Войти на сайт
18 Сентября  2019 года

 

  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Зарда марда джокъ.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Ата – баланы уясы.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам