Войти на сайт
11 Июля  2025 года

 

  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Эл ауузу – элия.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам