Войти на сайт
18 Октября  2018 года

 

  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ач уят къоймаз.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.

 

Страницы: 1
RSS
ТАУ ЭЛДЕН ХАПАРЛА
 
"ТАУ ЭЛ" деб, Къарачай-Малкъар джанына айтама. "ЭЛ" дегенни магъанасы "эл" дегенча ангылашыныб къалмасын. Бизде бурундан бери да ЭЛ деб, джуртха, халкъгъа, джамагъатха, къралгъа айта келгендиле. "ЭЛчи" дегенни кенг магъанасы - посол, представитель демекди. "Эл" дегени "къол" деген магъанасы да барды. Тилибиз байды, унута баргъаныбыз палахды ансы.
 
Духовенство Карачаево-Черкесии запретило дорогостоящие поминальные обряды

Муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев издал фетву, запрещающую проведение дорогостоящих поминок, непосильных для многих мусульман. Фетва была зачитана 4 мая в Черкесске на собрании общественности.

На собрании представители духовенства, правительства, главы районов обсудили порядок проведения похоронно-поминальных и свадебных обрядов в мусульманских семьях. До этого обсуждения прошли в районах республики по инициативе Духовного управления мусульман КЧР и Администрацией Президента и Правительства КЧР.

"Совершение мусульманами дорогостоящих, расточительных поминок, непосильных для многих мусульман, является большим грехом. Так, при проведении похоронных и поминальных обрядов раздача кульков, подарков запрещена, как и раздача одежды покойного. Нарушение порядка, описанного в фетве, является большим грехом перед Всевышним и недопустимо для добропорядочного мусульманина", - говорится в предписании муфтия.

В нем подчеркивается, что фетва является обязательной к исполнению для всех мусульман. "В случае, если при проведении похоронно-поминальных обрядов будут допущены нарушения установленного муфтием порядка, Президиумом Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии предписано применять строгие санкции вплоть до запрещения имаму участвовать в похоронах и поминках усопшего", - предписывается фетвой.

Кроме этого, в ней сказано, что пренебрежение фетвой муфтия повлечет отстранение имама от занимаемой должности. "Проведение похоронно-поминальных обрядов имамами других населенных пунктов строго воспрещается", - было оглашено в ходе совещания.

Совершение мусульманами дорогостоящих, расточительных поминок, непосильных для многих мусульман, является большим грехом

Бердиев заявил о необходимости искоренения дорогостоящих похоронно-поминальных обрядов. На его взгляд, они не имеют ничего общего с мусульманской религией. Более того, подчеркнул он, такие обряды противоречат нормам ислама.

Похоронно-поминальные и свадебные обряды являются важной частью общественной жизни, и правильное соблюдение их является нормой, а излишества и нарушения не приносят пользы, к такому выводу пришли участники итогового собрания общественности.

Корреспондент "Кавказского узла" попросила жителей Карачаево-Черкесии прокомментировать итоги совещания общественности.

"Я полностью поддерживаю действия духовенства, направленные на искоренение дорогостоящих похоронно-поминальных обрядов, поскольку не у всех на это имеются средства и для того, чтобы соблюсти выработанные десятилетиями традиции, многие занимают большие суммы, которые затем не могут выплатить. Все этого от гордыни, тщеславия", - считает Башир Чомаев.

На его взгляд, сразу искоренить обычаи не получиться, так как слишком сильна у народа приверженность к традициям, и с годами обычаи становятся только сложнее и обременительнее. "В этом отношении представителям муфтия есть, над чем работать", - отметил Башир.

Все прекрасно осознают обременительность наших традиций, тем не менее, все соблюдают их

"Все прекрасно осознают обременительность наших традиций, тем не менее, все соблюдают их. "А почему именно на мне должны прерваться обычаи?" - это обычный довод. Я поддерживаю духовенство, при этом хотелось, чтобы запрет на проведение дорогостоящих похоронно-поминальных и свадебных обрядов был воспринят всеми единодушно, и люди отказались бы от устоявшихся, но противоречащих исламу традиций. Чтобы не было так, что одни последовали предписаниям, а другие исподтишка, скрытно от имамов раздавали бы пакеты. Необходимо, чтобы закон был принят всеми - и богатыми, и бедными", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Лиана Биджиева.

"У меня двоякое отношение к нашим обычаям. С одной стороны, в нашей семье считаются с устоявшимися обычаями. С другой, все понимают, что это очень накладно для людей, не обладающих несметными богатствами. Наши свадьбы все больше напоминают "ярмарки тщеславия"... Как-то я была на свадьбе, и, представьте себе, вместе с подарками и приданным родственникам жениха была представлена... домработница. Что будет дальше, даже трудно представить!", - рассказала Фатима Урусова.

"Думаю задача, которую себе поставило духовенство не очень простая, - уж очень сильно чтят народы нашей республики свои традиции. Проблема в том, что многие не понимают, что пакеты, подготовленные на раздачу, набитые продуктами, одеждой, посудой, не имеют ничего общего с мусульманской религией. Необходима просветительская работа духовенства. Я бывал и заграницей, и в других регионах. Таких расточительных обрядов, как в Карачаево-Черкесии, нет нигде!", - уверен Джамал Джанкезов.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", возможности совершенствования воспитательной работы среди населения и борьба с негативными проявлениями в обществе обсуждались 10 февраля на собрании представителей общественности Карачаево-Черкесии.

На нем председатель Духовного управления мусульман КЧР и СК Исмаил-хаджи Бердиев, заметил, что дорогостоящие похоронно-поминальные национальные обряды не имеют ничего общего с истинно мусульманской религией. Глава республики Борис Эбзеев также осудил разорительные национальные обряды, но оговорился, что "никто не готов к тому, что традиции прекратятся именно на нем".

Лейла Гочияева
"Кавказсский узел"
 
долго долго приходили к этому )))))))))))
 
Ну,и пусть издаются фетвы,хоть десятками...буквально позавчера принесли неподъемный пакет...за день до дуа...къан бла кирген джан бла чыгъад деген зат кертиди...тохтарыкъ тюлдю хызен
 
Этот грех прежде всего на муфтии лежит. Давно это надо было сделать! И следить за этим!!
 
Nurgan
тохтарыкъ тюлдю хызен

Къазауатны, кёчкюнлюкню, ачлыкъны сынагъанларында да тохтатмагъандыла хызенлени... алай дженгил тохтаталгеедиле... Аллах болушсун!

Казбек26
Этот грех прежде всего на муфтии лежит. Давно это надо было сделать! И следить за этим!!

Абсолютно тюппе тюз! Аллындан да ала ючюн этиледи, тамам да ала тыймагъанлары ючюн!
 
Глава Карачаево-Черкесии поручил ускорить темпы строительства центральной соборной мечети в Черкесске

5 мая Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов посетил строящуюся центральную соборную мечеть в г. Черкесске, где провел рабочее совещание с участием первого заместителя председателя Правительства Карачаево-Черкесии Руслана Тамбиева и депутата Народного Собрания республики Харшима Текеева, курирующего строительство.

В настоящее время работы по строительству центральной соборной мечети активно ведутся. Уже оплачен и изготовлен в г. Волгодонске главный купол мечети площадью 18 кв.м. Кроме него на мечети будут установлены 8 полукуполов, внутренний свод всех куполов будет украшен восточным орнаментом. Центральная соборная мечеть в Черкесске будет состоять из основного здания с четырьмя минаретами. Вместе с ними высота соборной мечети составит около 45 метров. Одновременно в мечети смогут находиться около 7 тысяч верующих.

Глава республики обстоятельно ознакомился с ходом строительства, дал ряд поручений, связанных с обеспечением необходимыми строительными материалами, сроками выполнения разных видов работ.

kchr.info
 
Не слишком ли маленькая будет республиканская центральная мечеть? Или в соседних мусульманских республиках мечети такие же?
 
Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин встретился с Главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым

В г. Ессентуки состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина с Главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым. Премьер-министр поинтересовался у главы региона, с какими результатами республика завершила первый квартал. Глава Карачаево-Черкесии доложил премьер-министру страны о ситуации в регине, об основных социально-экономических показателях, при этом подчеркнул, что Карачаево-Черкесия, прежде всего, является сельскохозяйственным и курортно-туристическим регионом. ?Поэтому основной акцент при планировании нашей работы мы делаем на поддержку и развитие именно этих отраслей экономики? - подчеркнул Рашид Темрезов.

Особое внимание Глава российского Правительства обратил на программу модернизации системы здравоохранения в Карачаево-Черкесии. Рашид Темрезов доложил Владимиру Путину, что 29 апреля региональная программа модернизации здравоохранения объемом финансирования 1,3 млрд. рублей подписана и теперь главная задача властей республики - обеспечить эффективную реализацию всех мероприятий программы.

Также председатель Правительства России поинтересовался темпами строительства в республике. Рашид Темрезов сообщил, что республика выходит на докризисные показатели, но проблемы в отрасли существуют. В республике разработан комплекс мер по развитию строительной отрасли в республике, в том числе модернизации коммунального хозяйства.

Также на встрече председатель Правительства России попросил Главу республики проинформировать о ходе реализации проекта по строительству всесезонного курорта ?Архыз?. Рашид Темрезов рассказал о том, что республика выполняет свои обязательства по снятию инфраструктурных ограничений в Архызском ущелье, а также подчеркнул, что уже в конце этого года может быть сдан первая канатная дорога протяженностью 900 метров.

Также на встрече обсуждался вопрос о строительстве газомагистралей Сторожевая -Преградная и Карачаевск-Теберда.

http://premier.gov.ru/events/news/15089/
Официальный сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. Стенограмма рабочей встречи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Главой Карачаево-Черкесской Республики Р.Б.Темрезовым.

kchr.info
 
Запретили хызены и что? Энди уа-хызенлени четвергде беригиз да къоюгъуз дейди абаза апенди, абаза тиширыудан эшитдим, сора биз джашыртынмы этебиз, дууа этдирмей ызенлеге нек чачабыз-деиди. Андан сеиири уа-ёлюкню басдыргъанлай-радиовещание закончилось-деб дунияны артына аудургъанды
 
Саугъа, юлюш берген ол кесича аман джумуш болмаз, кезбаулукгъа, борчха, телеуге кириб кетмей этилсе. Ол абаза апендини айтханлыгъы да ол болур, быртданда бек хызен берирге излеесегиз, бир башха кюн беригиз ("шабатда огъунакъ беригиз" - деген болуреди ичинден). Ол адетни дин бла байламы болмагъанын ангылатыргъа излегенлиги болуреди, ким биледи абазала не сагъышла бла джашагъанларын.
 
Кресты на мусульманской земле: непреднамеренная провокация?

Дорога из аэропорта Минеральных Вод до моего родного села Учкекен в Карачаево-Черкесии проходит в основном через негусто населенные пункты. Ближе к Карачаево-Черкесии еще на территории Ставропольского края начинаются территории, заселенные мусульманами. Один из таких населенных пунктов - поселок Мирный.

В мае этого года, как всегда, возвращаясь домой на машине, при выезде из Кисловодска, на территории поселка Мирный моему взору открылась удивительная и неожиданная картина: у дороги на невысоком холме возвышался высокий крест бежевого цвета.

Увидеть христианский символ на земле населенной преимущественно мусульманами не просто удивительно, но и во многом непонятно для меня.

Через пару дней на нем выгравировали надпись: ?Господи, храни град сей!?.

На мое недоуменное выражение лица друзья отвечали, мол, ну ладно, Кисловодск с разных сторон сейчас этими крестами окружен.

Зачем и кто установил там крест?

Разобраться с этим на месте мне не удалось. Не хватило времени от запланированных дел. Жители Кисловодска говорили, что это инициатива местной епархии РПЦ.

Объясняется это тем, что крест установили, чтобы проезжающие поминали Бога при виде креста.

Официально в новостях указывалось, что кресты устанавливаются ?дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам?.

Далее говорится, что ?возрождение древней православной традиции в Кисловодске - явление социальное, которое, по мнению горожан, руководства и церкви, необходимо и очень востребовано для людей. Крест на въезде в город станет святым местом поклонения не только для проезжающих мимо путешественников, но и для молодоженов, начинающих совместную жизнь, чтобы получить благословение на счастливое супружество?.

Все хорошо, если бы не одно но: зачем устанавливать крест на земле, где проживают мусульмане?

И еще интересно, каких православных проезжих со стороны Карачаево-Черкесии в сторону Кисловодска ожидают увидеть служители Церкви?

Даже если таковые и есть, то их очень мало по сравнению с тем количеством мусульман, приезжающих из Карачаево-Черкесии в Кисловодск, и каждый день теперь вынужденных наблюдать шестиметровый крест на ?своей? земле.

Евгения Мезенцева, атамана кисловодского хутора Ермолова, журналисты спросили: ?Кто и для чего установил этот крест??. На что, тот ответил, что инициировали установку креста казаки, а поддержали администрация, депутаты и все национальные общины города.

Видимо, речь шла о кресте со стороны хутора Ермолова, а вот кто инициировал установку креста у поселка Мирный так и осталось загадкой. Нетрудно, однако, догадаться, что инициаторы и там и там одни и те же.

Тогда возникает вопрос, каким образом национальные общины мусульман Кисловодска вдруг согласовали такую установку? Спрашивали ли жителей поселка Мирный? Или может просто национальные общины мусульман Кисловодска уже не подпадают под понятия ?все??

Установка этих крестов проходила в торжественной обстановке в присутствии владыка Феофилакта, главы города Натальи Луценко, председателя городской Думы Сергея Финенко и других официальных лиц

Но больше всего интересны мнения простых православных на установки этих крестов. Приведу лишь несколько.

?На въезде в Кисловодск установили Поклонный Крест. Комментировать такие деяния смысла нет. Это нужно! Но вот когда при этом выступают так сказать ?слуги? народа и желают нам счастья и благополучия, это как-то... Возникает вопрос. А крестов от чиновников нет??

?Толку от этих крестов? Они и себя не смогут защитить, если местные мусульмане захотят его вырыть, как же они город защитят??

Все, наверное, так и забылось бы, несмотря даже на то, что крест поставлен со стороны въезда в Карачаево-Черкесию, если бы не два случая, про которые я недавно узнал.

Первый момент: крест преткновения в Крыму

В Крыму, в городе Феодосия, недавно местное казачество вступило в войну с милицией. Несколько десятков казаков в попытке незаконно установить православный крест на выезде из города схлестнулись с бойцами ОМОНа, которых заранее предупредили о такой акции казачества. В результате пострадало несколько человек.

Это уже не первая попытка казачества поставить крест. Один они уже воздвигли, но незаконно. Скоро его снесли местные власти. Казаки снова попытались установить крест, но место, где раньше находился поклонный крест, было обнесено колючей проволокой, а казаков ждали отряды милиции, взявшие в оцепление весь участок.

Представители силовых структур отказались пропустить казаков к месту предполагаемой установки креста и те решили атаковать. Стычка продолжалась не больше трёх - пяти минут, однако за это время многие успели крепко получить по голове.

Крым также можно отнести к мусульманской земле, но, как и в случае с кисловодским крестом, мусульмане не препятствовали установке креста. Препятствовали как раз местные власти. Почему? Нам неизвестно.

Второй момент: крест пытались вырыть

Эта информация прошла в Интернет-блогах. Из официальных источников в городе такая информация не подтвердилась. Однако маленький, но все же шум из этого поднять успели.

Нетрудно было догадаться, что обвинят, конечно же, мусульман из близлежащего поселка Мирный или села Учкекен из соседней Карачаево-Черкесии. Для того чтобы обвинить мусульман сегодня фактов не требуется.

Странно, что власти и представители церковной епархии не подумали, что установка креста на земле, населенной мусульманами, пусть и не намеренная, но, провокация.

Или в России (в отличие от Крыма) Церковь настолько привыкла к терпимости мусульман, что нас уже не надо ни о чем не спрашивать, а тем более считаться с нашим мнением?

Мусульмане не имеют привычки разрушать церкви и кресты, они не будут препятствовать развитию других конфессий.

Так было на протяжении всей истории. Так есть и сейчас.

Как пример, город Черкесск, где нет ни одной мечети, но есть две церкви.

Кисловодск ? земля мусульман?

Кисловодск был основан на месте многочисленных источников лечебных вод. Эти земли ранее принадлежали местным горцам. Территория Кисловодска находилась между условными границами земель карачаевцев и абазин.

После вторжения на Кавказ российских войск в 1803 году вблизи недавно построенного санатория была установлена кисловодская крепость. Затем эта территория стала обрастать приезжим населением, и была основана станица, которая впоследствии переросла в самый известный курортный город.

До депортации карачаевцев в 1943 года Кисловодск был административным центром Карачаевской автономной области. Однако после репатриации карачаевцев на историческую родину город не был возвращен под ведомство новообразованной Карачаево-Черкесской АО.

На сегодняшний день мусульманское население города составляют меньшинство. Хотя меньшинство это весьма значительное.

Провокация или непонимание?

В присутствии крестов для мусульман нет ни вреда, ни пользы.

Но на фоне постоянного притеснения прав мусульман, запрета строительств мечетей в городах России, митинги против мусульман, непрекращающиеся поливания грязью мусульман в информационном пространстве, - необъяснимые акции Церкви могут восприниматься мусульманами как откровенная провокация.

То же строительство мечети в городе Кисловодск затруднялось препятствиями, чинимыми местными властями. К примеру, на расширение мечети не было выделено немного земли с обоснованием, что земля за мечетью относится к парковой зоне.

Но те, кто знают, где находится мечеть в Кисловодске, могут подтвердить, что это место окружено с четырех сторон асфальтовой дорогой, загрязненное выхлопами от проезжающих по ним машинам. Разговоры о том, что это место относится к парковой зоне, вызывают ничего, кроме недоумения.

Там же недалеко на расстоянии двухсот метров построена огромная церковь. При выделении земли под нее различия между обычной землей и парковой зоной, видимо, не делались.

Еще больше беспокоит то, что этим могут воспользоваться заинтересованные лица, дабы столкнуть мусульман и православных.

Если несколько ?горячих? голов, к примеру, выроют крест, то обвинят в этом мусульман, для которых до этого креста и дела никакого нет.

Один православный по поводу установок крестов заметил: ?идёт медленная, но верная экспансия, а с другой стороны надеются выстоять с помощью крестов, молитв, освящений, боевых монахов и иконок на Кремле, выделяя на это немалые средства. Очень символично?.

Как бы то не было, мусульмане не будут трогать эти кресты. Но Церкви пора бы задуматься, где и как она устанавливает свои культовые сооружения.

К этому кресту привыкнут. Но его установка на земле мусульман без разрешения и уведомления об этом, наглядно демонстрирует ?дружеское? отношение РПЦ к представителям остальных конфессий.

Пройдет пару веков, и эти кресты будет восприниматься как памятники культуры, как например храмы в Архызе, изредка напоминающие, что когда-то здесь были христиане...

Азрет Эльканов
ansar.ru


http://09biz.ru/1225-kresty-na-musulmanskoy-zemle- neprednamerennaya-provokaciya.html
 
######
Карачаевцы и балкарцы хотят объединиться с соотечественниками


Общественная организация содействия сохранению и развитию карачаево-балкарских традиций “Барс Эль” в ближайшее время может появиться и в Турции. Об этом говорили участники круглого стола, прошедшего 3 сентября в региональном офисе фонда “Эльбрусоид” в Нальчике. В разговоре приняли участие гости из Турции – потомки карачаевцев и балкарцев, оказавшихся в Османской империи после Кавказской войны более 180 лет назад.

Сегодня организация “Барс Эль”, созданная с целью возрождения и сохранения традиций, воспитания и образования подрастающего поколения, развития культуры и спорта, объединяет большую часть карачаевских и балкарских фамилий. Появилась она в 2010 году по инициативе президента фонда “Эльбрусоид” – председателя президиума Конгресса народов Кавказа Али Тоторкулова. В ближайшее время планируется запустить радио и телевидение под аналогичным названием.По словам руководителя отделения организации в Кабардино-Балкарии Абузеида Гериева, филиалы могут появиться в Казахстане и Киргизии, где живет большая карачаево-балкарская диаспора, оказавшаяся там после депортации народа в 1944-1957 годах. “У нас много проблем, связанных сохранением народа. После геноцида мы растеряли свой фольклор, традиции, а сейчас перенимаем танцы, обычаи соседей. Решение о создании подобной организации было принято, чтобы остановить этот процесс”, – отметил он.Кроме того планируется встреча Али Тоторкулова с соотечественниками в Турции, где будет обсуждаться вопрос создания филиала организации в этой стране.

“Барс Эль” своеобразный “двойник” Тёре (совет) – формы судебно-правовой системы карачаевцев и балкарцев, существовавшего с 16 века вплоть до начала 20 века. По его примеру в “Барс Эль” от каждой фамилии, независимо от его численности и сословного происхождения, делегируются представители, которые и уполномочиваются решать проблемы развития народа.

“У меня пока много вопросов, связных с организационными моментами, но я могу говорить от всех турецких балкарцев и карачаевцев – мы только за это начинание”, – отметил в беседе с нами гость из Турции Хидаед Батчаев.

По разным данным, в Турции численность карачаево-балкарской диаспоры может составить до 50 тысяч человек. Живут они компактно в нескольких городах, в том числе в Конии, Анкаре, Афионе и других. Гости из Турции – представители 16 карачаевских и балкарских фамилий – приехали в Кабардино-Балкарию по приглашению администрации поселка Эльбрус на фольклорный праздник “Крепость нартов”.

checheninfo.ru
Изменено: Sabr - 06.09.2012 22:10:27
 
Цитата
Sabr пишет:
Карачаевцы и балкарцы хотят объединиться с соотечественниками
Этого давно ждали, как я знаю, иншаАллах все получится даже лучше, чем запланировали.
 
Рашид Темрезов встретился с председателем Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии






17:1623 Сентября 2014





Сегодня Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов провел рабочую встречу с председателем духовного Управления мусульман Карачаево-Черкесии, председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаилом-Хаджи Бердиевым.


На встрече обсуждались различные аспекты взаимодействия власти и духовных организаций. В частности, Исмаил Бердиев сообщил Главе республики, что буквально на днях около 200 жителей Карачаево-Черкесии отправились на совершение ежегодного паломничества хадж в Саудовскую Аравию. Исмаил-Хаджи подчеркнул, что, благодаря пристальному вниманию властей республики, различных территориальных подразделений федеральных структур к самому процессу подготовки к хаджу, условия паломничества с каждым годом становятся более комфортными. Всем паломникам была оказана поддержка в оформлении документов, вакцинации, в вопросах обеспечения безопасности и сохранности здоровья при переездах.


Также в ходе встречи речь шла о строительстве главной соборной мечети в г. Черкесске, которое вышло на финишную прямую. В настоящее время все строительно-монтажные работы завершены, строители занимаются внутренними отделочными работами и вопросами благоустройства.
Исмаил-Хаджи согласился с мнением Главы республики Рашида Темрезова, что строящаяся мечеть - одна из самых красивых мечетей на Юге России, должна стать не только местом для молитвы верующих, но и центром духовного воспитания граждан. Именно это и будет определять ее статус – главной соборной мечети Карачаево-Черкесии.


Рашид Темрезов поблагодарил муфтия за развитие межрелигиозного сотрудничества в республике, за усилия по сохранению мира и стабильности в обществе. Стороны также отметили важность работы с подрастающим поколением, а также выражали готовность совместно бороться с различными проявлениями экстремизма.
Глава Карачаево-Черкесии пожелал всем верующим, которые отправились в хадж, доброго пути, успешного паломничества и благополучного возвращения домой.

http://www.kchr.ru/news/detailed/18642/
 
Жители Карачаево-Черкесии станут участниками фестиваля национальных видов спорта


11:3125 Сентября 2014






27 сентября Карачаево-Черкесия станет одним из 10 субъектов, в которых пройдут III Всероссийские соревнования по традиционным для России (национальным) видам спорта.
Напомним, в конце августа 2014 года был дан старт III Всероссийским соревнованиям по традиционным для России (национальным) видам спорта. Минсельхоз России и Минспорт России приступили к реализации задачи поставленной перед российским спортивным сообществом Президентом РФ Владимиром Путиным по развитию традиционных для России (национальных) видов спорта, продвижению их в программы олимпийских игр и чемпионов мира.
Всероссийские соревнования по традиционным для России (национальным) видам спорта проводятся в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года». В текущем году общее руководство проведение соревнований поручило ДСО «Урожай» России и физкультурно-спортивным организациям региона.
В программу соревнований включены наиболее популярные и доступные в сельской местности виды спорта: бег по пересечённой местности (кросс), бильярдный спорт, гиревой спорт, городошный спорт, лапта, лыжные гонки, масс-рестлинг, многоборье ГТО, перетягивание каната, шашки, ходьба, якутские прыжки, а также различные виды борьбы: самбо, спортивная борьба (вольная борьба), борьба на руках (армспорт), керешу (борьба на поясах), корэш (татаро-башкирская борьба).
Соревнования по каждому виду спорта проходят в 13 городах 10 субъектов Российской Федерации. В Карачаево-Черкесии будут состязаться представители вольной борьбы и армспорта.
Фестиваль национальных видов спорта начнется в 10 часов в ФОК «Купол», по адресу Черкесск, улица Ставропольская, 36. Торжественное открытие соревнований начнётся в 12 часов.
Ожидаются команды из Красноярска, Чувашии, город Омск, Пензенская область, КБР, РСО- Алания и других.

http://www.kchr.ru/news/detailed/18662/
 
Билал, тау элден хапарла дегенлей, Къара Суу, Эльбрусну юслеринден бериулерим озгъандыла. Сайтда табарыкъсыз. Бызынгы элни юсюнден бериуюм а четвергде ингирде барыкъды эфирде. Ол бериуледе ол эллени жарсыуларын, къууанчларын да ачыкъларгъа кюрешгенме.
"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
 
Цитата
Къара чачлы пишет:
Билал, тау элден хапарла дегенлей, Къара Суу, Эльбрусну юслеринден бериулерим озгъандыла. Сайтда табарыкъсыз. Бызынгы элни юсюнден бериуюм а четвергде ингирде барыкъды эфирде. Ол бериуледе ол эллени жарсыуларын, къууанчларын да ачыкъларгъа кюрешгенме.
Диана, салам.

"Сайтда табарыкъсыз" деб къоймай, ол сайтны - къыйын тюл эсе - кесин кёргюзтгенлей тур, алайсыз ол сайтны билмегенле да болурла, билгенлени да эслеринден кетиб къалады.
 
http://youtu.be/gGfwXbey5v0

"В горном ауле Безенги" депди, Бызынгыны юсюнден берюуюм.
"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
 
Къара чачлы, бютеу тау элледен быллай бериуле этиб чыгнъалсанг, бек иги боллукъ эди...
 
Sabr,жарсыугъа, бу мени циклым тюйюлдю, мен тарых бла эм тил бла кюрешеме, бу политика, социальные проблемы и т.д. башха адамдады. Къара Сууну, Эльбрусну эм Бызынгыны юсюнден этгенме ол отпускда болгъанда, келир жыл энтта отпуска кетсе, бир амал этерме)))))))
"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
 
Краснокурганская «колибри»

Татьяна ИВАНОВА 2015-06-18

Среди ЛПУ Карачаево-Черкесии участковую больницу с. Красный Курган можно смело отнести к числу «долгожителей». В этом году ей исполняется восемьдесят лет! Но, гордясь столь солидным юбилеем, коллектив больницы тем не менее живет не прошлым, а настоящим и устремлен в будущее. Неслучайно в прошлом году на республиканском конкурсе медсестер (в нем, к слову, как правило, участвуют представители куда более крупных и солидных медучреждений Карачаево-Черкесии: республиканских, городских, районных ЛПУ) краснокурганцы сравнили свою больницу, обслуживающую чуть менее пяти тысяч человек, с колибри, которая хоть и очень маленькая, но птица, которая «летать, блистать, парить стремится».

И это ласковое сравнение как нельзя лучше подходит больнице, которая, несмотря на маленькие размеры, старается оказывать людям своевременно квалифицированную медицинскую помощь и быть на высоте. Достаточно сказать, что из восьми докторов, работающих здесь, трое - заслуженные врачи КЧР. Например, имя терапевта Бурхана Азретовича Эркенова, который, к слову, был главным врачом больницы с 1988 г. по 2011 г., хорошо известно не только в Красном Кургане, но и далеко окрест. Это прекрасный диагност, на прием к которому приезжают не только местные жители, но и люди из Учкекена, Кисловодска и т. д.

- Если вы думаете, что наша больница занимает три корпуса, - шутит главный врач Мариям Созарукова, - то ошибаетесь. У нас их четыре. Четвертый - дом Бурхана Азретовича, который располагается как раз между зданиями поликлиники и стационара. Когда Эркенова нет в больнице, пациенты идут к нему домой. И Бурхан Азретович никому не отказывает в помощи. Это очень профессиональный, очень внимательный врач. У нас был, к примеру, такой случай. Как-то в воскресенье к Эркенову пришел молодой парень - у него на теле появились странные синяки. Возможно, кто-то другой отмахнулся бы: подумаешь, не заметил, как ушибся! Но только не Бурхан Азретович! Он внимательно осмотрел пациента, подробно расспросил о самочувствии и, заподозрив недоброе, не дожидаясь новой рабочей недели, вызвал в больницу лаборантку. Сделанный анализ крови показал, что подозрения Бурхана Азретовича на серьезное заболевание небезосновательны. Уже в понедельник парень выехал в Ростовский онкоцентр.

И ростовские медики были восхищены Эркеновым. Его диагноз полностью подтвердился. И так как болезнь была обнаружена на ранней стадии, парня спасли. Сейчас он жив, здоров. А сколько таких неординарных случаев было в жизни Бурхана Азретовича! Честно скажу, если кто-то из наших докторов начинает сомневаться в постановке диагноза - бывают сложные пациенты, - они обязательно обращаются за помощью к Эркенову. Вот такой он врач. И сейчас мы представили его к званию «Отличник здравоохранения РФ».

Добрых слов в свой адрес заслуживают и другие медики, причем как со званиями, так и без, много лет честно выполняющие свою работу, помогая людям. Кстати, если кто думает, что работать в маленькой участковой сельской больнице гораздо проще, чем в больших клиниках, тот очень ошибается. И материальная база здесь оставляет желать лучшего, и сельскую инфраструктуру с городской не сравнишь. Но самое главное - тут, на селе, все друг друга знают, все - на виду. А потому груз ответственности гораздо тяжелее. Отнесешься невнимательно к больному - завтра об этом будет знать вся округа. И как тогда смотреть в глаза землякам? Как вернуть их уважение?

Но если люди с теплотой отзываются о том или ином медике, значит, «главный экзамен» у земляков он выдержал. И вот таких, выдержавших «экзамен», в Краснокурганской участковой не один и не два. Это врачи Е. Аджиева, С. Деккушева, З. Хубиева, Е. Тамбиева; медсестры Т. Переверзина, М. Эркенова, С. Хубиева, Ф. Исашева и др. А акушерку Л. Шпилеву в больнице считают легендой ЛПУ. Людмила Дмитриевна работает здесь с 10 августа 1965 года! Она помнит еще те времена, когда в Краснокурганской участковой больнице были родильные койки и она помогала принимать роды у местных женщин. К концу шестидесятых койки ликвидировали, но ведь будущие мамы всегда требуют повышенного внимания. И все эти годы Людмила Дмитриевна наблюдает беременных. Ее знает и любит все село!..

Больница - «колибри»: поликлиника на 75 посещений, стационар на 25 коек (10 дневных и 15 круглосуточных). Но маленькое ЛПУ или большое - суть его от этого не меняется. И чтобы повышать качество оказываемой населению медицинской помощи, в Краснокурганской участковой так же заботятся о повышении квалификации медработников, оснащении учреждения современным медоборудованием (по национальному проекту, по программе модернизации здравоохранения больницей получено 19 единиц оборудования, а кроме того, Глава республики Рашид Темрезов подарил портативный аппарат УЗИ), ремонте помещений...

Кстати, о ремонте. Больница занимает три одноэтажных корпуса. И, например, здание, где сегодня размещается поликлиника, было построено в середине 30-х годов прошлого века специально для Конезаводской больницы, переименованной в 1939-м в Краснокурганскую. Не один житель села появился на свет именно в этих стенах. К примеру, доподлинно известно, что одним из первых здесь родился сельчанин Борис Эбзеев, который, увы, уже умер, но в селе живет его семья. Долгое время здание служило людям «верой и правдой». Причем случилось так, что уже после войны было оно много лет и детским садом, и детской музыкальной школой. Но к началу нового тысячелетия строение настолько обветшало, что его... бросили. И ждала его незавидная участь попасть под снос, если бы не работавший в то время главным врачом Бурхан Азретович Эркенов. Он не только вернул здание под крыло больницы, но и вдохнул в него вторую жизнь. После проведенного ремонта здесь заработала поликлиника!

А в прошлом году благодаря материальной помощи депутатов Народного Собрания КЧР Р. Хабова, А. Эбзеева, Р. Боташева, А. Гочияева, а также спонсоров П. Боташева, В. Эркенова, Х. Хубиева, К. Герюкова, Х. Салпагарова, К. Алиева и других здание поликлиники преобразилось до неузнаваемости.
- Мы обшили его сайдингом, внутри полностью заменили полы, - не без гордости рассказывает М. Созарукова. - Теперь у нас ровные полы, выложенные плиткой. Несколько перепланировали помещения, благодаря чему у нас появился отдельный кабинет УЗИ. Вы не поверите, но когда мы прорубали вход в один из кабинетов, мы обнаружили... клад - несколько монет тридцатых годов! Их разобрали на память наши сотрудники. Во всех кабинетах провели ремонт. Двор поликлиники покрыли тротуарной плиткой. Разбили клумбы с розами. Поставили вместо старой вертушки ворота. Благодаря спонсорам у нас во дворе появились красивая беседка, две новые скамейки. Хотим вот еще туи посадить...

И гордость Мариям Барисовны понятна. Старое здание сегодня выглядит современно, красиво, уютно. В таком помещении и людей лечить не стыдно. А еще реконструирована и отремонтирована кухня и заменен котел в здании стационара, частично обновлена кухонная мебель. Но на этом главврач М. Созарукова, человек, поражающий неиссякаемой энергией и любовью к своему делу, к коллективу, который она возглавляет, не останавливается.

- Выделенных спонсорами средств хватит еще на то, чтобы нынешним летом частично провести ремонт в дневном стационаре. Но ремонт, причем капитальный, нужен обоим стационарам, так как зданиям, в которых они располагаются, более полувека. Кроме того, требуется оборудование для оснащения кабинета офтальмолога, - делится Мариям Барисовна. - А вот с проблемой приобретения биохимического анализатора мы благодаря спонсорской помощи уже справились. И теперь у нас отпадет необходимость возить биоматериал в ЦРП с. Учкекен - делать биохимические анализы будем в нашей же клинико-диагностической лаборатории... И еще приятная новость. Только вчера нам был крайне необходим дополнительный транспорт, так как в нашем ЛПУ круглосуточная скорая помощь и мы обслуживаем также население с. Элькуш, туристический комплекс «Медовые водопады», федеральную трассу А157. Четыре года назад из двух имеющихся у нас машин скорой помощи одну пришлось списать в связи со стопроцентным износом. Но взамен мы тогда ничего не получили. С просьбой об оказании содействия в решении этого вопроса мы неоднократно обращались в Минздрав КЧР, администрацию Малокарачаевского района, а также к депутатам Народного Собрания КЧР. И на днях, накануне нашего профессионального праздника, мы получили новую машину скорой помощи. Это прекрасный подарок от руководства республики, Министерства здравоохранения КЧР! Спасибо огромное!

Мариям Барисовна улыбается. И, продолжая наш разговор, вновь и вновь возвращается к людям, которые работают и работали в Краснокурганской участковой. Ведь доброе имя этому лечебному учреждению зарабатывалось несколькими поколениями медицинских работников. Например, многие годы здесь трудились: акушерка Таисия Ивановна Побединская; акушерка, ветеран Великой Отечественной войны Валентина Матвеевна Потапова; фельдшер Матвей Данилович Шевченко; фельдшер Пахарбий Шамильевич Шаманов; медсестры: Зоя Хызыровна Абайханова, Евгения Борисовна Босина, Раиса Павловна Гусакова, Раиса Шамильевна Кубанова, Роза Эльдаровна Эльканова, Хузай Юсуфовна Байчорова и др. А имя замечательного доктора Халита Шогаибовича Байчорова, проработавшего главным врачом больницы с 1957 г. по 1988 г., было присвоено Краснокурганской участковой в 2005 году. И разве это не лишнее доказательство простой истины: добро помнится долго?!
Татьяна ИВАНОВА.

газета "День республики"

 
Памятник жертвам политических репрессий установлен в Кабардино-Балкарии

Памятник репрессированным жителям Кабардино-Балкарии открылся сегодня в городском парке Нальчика.

Массовая депортация балкарцев произошла 8 марта 1944 года. К местам поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено не менее 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% — женщины, 18% — мужчины. В 1957 году после 13 лет изгнания балкарцам было разрешено вернуться на родину. 28 марта 1957 года государственными органами было принято решение о восстановлении государственности балкарского народа. В прошлом году на встрече главы республики Юрия Кокова с представителями общественных организаций был поднят вопрос о необходимости установления такого памятника, и его открытие сегодня стало результатом того обсуждения, заявил на открытии монумента руководитель администрации главы КБР Владимир Битоков.

«Мемориал должен напоминать, что нет идей, которые стоят человеческих жизней, и, храня верность идеалам, надо бережно относиться к жизни, — сказал он. В Кабардино-Балкарии были репрессированы 63 тыс. 180 человек и 60 тысяч из них реабилитированы, заявил председатель совета общественной организации балкарского народа «Алан» Суфьян Беппаев.

Памятник жертвам репрессий установлен рядом с мемориальным комплексом «Вечный огонь», сообщает «Интерфакс». Ранее на месте памятника, открытого в городском парке, стоял камень, где проходили акции в память репрессированных, сообщает РИА «Кабардино-Балкария». «Кавказский узел» сообщал, что в марте 2014 года в Кабардино-Балкарии к 70-летию депортации балкарского народа в издательстве Марии и Виктора Котляровых вышла их книга «Балкария: депортация. Свидетельствуют очевидцы».

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/264990/
© Кавказский Узел
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам