Войти на сайт
26 Апреля  2024 года

 

  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Ата – баланы уясы.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Ач уят къоймаз.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам