Войти на сайт
2 Мая  2024 года

 

  • Билим къая тешер.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.

 

   RSS
Халимат Байрамукова. Жизнь - это ожидание...
 
Жизнь - это ожидание.
Однажды
Проснешься утром -
И чего-то ждешь.
Но день прошел.
Нет!
Не был он хорош,
Не утолил привычной вечной жажды.
А ты опять,
Опять чего-то ждешь.
Но вот дождался.
Все твои надежды
И все мечты твои сбылись.
И что ж!
Ты снова ждешь...
Опять чего-то ждешь...
Вернутся беды,
Виданные прежде,
Заглянут в очи,
Спросят: "Узнаешь?
Дождался!
Съел? Не оценил удачи!
Чего ты ждешь?!
Пора бы жить иначе!.."
...А ты опять,
Опять чего-то ждешь.


Прочитав эти стихи, я как будто заново открыла для себя творчество Халимат Байрамуковой. Поэта и Человека с Большой буквы!
Так как на уроках родной литературы в школе и в университете читала с удовольствием ее стихи, рассказы, романы, думала, что с творчеством ее хорошо знакома, оказывается, нет.
Некоторое время назад решила порыться в отцовской библиотеке, он у меня большой любитель карачаево-балкарской литературы и наткнулась на книжку Халимат Байрамуковой "Стихи". Книга 1962 года выпуска.
Очень жизненные стихи, и что самое интересное, прошло почти 50 лет, а они актуальны по сей день...

Муха бьет слону поклон,
Потому что, слон есть слон

Халимат Башчиевна написала эти строки в 1961 году.
Страницы: Пред. 1 2
Ответы
 


Купедеги чай чайпалды тёгюлдю-
къайсын эсе да ачытды, кюйдюрдю..
Джашаум мени да чайпалды, тёгюлдю-
сакъларгъа амал болмады ,кюйдю.
Джашаум джангыдан салынса орнуна,
айтырем анга, болмай экили:
-Тёгюл,
тамчынг да къалмасын манга,
алай а унутма , мени айтырым-
эшитмедим деме,
кюйдюрсенг кишини!

1962 дж., Москва

 
Однажды в библиотеке взял ее книгу и в конце она рассказывала про родителей...отец молится,кланяется,об коврик головой ..как будто польза от этого.. Что то в этом смысле про намаз унизительное написала.после этого запретил себе ее творчество.
 
Нокия

"Партия сенсе башы насыбны,
Партия сенсе мыйысы халкъны".
Эти строчки тоже Халимат написала. Но и "14 лет" - роман о страшной нашей трагедии написала она - честно, правдиво.
Наверно, о больших писателях надо судить по их более зрелых, поздних произведениях.
 
Никогда у сердца не пытала,
Слушай, сердце, может ты устало?
Никогда не спрашивала я,
Не болишь ли, сердце, жизнь моя?

Мало, сердце, я тебя балую,
Все гоню вперед напропалую,
Как наездник быстрого коня...
Ты не видишь ласки от меня.

Знаю, знаю!-да, я виновата.
Признаюсь тебе, я грубовата,
Я горянка. А в горах живет
Слишком строгий, сдержанный народ.
.......................................................
.......................................................
 
Скажи, с какой ноги ты встал сегодня?
Какую ты соринку с полу поднял?
Под каждою соринкой, милый мой,
Лежит причина ссоры.
И большой!
1958г.
 
Такое актуальное стихотворение

У СЕПАРАТОРА
В нашем доме сепаратор,
И соседки с молоком,
Словно стая тел крылатых,
Разжужжались кто о ком.

Этот мот, а тот нечестен,
Тот хорош, тот нехорош.
Приходи искатель сплетен
Три корзины наберешь.

Ты узнаешь, между прочим,
В чье окно Осман глядел,
Что пришло письмо по почте
От соседа Фариде.

Что Зубайда злой Фатиме
Не желает уступать,
Что такой же фартук синий
Тоже хочет покупать.

Что на срадьбе у Османа
За столом не будет мест,
Оттого, что парни станут
Выбирать -себе невест.

?Ой сноха, моя плохая!
Вдруг зашепчет Абида.
С головы до ног охает
И воскликнет:? Ой, беда!

И -спесива, и сварлива,
И неряха! Ой не вру!
А уж как она ледива!
Это видно по ведру.

И ведро свое покажет,
Потрясет им, может быть,
Позабыв при этом даже,
Что могла сама помыть.

?Окрутила сношка сына
Все глядит ему в глаза
Да краснеет, как малина,
Да юлит, как егоза.

?А моя сноха ? дурнушка
И любительница склок?
?А моей,?кряхтит старушка.
Лень зашить себе чулок.

? А моя,
Моя такая...
Как змея! Терпенья нет.
Слово скажешь ? запылает,
Десять выпалит в ответ.

Сколько яду в каждом слове,
Сколько в каждой фразе блох,
Будто не были свекрови
В положеньи тех же снох.

Будто снохам не придется
С молоком сюда ходить
И встречаться у колодца
И свекровьями побыть.
1956.
 
Бек сау бол. Халимат назмуларын гитчеликден окъуб билебиз. Алай а сен салгъан назмуну биринчи кере кёредюм.
 
Быть может, век мой и не так уж краток.
Быть может, он как раз настолько длинен,
Чтоб весточки мне от тебя дождаться?
Быть может, век мой - в самом деле-краток.
Настолько, чтобы писем не дождаться
И чтобы понял ты, как был повинен?

1962г.
 
КЪАРАЧАЙГЪА СОРУУУМ.

Сени юсюнгден джазар ючюн къалмагъанма,
Ёзге, бир джангыз да назмумда
Бетсинмегене, кукаланмагънма
Ойнамагъанма сени атынг бла.

О, Къарачайым!-деб къычырмагъанма.
Айтыр сёзю болмагъан этед алай.
Игинге къууанганма, махтаннганма,
Аманынга бушуу эте, джылай.

Бюгюн а къаламымдан къан тамады,
Къан тамады къызарта акъ къагъытны:
Адам -учуз ,ачха багъа болгъанды,
Бу зат бошаб бара турады халкъны.

Некди былай, бу дуниягъа нек джетдик?
Адам эди Къарачайда багъалы.
Аллахха биз бир уллу терсликми этдик
Былай сыйын тюшюрюрге адамны.?

1996 дж.


 
Боль с безбольем.
Пустота во мне.
Чем заполнить?
Ты один-лекарство.
Боль с безбольем.
Это ты во мне,
Друг мой,
Враг мой,-
Ледяное царство.

1962 год.
 
Только что нашла

Язык мой древний и певучий,
С тобой в крови я родилась.
Томи, терзай меня и мучай ?
Во всем твою приемлю власть!
Пусть для кого-то ты не самый
Известный на материке,
Но маму назвала я мамой
На этом милом языке.
И потому-то столь тревожно
Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч ?
Я думаю: какой, в итоге,
Дойдет к потомкам наша речь?
Неужто впрямь ? сухой и скудной,
Общипанной, полуживой?
И я хожу с той мыслью трудной
И повторяю не впервой:
Перед лицом иных столетий,
Детей и внуков дорогих, мы за судьбу твою в ответе,
И я ? не менее других.
Чтоб и сильным, и крылатым
В селе и в доме городском
Ты жил и цвел в соседстве с братом ?
С могучим русским языком.
Халимат Байрамукова
 
во! искал эту тему, чуть-чуть освежим её..)))

ОБРАЩЕНИЕ К ГОРАМ КАВКАЗСКИМ

?Мои родные Кабхские горы! Кажется, так вас величали в старину? Я хочу писать о горах, о горцах, хочу оглянуться и увидеть то, что было, чтобы лучше осмыслить то, что есть. Расскажите, горы, ведь лучше вас никто не знает прошлого. Эльбрус, почему ты весь поседел, может, ты пережил какое-то горе?
?В давние времена я был молод, силен, доставал своим языком синее небо, а потом...
?Говорят, случилось страшное наводнение, говорят, что все горы покрыло водой, и какой-то пророк плил на лодке, плыл и над вашей головой и когда его лодка задела вас, то образовалась выемка ? и стало у вас две головы. Так ли это?
?Если у меня от этого две головы, то, я думаю, после такого удара у пророка не осталось бы его единственной головы. Не помню я такого случая.
?Я бы хотела узнать много, очень много о жизни моего народа, я читаю об этом книги, но вы, живые свидетели, можете лучше рассказать мне о нем. Прошу вас.
?Это трудно очень ? рассказать сразу все. Столько прошло лет... Родила нас Земля-матушка, которая была до нас ровной, без морщин, без трещин, одним словом ? молодая. Я хорошо помню ее рассказы. Эти,? кивнул Эльбрус в сторону гор-малышей,? может, и не помнят. Матушка рассказывала, что когда-то, давно-давно была она цветущей. На земле жили тогда люди, такие же исполины, как и мы. Называли их нартами. Сильные, мужественные люди бывают доверчивы. Нарты были такими. А великая доброта делала их сердца обнаженными. Они охотились, веселились, любили, верили и никогда не обижали друг друга. Но есть люди, с которыми никто не заводит дружбу и которые не могут смотреть равнодушно на чужую дружбу ? у них в душе живет зло, ненависть и зависть, и оттого-то они несчастливы. Так вот, матушка рассказывала, что таким олицетворением зла и ненависти был некто Самоэль ? коварный и кровожадный. Он изготовил зелье из костяного мозга старого козла, из печени бешеного кабана и змеиного яда. Он напоил им добрых нартов, и пошло все кувырком: они стали злобными, как змеи, ревнивыми, как козлы, и бешеными, как кабаны. Вождь нартов, старик, воспылал страстью к возлюбленной своего сына ? Машуке, потому что он первым вкусил снадобья. Машука же беззаветно любила своего жениха, единственного сына вождя нартов.
Вождь решил во что бы то ни стало избавиться от сына, сделать Машуку своей женой. Он отправил сына на охоту, а сам пошел к красавице, но та убежала от него, уронив нечаянно кольцо?подарок своего возлюбленного.
Старик поднял кольцо, поцеловал его, потому что оно касалось пальца красавицы, но тут же забросил, потому что оно подарено ей его сыном ? ненавистным соперником.
Сын, возвращаясь с охоты, увидел кольцо, понял, что случилось неладное, и примчался домой.
И вот началась битва между нартами: одна стена богатырей за сына, другая ? за вождя-отца. Бьются сын с отцом: молодость ? с опытом, любовь ? с ревностью, добро ? со злом. И полетела голова сына от удара отца, некогда гладившего эту кудрявую голову, но и для отца последний удар сына был смертельным. Умер и он, окаменев...
?Ну, а Машука?? спросила я Эльбрус с нетерпением.
Он помрачнел. Потом снова начал.
?Гибель любимого ? стала гибелью и для нее. Помчалась Машука к исковерканному телу своего богатыря, но разорвалось ее сердце ? не добежала.
А в это время нарты продолжали ужаснейшую битву ? под их ногами качалась земля, их тела бились друг о друга, как горы. Но силы были равные, и потому к восходу следующего дня все нарты замертво лежали на земле, погубив друг друга. С этого дня на равнинах Кавказа не осталось ни одного нарта, но появились горы. Там, где упало кольцо Машуки, образовалась Кольцо-гора; на месте, где упал шлем с головы возлюбленного Машуки, ?гора Железная. Изрубленный отцом на пять частей сын ? пятиглавая Беш-Тау, а не добежавшая до возлюбленного девушка превратилась в гору Машук. Бесчисленные нарты, бившиеся друг с другом, тоже стали горами ? большими и малыми.
Виновник этого бедствия, ты, наверное, уже догадалась,? главный нарт, назван Эльбрусом, по-карачаевски Минги-Тау ? Главная гора. Ты знаешь, что он вечно в снежной шубе, что он вечно мерзнет ? ведь у сделавшего кому-то, тем более родному сыну, зло не может быть тепла в сердце. Не может быть и покоя. Оттого-то порой ты видишь надо мной вьюги, метели, но это, пойми, не от силы, а от бессилия перед своей жестокостью ? разве не страшно, когда от приближения к тебе людям не становится теплее, а наоборот...
Я смотрю со своей высоты на сына, на Машуку, на всех напрасно погубленных. Сколько прекрасных дел они могли бы совершить сейчас! Во мне текут невидимые слезы раскаяния, они тут же замерзают, и им не дано быть горячими, чтобы воскресить мною погубленных, потому что я совершил великое преступление. Зато Машука живет и нынче ? ее горячие слезы превратились в целебные источники для людей.
Мои холодные слезы не могут воскресить окаменевших нартов, помочь людям. Пусть это делают теперь сами люди,? закончил Эльбрус.
?Пусть это делают теперь сами люди!?
И... пришли сюда люди.

(с) Халимат Байрамукова. Песня моя. 4-7 стр.
 
:):):)
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
Сау болугъуз блайда джазгъанла! Джуртумдан узакъда джашайма, бери
къараб а тансыгъымы алама.
 
Шамильхан
 
Rus Version

Шамильхан
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам