Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам