыкъны? Джансыз тюзде ёсюб келген терекни, Элия кюч уруб кёсеу этгенча, Тин хазнасын тазалаучу миллетни, Къыркъ ючюнде кетди, къаргъыш джетгенча. Болгъан эдик 43 санны къаргъышда Айтыр кибик туудукълары Къарчаны. Тууарыкъмыд халкъ айтырча алгъышда, «Ёмюр даугъа» салыр улан орчаны? Билелмейбиз биз насыбны багъасын, Термилтебиз суугъа аны тамырын. Насыб кетсе, билсек аны къайтмазын, Ол заманда ийнакълайбыз къабырын. Халкъ джашаса, керти джашы ёлмейди, Кюндюз болад Кюн халкъына, кече – Ай. Бюгюн кимни ашыргъанын билмейди, Толусу бла бушуу этген Къарачай, Джарсыуладан тирилмеген Къарачай. Ёзденланы Альберт |
|
|
|
28.02.2013 01:58:34
БАТЧАЛАНЫ Мусса
НАСЫБ Сагъыш этсенг, бек сейирди, Бек тюрлюд джашау. Насып марай айланабыз, Тёрт джаныбыз – тау. Башыбызда,узакъ кёкде – Узакъ булутла. Аллыбызда – келлик кюнден Алтын умутла. Биз билебиз –хар къайда да Насыб барды, бард! Алай эсе, нек болабыз Аны сакълай къарт? Насып кёпдю! – ол тюз эсе, Нек багъад алай? Нек ёлелле аны кюсей, Аллына къарай? Туумагъанла, туугъанла да, Кириб джашаугъа, Тебрейдиле джууаб излеб Бу соруулагъа. Кёбле насыб табадыла, Джитирек болуб, Бир-бирле уа, къыйынд, дейле, Насыбны джолу. Таурухмуду? Эски джырмыд? Тюшмюд? Ким билед?! Насыб меннге гитчеликден Былай кёрюннгенд: Узакъдан да бек узакъда, Кюн чыкъгъан джерде, Тюрленмейин, бирча туруб, Хар ёмюрледе, Бир тау барды – джангыз къушла Къоннган юсюне, Джулдузланы ол тизеди Акъ джитисине. Тёгерегин аякъ салмаз, Бузлу тик этиб, Ол насыбны джашырады, Буу сыфат бериб. Ма ол бууну тутайым деп, Болуб джолоучу, Булут басхан тар ёзенден Чыгъады уучу. Кёлю таукел, къолу батыр, Ётгюрлюк – къанда, Ёлюм бла джагъалаша Хар къая ранда, Ол барады, чырт бой салмай Буз тиреулеге. Антны басыб: тутмай насыб, Къайтмазгъа элге. Бара барыб, джигит уучу Не джолда ёлед, Не насыбны тутуб , джерлеб , Элине келед... Таурухмуду? Сабий тюшмюд? Кимни эсиндед? Насыб меннге ма бюгюн да Алай кёрюнед. СЫЙ ДЖОЙСАМ Къартлыкъ келиб, Ол дуниядан Урса аз-аз джел, Ёлюм келме – Къартлыкъда да Джашау багъалыд. Къарыу кетиб, Къол да бут да Болсала бечел, Ёлюм, келме – Сан кетсе да, Джюрек къанатлыд... Сый джойсам а! «Ай ёлгеенг, Андан эсе», – десе эл, Ёлюм , джаным! Ол сагъатда Менге дженгил кел. ТИЛ ДЖАНГЫЗДЫ Джай чалкъыда атам ишин, Эркишича, биширгенин кёргенимде, Былай айтыб юйретгенин Тюшюргенем мен эсиме: « Тил джангъызды, Къулакъ экид, кёз да экид, Бир сёлешсенг, Эки тынгыла, эки къара ... Тил джангызды – Ариу сёлеш, Ачыкъ сёлеш, аз сёлеш, Аз сёлеш да, кёп ишле... Тил джангызды, Къол экиди, эки къолда – Он бармакъ, Айтханынгдан Этген затынг он кереге Кёб болсун...» ДЖОЛОУЧУ – Бутакъланы джайып, кериб кенгине, Тамырланы мийик джерге, тереннге, Бу къум тюзде кесим джангыз ёсеме, Хапар сора, салкъыныма келгеннге. Иссиди кюн, джокъду не джел, не булут – Бери къайт да, санларынгы бир солут... Нек мыдахса, акъ сакъаллы къонагъым? Джашауунгдан этмегенча чырт умут?! – Джашаууму, джашай- джашай, ашырдым, Джырлай-джырлай, джылларымы джашырдым! Джарлылагъа, джан аурутуб, джюклерин, Къарт болгъунчу, тёрт бюклениб ташыдым! Сандан озуб, джаннга джетсе ауурлукъ, Себеб болмай кёре эдим чыртда джукъ. Кюлтюн болуб, джара болуб, джюрегим, Хорлаб барад мени къартлыкъ, онгсузлукъ. Не этейим, мыдах болмай, къарт эмен? Туууб келе, толу этиб, бир хызен Насыб ала келалмадым дуниягъа... Ёлюб бара, не къояйым халкъгъа мен?! – Кёб къыйналма, акъ сакъаллы къонагъым! Барды сеннге себеб боллукъ джомагъым: Къара бери – салкъын этиб къум тюзню, Солутама, ким да болсун, джолдагъын. Ёлюм келиб, туралмасам мен чагъа, Отун болуб, джыйыллыкъма джатмагъа. Чапракъларым салкъын бере тургъанча, Джаркъаларым турлукъдула, от джагъада. * * * Ёлген кюнюмде, къолумдан келсе, Игилик этерем кёбге мен. «Аргъы дуниягъа» алыб кетерем, Тыкъ-тыкълаб, эки хызен! Бир хызенде – дунияны аракъы сууун. Андан сора хар кимни джарсыуун: Кёк эшекчикни ауур джюгюн, Сабийни кёзюне тюшген хапчюгюн. Мыжыкъ байталны джауурун, Чубар джылланы къара ууун. Андан сора да – бютеу дунияны аурууун. Алыб кетерем биргеме Джаншакъ адамны дауурун! Туугъан кюнюмде, мадарын табсам, Ала келирем бери мен эки къолумда Топпа-толу эки хызен: Биринде – джигитге саугъа. Кёк кырдык – таугъа, Джалан аякъгъа – чабырлыкъ. Дженгил адамгъа – сабырлыкъ. Джаншаб чалманнга – базыкъ тиреу. Ахшы адамгъа – бюсюреу. Къутсуз ёзеннге – берекет. Бетсизлеге – уят, уятсызлагъа – бет. Бир хызенде уа – халкъыма насыб. Джюрек тынчлыкъ бла Толу къууанчны – Тургъанлагъа джарсып. * * * Сангырау адам джырлай билед, Тилсиз адам тынгылай билед, Къолсуз адам тепсей билед, Бечеллеге тепси келед, Ёлген джарлы джерде джатад. Не джарлы да этед бир зат. Джангыз бир джан Табмай дагъан, Джангыз биреу кёрмейд тиреу: Джуртсуз къалгъан, Элсиз къалгъан Сокъурдан да, сангыраудан да, Тилсизден да, тенгсизден да, Бечелден да, ёлгенден да, – Барындан да джарлы болад!... * * * Джашай келиб, ашай келиб, Билдим бир зат: Дунияда хар бир зат да Кеси орнуна джаратылад. Джазгъы кырдык Отланыргъа джаратылад! Бёрю къойгъа Джутланыргъа джаратылад. Алма битед, ашар ючюн! Джангкъылыч а Кёкге тиед джашнар ючюн! Болад гудулукъ – тутулсун деп. Болад аманлыкъ – джутулсун деп, Урлукъ – джерине себилсин деп, Насыб – эллеге тёгюлсюн деп! Джохар терек ёсюб турду Терен гоппан болур ючюн... Атам гоппан ишлеб берди, Акъ айрандан толур ючюн. Сен да, къызчыкъ, Ёсюб джетдинг, Мени анама ахшы келин Болур ючюн! АЙ КЕЧЕ Келинчикча къубулгъанды Булутлада Ай, Тау арада, къуш уяча, Турад Къарачай. Нарат ийис джайылгъанды Рахат эллеге. Джулдуз джарыкъ тёгюледи Тар ёзенлеге. Сен къатымда олтураса, Къол къолну къысханд. Кёб сюерге, бек сюерге Этилгенди ант. Джулдузланы мутхуз этиб, От джанады ай. Тынчаяды тау арада Бизни Къарачай. * * * «Джетегейле – джети джулдуз, Темиркъазакъ – кеси джулдуз, Джетегейле джети айланмай, танг атмаз». Бу сёзлени, хар ким кёре, Солуу алмай, джети кере Айталмагъан излегенин табалмаз. Ойнай эдик джети сабий, Къатымдагъы – ариу Саний, Инбашчыгъы инбашыма къысылыб. Джан солууум джеталмайын, Ол сёзлени айталмайын, Къалгъан эдим мен тылпыуум тыйылыб. Сабийлик дженгил кетгенед, Иги кесек джыл ётгенед, Кюн кечени, кече кюнню ашырыб. Мен Санийни сюе эдим, Саний мени сюе эди, Акъ къойнунда насыбымы джашырыб. Артда биреу келген эди, Эшик къакъмай кирген эди, Къыз кёзлеге къарагъанед джитирек. Ол къучагъын кергенинде, Санийими кёкюрегинде Тешилгенед мен байлагъан тюйюмчек. Сау къал, Саний – джарыкъ джулдуз, Эки кёзюнг – къара къундуз, Таб болмады артда этген оюнунг. Киритсиз мекям кёреем, Насыбымы асырагъан къоюнунг. «Джетегейле джети джулдуз, Темиркъазакъ – кеси джулдуз, Джетегейле джети айланмай, танг атмаз». Бу сёзлени, хар ким кёре, Солуу алмай, джети кере Айталмагъан излегенин табалмаз. КЪЫШ Джашау да, Къобанча, барады, Нени да толу сынатад. Бериб къууанчны, зауукъну да, Бушуу да беред, сарнатад. Къыш ол джыл сакълатмай келген эд, Джукъ айтмай, эслетмей, сансыз. Бизни таулагъа, тюзлеге да Тюшген эди къар замансыз. Сууукъ ёзенни кючлегенед, Къаты бузлагъан эд Къобан. Къалын къар басыб, агъаргъан эд Ол биз барыучу айрымкан. Мен ол кече бек къууаныбем, Тёзалмай чыкъгъанем тангнга... Джылы тон кийиб тебрегенме, Сокъмай айырыб Къобаннга. Джылны кёзюую тёрт тюрлюдю. Сюйген къайсысын да сюйсюн... Къыш келмей къаллыкъ болмаз энтда, Алай а кёзюую бла келсин! Къышха хазырланмай тургъан зат Кёргенд бюгече аджалын... Хансха, терекге, чапракъгъа да Мени къайгъырады джаным. Ариу тизилиб, джол джаны бла Джашил чыкъгъанакъ къайынла! Ачы сууукъда титирейсиз, - Сизге джюрегим къыйналад. Ташлы джагъаны къыйыры бла Къалын орналгъан суу джеркле! Келиб, къаланыб, басыб къат-къат, Сизни къар бюкгенди джерге. Къагъыб, къарланы агъызама, – Къобалла ёрге бутакъла... Кесим джылыннганча боллугъем, Сизни джылытсам, къучакълаб. Къарны басханын кёлтюралмай, Эки джарылгъан тал терек! Бир зат болушур мадар табмай, Сеннге да ауруйду джюрек. Адам темирден ишленнгенча, – Кеси джарсыса, тёзелед. Башха зат азаб сынаса уа, Аны джюреги эзилед. |
|
|
|
28.02.2013 21:48:27
Батчаланы Муссаны талай назмусуна макъам салыныб, ала белгили джырла болуб джырланадыла...
"ЭРКИШИНИ ДЖЫРЫ" ("ЭРКИШИСЕ СЕН!";) (музыка Альберта Узденова, стихи Муссы Батчаева и Альберта Узденова) Энчи насыб ызламай, Буз юйде да бузламай, Бай кишиге сукъланмай, Ырысхыгъа джутланмай, Джукъунг келсе, джукъламай, Ашамай да, ач болмай, Припев: Тёзе эсенг, тёзе эсенг, эркишисе сен! Тёзе эсенг, тёзе эсенг, эркишисе сен! Эркишисе, эркишисе, эркишисе сен! Ант этеме, эркишисе, эркишисе сен! Отсуз къазан къайнатсанг, Арыкъ тайны айнытсанг, Джуртну джаудан сакъласанг, Онгсузланы джакъласанг, Атлаб алгъа баралсанг, Тюзлюкчюге саналсанг, Припев: Ант этеме, ант этеме, эркишисе сен, Ант этеме, ант этеме, эркишисе сен! Эркишисе, эркишисе, эркишисе сен! Ант этеме, эркишисе, эркишисе сен! Сакълай эсенг тилинги, Джакълай эсенг дининги, Ач этмей юйдегинги, Тута эсенг тенгинги, Акъсакъалгъа сый берсенг, Къартлыкъ келирин билсенг, Припев: Ант этеме, ант этеме, эркишисе сен, Ант этеме, ант этеме, эркишисе сен, Эркишисе, эркишисе, эркишисе сен, Ант этеме, эркишисе, эркишисе сен! Энчи насыб ызламай, Буз юйде да бузламай, Бай кишиге сукъланмай, Ырысхыгъа джутланмай, Джукъунг келсе, джукъламай, Ашамай да, ач болмай, Припев: Тёзе эсенг, тёзе эсенг, эркишисе сен! Тёзе эсенг, тёзе эсенг, эркишисе сен! Эркишисе, эркишисе, эркишисе сен! Ант этеме, эркишисе, эркишисе сен! Исполняет: группа "Учкекен" (Азрет Байчоров, Махар Каракотов, Магомед Байрамуков). Солист: Азрет Байчоров. Караоке-версия.
Изменено:
АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3). |
|
|
|
28.02.2013 22:17:50
"ЭКИБИЗ" (музыка Альберта Узденова, стихи Муссы Батчаева) Кюн батар-батмазлай, Кёрюндю кёкде ай, Джандыла ёзенде шынкъартла… Баш къагыб, чайкъалыб, Назлагъа таяныб, Тюш кёрелле субай наратла... Тюбюбюз да кюйюз, Башыбыз да кюйюз, Ак кемеча, джюзюб барад ай. Шош кёкде - минг джулдуз, Къатымда - бир джулдуз, Кап къара чачларын джел тарай... Танг атар атмазлай, Эригиб джангызлай, Бир джулдуз бирине джан атды. Насыбдан биз толуб, Экибиз бир болуб Тургъанлай бир сейир танг атды. Исполняет: Ася Чомаева-Семенова. Исполняет: группа "Джёгетей". Солист: Расул Эркенов.
Изменено:
АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3). |
|
|
|
28.02.2013 22:35:05
"АЙ КЕЧЕ" ("Бизни Къарачай")
(музыка Мустафира Жеттеева, стихи Муссы Батчаева) Келинчикча къубулгъады булутлада ай. Тау арада, къуш уяча, турад Къарачай. Джулдузланы мутхуз этиб, джарытады ай. Тынчаяды тау арада бизни Къарачай. Нарат ийис джайылгъанды рахат эллеге. Джулдуз джарыкъ тёгюледи тау ёзенлеге. Джулдузланы мутхуз этиб, джарытады ай. Тынчаяды тау арада бизни Къарачай. Сен къатымда олтураса, къол къолну къысханд. Кёб сюерге, бек сюерге этилгенди ант. Джулдузланы мутхуз этиб, джарытады ай. Тынчаяды тау арада бизни Къарачай. Исполняет: Сергей Беппаев. Исполняет: Алим Аппаев.
Изменено:
АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3). |
|
|
|
28.02.2013 23:24:08
Карачай Карачай,
Бек сау бол. Муссаны назмуларына макъам салыныб, джырланыб тургъанларын да билмей эдим. |
|
|
|
01.03.2013 01:18:37
Сиз сау болугъуз. Кёб джангы затны билдик, окъудукъ Муссаны юсюнден. Энтда табханым болса, ата барырма Аллах айтса.
АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3). |
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)