Войти на сайт
2 Ноября  2024 года

 

  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Зарда марда джокъ.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам