Войти на сайт
19 Апреля  2024 года

 

  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам