Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА", 23-29 ноября 2014 года в Российской Академии Наук [Запись пленарного заседания]
Дорогие друзья, многие из Вас наверняка слышали о том, что осенью этого года состоится самое крупное, без преувеличений, научное мероприятие в истории нашего народа. Вот об этом мы хотели бы в этой теме вам подробно рассказать.
С 23-29 ноября 2014 года в Российской академии наук в рамках Форум «Историко-культурное наследие народов Евразии» состоится Международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа».
Организаторы:
Институт этнологии и антропологии Российской академии наук им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
Карачаево-Балкарский научный центр гуманитарных исследований
Записи онлайн-трансляций открытия и закрытия конференции приведены ниже.
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы
Alihan пишет:
ЦитатаBolat1 пишет: Цитата Хохаг пишет:
если бы и другие непосредственные соседи КБ, тоже называли вас Ассонами.
Там всё хуже)),оказывается и у алан (карачагети)и асов (малкарцев) единое самоназвание ТАУЛУ))),при этом самоназвание алан по-источникам было лишь АС.Так что выходит брехня все эти степи и просторы Евразии,асы и аланы рождены строго в Сауты и Учкулане))))))))))
Источников катастрофиечски мало, и они не могут нам обрисовать полной картины. Но что мы имеем?
Одни соседи называют нас асами, другие аланами. На картах мы указаны как аланы. В нашем языке сохраняется обращение "алан", "аланла".
А теперь представьте, если бы у осетин было хоть что-то из этого! Вы понимаете, что тут даже не нужно искать параллелей со всякими пахнущими "русскими духами" или "дымами отечеств"? Вы бы наверное в таком случае каждому ребенку на лбу татуировали слово "алан" при рождении.
Alihan пишет:
Источников катастрофиечски мало,и они не могут нам обрисовать полной картины. Но что мы имеем?
Одни соседи называют нас асами, другие аланами. На картах мы указаны как аланы. В нашем языке сохраняется обращение "алан", "аланла".
А теперь представьте, если бы у осетин было хоть что-то из этого! Вы понимаете, что тут даже не нужно искатьпараллелей со всякими пахнущими "русскими духами" или "дымами отечеств"? Вы бы наверное в таком случае каждому ребенку на лбу татуировали слово "алан" при рождении.
В том то и дело, что такие веские доказательства своего аланства, перечисленные вами есть только у карачаево-балкарцев. Плюс к этому ещё и ДНК - генеалогия кажись в пользу КБ аланства.
За неимением подобных аргументов, остальные претенденты прибегают к поиску каких то косвенных доводов.
Как любит говорить мой знакомый адвокат: "человек у которого есть одно надёжное доказательство, не будет ослаблять его десятком менее веских доводов".
Alihan пишет:
Признаюсь, с темой алагирских аристократов, у которых якобы непрерывная связь с аланскими царями, я пока знаком поверхностно.
Да этих "царей" даже осетинские аристократы не знают ))
Цитата
Царгасата – одно из высших сословий Дигорского общества, феодалы Стыр-Дигории. Представителями царгасата являлись три фамилии – Кантемировы, Карабугаевы и Таймазовы. В социальной иерархии осетинского общества царгасата стояли несколько ниже, чем баделята, статус их был равен статусу тагаурских алдаров. Царгасата роднились между собой, женились на девушках из семей баделят и кабардинских и балкарских феодалов. Родственных связей с другими сословиями Дигорского общества у царгасата не было.
см.Ирон адæмы этнографи æмæ мифологи
0707 пишет:
Может всё проще?....
Может это просто карачаево-балкарское "БАЗЫКЪ" - толстый, мощный ?...
Может быть и так, тут нужны специалисты.
Г-н В. Миллер перевёл с осетинского имена аланских правителей, коих звали Базук и Амбазук как "плечо" и "равноплечий".
Деталей не знаю, но мне это кажется по меньшей степени странным. Как это можно правителя назвать "плечом"? А "равноплечим"? Может в Алании все были разноплечими, и только этот Амбазук имел одинаковые плечи? )
Гораздо более убедительным видится смысловой перевод с карачаевского базык - крепкий, здоровый и эм базык - самый крепкий, здоровый.
А эти двое аланских правителей Базук и Амбазук, если не ошибаюсь были одними из первых кого зафиксировали летописцы.
В общем вопросов очень много. Даже для неспециалиста тут видно что не всё в порядке, мягко говоря.
кеме2 пишет:
ЦитатаТахир пишет:
Нет ни одного исторического свидетельства, что иронцы и дигорцы имеют хоть какое-то отношение к аланам. Соответственно и нет предмета для разговора в этом русле. А потому, о чём мы тут можем спорить?! Только о том, что Ю. Клапрот и Вс. Миллер - аферисты или честно заблуждавшиеся?! По моему мнению - однозначно аферисты.
Я тоже пришел примерно к такому мнению. Относительно Абаева- точно мощенник. Хотя челове подневольный - есть смягчающие обстоятельства- Сталин поручил это дело. А вот Миллер и Клапрот могли и ошибаться. Дело в том , что в последующих трудах они начисто отказались от скифства осетин. То есть - не опровергли свои доводы, но перестали упоминать эту тему начисто. К этому времени они более- менее познакомились с КБ. И более деталь с осетинами.
Железнобетонный вывод. Значить, если "перестали упоминать", то никакого "скифства осетин" они уже не признавали? А вы считаете, что каждый свой день они нотариально должны были заверять свои подписи под фразой "осетины - это бывшие скифы"? А помоему история знает только одного такого римского сенатора - чудика, который каждую свою речь начинал и заканчивал изречением: "Карфаген должен быть разрушен!"
Google пишет:
Да этих "царей" даже осетинские аристократы не знают ))
Не знаю, будем разбираться. Уже смущает статус высшего сословия Алагирского и Куртатинского обществ - "уазданлаги". У последних также были замечены "таубии", но там не факт, что сами они использовали слово "таубий".
Цитата
Царгасата – одно из высших сословий Дигорского общества, феодалы Стыр-Дигории. Представителями царгасата являлись три фамилии – Кантемировы, Карабугаевы и Таймазовы. В социальной иерархии осетинского общества царгасата стояли несколько ниже, чем баделята, статус их был равен статусу тагаурских алдаров. Царгасата роднились между собой, женились на девушках из семей баделят и кабардинских и балкарских феодалов. Родственных связей с другими сословиями Дигорского общества у царгасата не было.
см. Ирон адæмы этнографи æмæ мифологи
Царгасата - несомненно тюркского происхождения. Это видно и по фамилиям, и вроде предания их подтверждают. У меня друг хороший есть Карабугаев. Бадилята тоже тюрки. В осетинских источниках тоже есть упоминания об их татарском происхождении. Опять же имена и фамилии у них зачастую тюркские.
Totur_Ram пишет:
Ты не видишь, что это слова Хохага случайно под тебя скопировались? Любому человеку без каких-либо сверходаренностей это понятно.
Да, именно так и это можно было бы понять, если бы не твоё уже вне цитаты предложение: "Алан истребили тюрки, по истории, так, вроде бы? Тахир пишет, что аланы не ожидали такой пакости. Польстились на деньги или другое что-то было...".
Цитата
Totur_Ram пишет:
Тахир , и про оскорбление ты не ответил. Где конкретно ты видишь оскорбление?
Я ответил, но ещё раз:
Хохаг пишет:
" все свои претензии предьявляйте к своим не узнаваемым предкам - кипчакам. Ведь, если бы в 1222 году союзники алан оказались правильными кипчаками, то совместно они смогли бы дать более достойный отпор монгольским супостатам. Но, как грится, жадность фрайера губит. Кипчаки повели себя неправильно, польстившись на тугрики, которые монголы дали им подержать".
И расклад даю:
1. Он лживо пытается приписывать нам чужих предков. Но это ещё допустим не оскорбление, а так просто - невежество и умственная отсталость.
2. А вот дальше он наш народ пытается представлять потомками предателей. Не важно уже то, кто эти предки - правильные или неправильные, которых он нам хочет подсовывать. То, есть этот Хохаг не помнящий родства, по сути прямо завяляет тут, что - "вы - потомки предателей".
Хецау пишет:
В своем огороде бы порядок навел, не ты ли осетин в "мириановских всадников" записал ?
И что, если так и есть?! Откуда у вас этноним ирон? Только от иранских гарнизонов на ваших перевалах. И они там исторически, документально зафиксированы, в отличие от ваших бредовых кипчаков в наших горах, про которых нет ни одного исторического свидетельства.
Хохаг пишет:
ОХАГ: Не совсем. За что купил, за то и продаю, притом - без всякой наценки. Так сказать, Хахан - нейтралитет.
Читаем в Википедии раздел "Половцы": "При образовании Золотой Орды (середина 13 века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и ПЕРЕДАЛИ им свой язык. ПОЗЖЕКИПЧАКСКИЙ язык лёг в ОСНОВУ татарского, башкирского, КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО, ногайского.......языков". Теперь включаем логику, задаем вопросы и делаем выводы: Обратите внимание - речь идет не о "группе кипчакских языков". а конкретно о "кипчатском языке". Есть ли разница в том, что язык половцев (кипчаков) был "ПЕРЕДАН" монгольским завоевателям, а в отношении карачаево-балкарского языка "ЛЁГ В ОСНОВУ"? Думаю, что да. Разница есть.
Хохаг, есть такая книжка называется она "кодекс куманикус", с попугаем на обложке, хранится в венеции у итальянцев. Написана она латинскими буквами на кипчакском языке. Мне эту книжку никто не зачитывал, но как стало известно научным кругам, язык этот кипчакский к карачаевскому языку имеет отношение весьма отдалённое, ну разве что как и все тюркские языки, а уж говорить о том что "кипчакский лёг в основу...." совсем не приходится. Вот такие дела.
Тахир пишет:
Что касается правящих династий, то у осетин они все до единой карачаево-балкарского происхождения.
А ты докажи, что не от осетин )
Цитата
Тахир пишет:
И что, если так и есть?! Откуда у вас этноним ирон? Только от иранских гарнизонов на ваших перевалах. И они там исторически, документально зафиксированы, в отличие от ваших бредовых кипчаков в наших горах, про которых нет ни одного исторического свидетельства.
наше ирон не имеет отношения к Ирану, ИРон не иронец а правильнее ИРец (из народа ИР)
я не утверждаю что вы именно кипчаки, но ваш язык произошел от них
Patek Philippe пишет:
Хохаг,есть такая книжка называется она "кодекс куманикус", с попугаем на обложке, хранится в венеции у итальянцев. Написана она латинскими буквами на кипчакском языке.Мне эту книжку никто не зачитывал, но как стало известно научным кругам, язык этот кипчакский к карачаевскому языку имеет отношение весьма отдалённое, ну разве что как и все тюркские языки, а уж говорить о том что "кипчакский лёг в основу...." совсем не приходится. Вот такие дела.
карачаево-балкарский и крымско-татарский из всех тюркских самые близкие к языку зафиксированному в Кодекс Куманикус
Patek Philippe пишет:
Хохаг,есть такая книжка называется она "кодекс куманикус", с попугаем на обложке, хранится в венеции у итальянцев. Написана она латинскими буквами на кипчакском языке.Мне эту книжку никто не зачитывал, но как стало известно научным кругам, язык этот кипчакский к карачаевскому языку имеет отношение весьма отдалённое, ну разве что как и все тюркские языки, а уж говорить о том что "кипчакский лёг в основу...." совсем не приходится. Вот такие дела.
карачаево-балкарский и крымско-татарский из всех тюркских самые близкие к языку зафиксированному в Кодекс Куманикус
Patek Philippe пишет:
Хохаг,есть такая книжка называется она "кодекс куманикус", с попугаем на обложке, хранится в венеции у итальянцев. Написана она латинскими буквами на кипчакском языке.Мне эту книжку никто не зачитывал, но как стало известно научным кругам, язык этот кипчакский к карачаевскому языку имеет отношение весьма отдалённое, ну разве что как и все тюркские языки, а уж говорить о том что "кипчакский лёг в основу...." совсем не приходится. Вот такие дела.
карачаево-балкарский и крымско-татарский из всех тюркских самые близкие к языку зафиксированному в Кодекс Куманикус
Хецау пишет:
карачаево-балкарский и крымско-татарский из всех тюркских самые близкие к языку зафиксированному в Кодекс Куманикус
Цитата
Хецау пишет:
я не утверждаю что вы именно кипчаки, но ваш язык произошел от них
Вот лишь бы что-нибудь ляпнуть: ни одно, то другое. Не зная броду, не лезь в воду, к нашему языку он особо не близкий. И наш язык от кипчакского языка или языка "кодекс куманикус" соответственно не происходил. " Это йокающие языки, близкие к крымско-татарским некоторым наречиям, ногайскому, даже кумыкскому языку, но не нашему. Показать на примере? Только условие, после этого ты кукарекаешь тут.))) Согласен?
Patek Philippe пишет:
Хохаг,есть такая книжка называется она "кодекс куманикус", с попугаем на обложке, хранится в венеции у итальянцев. Написана она латинскими буквами на кипчакском языке.Мне эту книжку никто не зачитывал, но как стало известно научным кругам, язык этот кипчакский к карачаевскому языку имеет отношение весьма отдалённое, ну разве что как и все тюркские языки, а уж говорить о том что "кипчакский лёг в основу...." совсем не приходится. Вот такие дела.
карачаево-балкарский и крымско-татарский из всех тюркских самые близкие к языку зафиксированному в Кодекс Куманикус
Тахир пишет:
Вот лишь бы что-нибудь ляпнуть: ни одно, то другое. Не зная броду, не лезь в воду, к нашему языку он особо не близкий. И наш язык от кипчакского языка или языка "кодекс куманикус" соответственно не происходил. " Это йокающие языки, близкие к крымско-татарским некоторым наречиям,ногайскому, даже кумыкскому языку, но не нашему. Показать на примере? Только условие, после этого ты кукарекаешь тут.))) Согласен?
1) в том то и дело что из всех тюркских именно к вашему и близок
2) не происходил, тоже верно. Золотая Орда занимала большие просторы и ясное дело там были свои диалекты, один из которых и зафиксирован в кодексе, ваш же язык произошел от другого диалекта
3) я сам в тюркских языках не особо шпрехаю, я ссылаюсь на специалистов в лингвистике
4) а может гопак станцевать ? )
Хецау пишет:
1) в том то и дело что из всех тюркских именно к вашему и близок
2) не происходил, тоже верно. Золотая Орда занимала большие просторы и ясное дело там были свои диалекты, один из которых и зафиксирован в кодексе, ваш же язык произошел от другого диалекта
3) я сам в тюркских языках не особо шпрехаю, я ссылаюсь на специалистов в лингвистике
4) а может гопак станцевать ? )
Ты ноль в лингвистике вообще, и ссылки у тебя ни какие, тенденциозные отписки. Он к нашему не близок, он близок именно к крымским языкам, где он и создан. Ладно, можешь ничего не делать, даже можешь и дальше пустозвонством заниматься.
Но вот тебе для сравнения "Десять заповедей".
1)Teŋrini sövgil barča üstündä!
[1-2] Люби Бога превыше всего!
[3] Teŋriniŋ atïn bile ant ičmägil!
[3] Не клянись именем Бога!
[4] Ulukünni avurlaγïl!
[4] Чти святой день!
[5] Ataŋnï, anaŋnï hörmätlägil!
[5] Почитай отца твоего и мать твою!
[6] Kišini öldürmägil!
[6] Не убивай человека!
[8] Oγur bolmayïl!
[8] Не будь вором!
[7] Ersek bolmaγïl!
[7] Не будь похотливой!
[9] Yalγan tanïχlïq bermägil!
[9] Не давай ложного свидетельства!
[10] Özgä kišiniŋ nemäsi suχlanmaγïl!
[10] Не пожелай ничего, что принадлежит другому человеку!
[+] Sevgil seniŋ qarïndašïn, seniŋ kibi!
[+] Люби ближнего своего, как себя!
Аланский (карачаево-балкарский) язык.
1. Тейрини барысыннанда бек сюй!
2.Тейрини аты бла ант этме!
3. Уллу кюнню огъурла!
4. Атангы, анангы сыйла!
5. Кишини ёлтюрме!
6. Уручу болма!
7. Гатча болма!
8. Джалан шагъат берме!
9. Башха адамны затына сукъланма!
10. Къарындашынгы кесинги кибик сюй!
Это разные тюркские языки, как по лексическим особенностям, так и по словообразованию, и по синтаксису,
Patek Philippe пишет:
Может быть и так, тут нужны специалисты.
Г-н В. Миллер перевёл с осетинского имена аланских правителей, коих звали Базук и Амбазук как "плечо" и "равноплечий".
Деталей не знаю, но мне это кажется по меньшей степени странным.Как это можно правителя назвать "плечом"?А "равноплечим"?Может в Алании все были разноплечими, и только этот Амбазук имел одинаковые плечи? )
Гораздо более убедительным видится смысловой перевод с карачаевскогобазык - крепкий, здоровыйи эм базык- самый крепкий, здоровый.
А эти двое аланских правителей Базук и Амбазук, если не ошибаюсь были одними из первых кого зафиксировали летописцы.
Это скорее так и есть...
А Миллер в данном вопросе мне напоминает того охотника, который воочию лицезрея самого медведя искал его следы... Почему? .. Не могу сказать...Вроде бы и "охотник" опытный... видимо медведя стало жалко...)))
Тахир пишет:
В осетинском языке зафиксированы сотни тюркизмов, «они пронизывают все сферы лексики, начиная от бытовых и хозяйственных понятий..., уже теперь можно сказать, что в заимствованной лексике осетинского языка тюркский элемент занимает первое место». В.И. Абаев,1985.
Под натиском неоспоримых сопоставлений фактов из тюркского и скифского быта даже Вс.Ф. Миллер, в конце концов, всё же был вынужден признать, что он «не считает доказанным факт иранства скифов».
Не знал, что вы почитатель творчества В.Абаева. Для чего вы выделили цитату Абаева крупным шрифтом? Что хотели этим подчеркнуть? Даже Архимед, после открытия им одноименного закона и то писал слово "Эврика!" более мелким шрифтом.
Всегда считал, что русский язык - моя ахиллесова пята, но оказывается, некотОрые даже читать по-русски и то не научились еще толком. Вот вы сами как думаете, если выяснится, что в осетинском язике только 10 заимствованных слов, из которых 6-тюрских, 3-французских и одно слово китайское, будет ли еще цитата В.Абаева соответствовать истине или же нет?
Правильный ответ: да, будет соответствовать. Ведь, 6 заимствованных слов, это таки, 60% - первое место из всего ЗАИМСТВОВАННОГО лексикона. Но, если даже таких слов будет и 20, и 100, и 300, и 1000 слов, а в процентном отношении и 99% от всего лексикона ЗАИМСТВОВАННЫХ слов, то даже в этом случае, осетинский язык не станет относиться к тюрской группе языков, потому что незаимствованных, то есть чисто осетинских слов, будет стописот тысяч.
Другими словами, тюрский язык, в данном случае, не может претедовать на бОльшие привелегии в осетинском языке, чем тот же французский или китайский языки. Подавляющий удельный вес тюркизмов в ЗАИМСТВОВАННОМ лексиконе, ровным счетом мало о чем говорит. Более важен удельный вес тюркизмов в ОБЩЕМ лексиконе осетин, а он, наверняка, намного меньший, чем кому-то тут хочется. Кому хочется, тот пусть и считает со словарём в руках.
Хецау пишет:
они ссылаются на -
↑ Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. — М.: Наука , 1966 . — Т. 2. — С. 213.
И объясню, откуда эта чушь 1966 года с надуманным сближением языка Кодекса Куманикус к нашему языку, а ни к собственно южному диалекту крымско-татарского.
1966 год, Крым ранее выведен из состава РСФСР и передан УССР. Почти все депортированные народы вернулись на свою историческую родину, кроме крымских татар и месхетинцев. И было не комильфо для учёных того времени в связи с письменными источниками и вообще историей напоминать о крымских татарах в Крыму. И потому тупо сблизили в своих работах с нашим, географически наиболее близким тюркским языком . А за одно и аргумент какой-никакой в половецкую теорию про нас. Вот и всё. Сплошная конъюнктура.
Totur_Ram пишет:
Тахир , и про оскорбление ты не ответил. Где конкретно ты видишь оскорбление?
Я ответил, но ещё раз:
Хохаг пишет:
" все свои претензии предьявляйте к своим не узнаваемым предкам - кипчакам. Ведь, если бы в 1222 году союзники алан оказались правильными кипчаками, то совместно они смогли бы дать более достойный отпор монгольским супостатам. Но, как грится, жадность фрайера губит. Кипчаки повели себя неправильно, польстившись на тугрики, которые монголы дали им подержать".
И расклад даю:
1. Он лживо пытается приписывать нам чужих предков. Но это ещё допустим не оскорбление, а так просто - невежество и умственная отсталость.
2. А вот дальше он наш народ пытается представлять потомками предателей. Не важно уже то, кто эти предки - правильные или неправильные, которых он нам хочет подсовывать. То, есть этот Хохаг не помнящий родства, по сути прямо завяляет тут, что - "вы - потомки предателей".
То, что он старается приписать тебе чужих предков - это не ново. Как не ново, что по его мнению ты стараешься приписать ему чужих предков. Зачем пишешь, что это умственная отсталость или что-то еще в таком роде? Просто разные позиции, которые скорее всего подкреплены какими-нибудь данными, вот и приведите сюда данные эти.
Вот пишет Хохаг, что кипчаки польстились на деньги, которые монголы дали им подержать. (Сразу вопрос, какие монголы? Сейчас Темирлана кто-то еще пытается считать моноголом?)) Кипчаки польстились на деньги. Какие кипчаки, на какие деньги польстились, сумма денег, и где источники? Отлично, если найдутся такие источники, будет что почитать. И самый главный вопрос, то что кипчаки возможно выступили на стороне Темирлана, каким образом это делает их предками карачаево-балкарцев? В общем, разговор нужно вести на нормальном уровне, без оскорблений и попыток задеть друг друга.
Хохаг пишет:
Не знал, что вы почитатель творчества В.Абаева. Для чего вы выделили цитату Абаева крупным шрифтом? Что хотели этим подчеркнуть?
К тому, что даже Абаев был вынужден признать, что у вас в языке на 1-ом месте по заимствованиям тюркские слова. А я добавлю - именно карачаево-балкарские.
Цитата
Хохаг пишет:
Вот вы сами как думаете, если выяснится, что в осетинском язике только 10 заимствованных слов, из которых 6-тюрских, 3-французских и одно слово китайское, будет ли еще цитата В.Абаева соответствовать истине или же нет?
Правильный ответ: да, будет соответствовать. Ведь, 6 заимствованных слов, это таки, 60% - первое место из всего ЗАИМСТВОВАННОГО лексикона. Но, если даже таких слов будет и 20, и 100, и 300, и 1000 слов, а в процентном отношении и 99% от всего лексикона ЗАИМСТВОВАННЫХ слов, то даже в этом случае, осетинский язык не станет относиться к тюрской группе языков, потому что незаимствованных, то есть чисто осетинских слов, будет стописот тысяч.
Карачаево-балкарских слов в вашем языке несколько сот, но из-за этого, да, осетинский язык не будет относиться к тюркской группе языков, он остаётся иранским.