Войти на сайт
14 Июля  2025 года

 

  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Хата – гитчеден.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Тилчиден кери бол.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Билим къая тешер.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Бек анасы джыламаз.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.

 

Страницы: 1
RSS
Платон мне друг, но истина дороже.
 
Хочу коснуться одной темы, которая не дает мне покоя. Многие из нас, карачаевцев почему-то убеждены, что айран придумали у нас. Этому посвящены не только какие-то странные легенды (они придуманы не так давно - где-то в 19 веке), но и научные труды и т.д. Я человек, который, как говорят евреи, достиг "тешуа", т.е. осознанно вернулся к истокам своего народа и очень уважительно отношусь к истории возникновения карачаевцев как этноса. Однако, проблема вот в чем. Как-то раз к нам приехали друзья-казахи, очень серьезные и образованные люди. Как и полагается, их приняли очень гостеприимно, угостили барашком, хычынами. И в конце трапезы предлжили айран, со словами, что это - национальный напиток карачаевцев, что впервые его придумали у нас. Но какова же была реакция казахов?! Они были очень удивлены и, можно сказать, даже в какой-то мере, обижены: "С незапамятных времен казахи пьют айран. И мы до сегодняшнего дня никак не думали, что надо отстаивать свое право называть айран своим национальным напитком"- ответили они. Я к истории профессионального отношения не имею, но как человек, хорошо знакомый с научными методами исслдования, и опираясь на здравую логику хочу отметить, что: 1) карачаевцы как этнос от казахов не произошли; 2) казахи как этнос от карачаевцев не произошли; 3) значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки. Именно древние тюрки и были первыми создателями айрана. Такова, на мой взгляд, истина! Может кто оспорит меня?
 
Согласна с вами, потому что турки тоже самое утверждали: что айран, первая закваска были изобретены у них. Тогда как такое же мнение бытует почти у каждого тюркоязычного народа. Скорее всего, досталось в наследство от прапрапрадедов.)) Но в России, карачаевцы как представители тюркоязычных, наверное, имеют авторские права на этот напиток. Правда, понятия не имею, что об этом говорят представители других нетюркоязычных народностей Кавказа.
 
Айран в форме "Айра" известен у скифов Геродота.
 
"значит, был 3-й этнос, оказавший влияние на нас и на них и называется он - древние тюрки." слова прозвучали будто был 3-ий отдельный этнос.. этот древний тюркский этнос были предками и казахов и карачаевцев, а также других тюркоязычных народов.. по -этому не думаю, что правильно будет рассматривать древних тюрков-прародителей, как отдельного этноса от карачаевцев и казахов на одном ряду с ними.. древние тюрки-наши предки -шумеры, киммерийцы, скифы, саки, сарматы -они оставили нам и айран с культурой животноводства и традиции наши, это бесспорно..
 
А сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир... Но его то как раз мало кто делает в домашних условиях :smt002
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир...
в чем его фишка?
 
[b:b8b932da0c]Фортуна Фиделя[/b:b8b932da0c],
Цитата
в чем его фишка?
для его изготовления... необходим кефирный грибок...)))белый такой...зернистый... чуть больше пшеницы...по размеру...)))
 
Цитата
сугубо карачаевский напиток Гыппы-айран, он же кефир.
Бабушка делала, когда я очень мелкая была, но до сих пор помню её банку с этим айраном и не очень приятный запах, или мне тогда так казалось...не знаю :smt017
 
Как бы там не было, Айран уже запатентован на имя Карачаевцев и весьма правильно, потому мы единственный тюркоязычный народ который сохранил во многом всю сущность тех самих тюрков наших предков.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам