Расширенный поиск
25 Июня  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.

История и этнография / Этнография

Лайпанов Кази
Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами

Проблема этногенетических взаимосвязей народов Кавказа изучена недостаточно, хотя она весьма актуальна и имеет не только познавательное, но и практическое значение, особенно в воспитании у людей высоких патриотических и интернациональных чувств, в укреплении дружбы и мирного сотрудничества между народами и людьми разных национальностей.

Ведущий этнограф страны академик С. А. Арутюнов в капитальном труде "Народы и культуры: развитие и взаимодействие" (М. 1988) говорит о большом значении изучения этногенетических процессов с использованием данных всех смежныхнаук(С. 11-12).

Этнические процессы, как известно, обусловлены общим ходом социально-экономического и культурного развития человеческого общества, а также особенностями существования этнических общностей и их взаимодействия друг с другом. При этом этногенетические процессы идут непрерывно, начиная с древнейших времен и до наших дней.

Этногенетические процессы начались еще в период первобытно-общинного строя, когда тип этнической общности и социальной организации людей, говоривших на одном языке, имевших кровнородственные связи, общность территории, общность некоторых элементов экономики, самосознания, самоназваний, одних и тех же сходных обычаев и культов, называли племенем. Потом, в период рабовладельческого и феодального строев, формируется более высокая форма этнической общности — народность, которая является уже исторически сложившейся языковой, территориальной,
экономической и культурной общностью людей; нация складывается в эпоху капитализма и является высшей формой этнической и социальной общности людей — этносов.

Приводимые ниже факты из этнической истории карачаево-балкарцев свидетельствуют о длительности и разнообразии этногенетических процессов в одном из многонациональных регионов нашей страны.

Профессор Кази Лайпанов.

Дата: 28.08.2011
Скачали: 1086
Размер PDF: 1.56 МБ
Скачать:

Комментариев нет

Популярные в разделе