Войти на сайт
24 Февраля  2018 года

 

  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Тилчиден кери бол.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам