Войти на сайт
12 Декабря  2017 года

 

  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Билим къая тешер.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Хатерли къул болур.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам