Войти на сайт
24 Января  2020 года

 

  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Ач уят къоймаз.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам