Расширенный поиск
18 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Ата – баланы уясы.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Тамчы таш тешер.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
Возрождение языка... это возможно.
 
В одной из тем, в которых обсуждалось настоящее и будущее нашего языка, несколько участников высказались крайне пессимистично отностельно его сохранности. Здесь я бы хотел привести несколько примеров того как не только язык находящийся на грани исчезновения, но даже вымерший много веков назад, способен внось обрести жизнь. Пусть это послужит примером всем нам.

УЭЛЬСКИЙ ЯЗЫК.
Удивительно, но практика показывает, что, благодаря конкретным усилиям, умирающие языки вдруг начинают расцветать вновь. Один из фантастических успехов в этой связи продемонстрировал уэльский, или валлийский, язык в британском княжестве Уэльсе. Всего каких-нибудь 20 лет назад этот язык уже считали почти потерянным, а сейчас на нем говорят сотни тысяч людей. Уэльский язык имеет то, чего нет практически у всех языков, которые вошли в опасную зону исчезновения: уэльский язык довольствуется решительной поддержкой правительства Уэльса. Эта поддержка как раз и является гарантией выживания языка, подкрепленной достаточным финансированием, а последнее обстоятельство на практике превращает мечту о восстановлении родного языка в реальную действительность.

ИВРИТ
Сегодня как бы само собой разумеется, что иврит — официальный язык Израиля. Однако немногим более сотни лет назад никто не пользовался ивритом в быту-некогда широко распространенный, как разговорный он много веков назад умер. Еще не было случая, чтобы «мертвый язык» воскрес.
Элиэзер Бен-Йегуда был «помешан» на возрождении иврита. Когда он и его жена прибыли в Эрец-Исраэль, они приняли обет: говорить в семье только на иврите. Это было не так уж просто в те времена, когда в иврите не было слов для выражения самых элементарных вещей. Словарь иврита богат словами, относящимися к философии и обрядам, некогда совершавшимся в Храме. Но что касается таких понятий, как «солдат», «газета», «зубная паста», «огнетушитель»... их не было. Когда в 1882 г. у него родился первенец Бен-Йехуда взял у жены обещание вырастить первого в новой истории ребенка, у которого родным языком будет иврит. Так и получилось.
Издание современного словаря иврита стало главным делом жизни Бен-Йегуды. Составляя его, он образовал сотни новых слов. И, будучи самоучкой, оказался весьма талантливым лингвистом. Задача, которую он выполнил, обескуражила бы кого угодно. Когда он приступал к осуществлению своего замысла, в иврите даже не было слова «словарь»; обычно говорилось сефер милим, буквально означающее «книга слов»; не было соответствующего обозначения и для солдата, лишь архаическое выражение иш-цава («человек войска»). Бен-Йегуда образовал слово хаяль и даже снабдил его женским родом (хаелет), что стало популярным термином только полвека спустя, когда в израильскую армию стали призывать женщин.
Если вы хотите, чтобы вас помнили, говорит пословица, сделайте превосходно хоть одну вещь.
Изменено: Таукъан - 26.01.2012 12:04:20
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Ответы
 
Цитата
residentkind пишет:
Вам постоянно кто-то должен, кто-то всё время перед вами виноват.


и вам здравствовать!

не согласна я с вашим обвинением. северо-кавказкие народы не на кого не надеются, живут и выживают сами. "пашут", чтоб прокормить свои семьи. шубы нам ведь не Москва выдает, сами) да, может быть мещанство. но ведь не шубой единой живут народы. с духовностью тоже все в порядке. адет, намыс, шариат - общество все еще придерживается этих ценностей.
 
Албукерки,
Цитата
Албукерки пишет:
Sabr не раз спрашивал, почему на форуме мы пишем на русском? Не раз призывал писать на родном, но тщетно.
Хотя теоретически что нам мешает? Язык есть, письменность есть. Вот знание родного нам мешает.
Бютёу айтылгъанча тынч тюлдю. Талай джыл, талай ёмюр тилни халы орнунда тургъан къой, осалдан осал болуб барады-джангы сёзле къуралмайдыла, окъуу китабла басмаланмайдыла, халкъ тилге имтинмейди... джаш къауумда уа ана тилде сёлешиу "джохарлыкъ" болгъанды. Аны ючюн айтама-адамла тилге тартылырча престижин кёлтюрюрге керекди.
Цитата
Албукерки пишет:
у нас традиции и обычаи, адет-намыс ( но не шариат!)
Ну тут уж каждый сам расставляет приоритеты-кого-то устраивает ислам без намаза и прочей "бутафории", а шариат неотъемлемая часть ислама... просто наши и не только наши СМИ внушили массам страшилку, что шариат это исключительно отрезанные руки и побитые камнями женщины.
Цитата
Албукерки пишет:
а вот у эстонцев на первом месте стоит язык. В первую очередь эстонец тот, кто владеет эстонским языком.
Эстонцы молодцы-медленно, но верно поднимают экономику ствоей страны, так что даже наметилась тенденция к обратной иммиграции-не как раньше из Эстонии в Россию, а наоборот-теперь русские хотят в Эстонию. Ну и плюс забота государства о своем языке и культуре-эстонский идет по пути языкового пуризма-не заимствуют слова для новых понятий а создают их сами.
Цитата
Албукерки пишет:
Боюсь сделать предположения о лексическом запасе тех, кого обучал Таукъан. Неужели больший?
Куда там... лишь единицы потянули 500-ый барьер. Активный минимум необходимый для того, чтобы начать объясняться на чужом языке-это знание примерно 400-500 слов и 50-100 готовых фраз-речевых штампов, грамматических конструкций. Ну а в обычном, "кухонном" бытовом общении 1000 наиболее активных слов покрывают почти 90% любого языка-такие основные слова как сен, мен, адам, юй, акъ, уллу, барыргъа и т.д.
Цитата
Албукерки пишет:
Я б хотел знать, для чего понадобился его ученикам наш язык.
Началось всё ещё с 7 класса, когда один мой русский одноклассник попросил объяснить как говорить простейшие фразы... это продолжало расти и в конце концов он добился не малых успехов-говорит мало, но все понимает-разумеется, улица и окружение тоже внесли свою лепту. Затем уже в старших классах попросила помочь подтянуть родной несколько подобрусевшая сестра. Дальше студенческие годы, однокашники из универа-зачастую представители соседних народов и одна русская знакомая влюбленная в карачаевца. В общем все всё схватывали налету-у меня же не получалось так легко учить их языки. Раньше, конечно же, некоторые вопросы от обучаемых ставили меня в тупик, но уже в конце студенчества ещё до появления очередного "ученика" я уже знал какие моменты будут ему непонятны и как их доступно разжевать. Мне нравилось это занятие и я подходил к нему с душой.
Цитата
Албукерки пишет:
Надо и нам начинать интерсоваться нашим языком и выводить его за рамки устно-бытового общения.
Если мы хотим вывести его на более высокий уровень, придется объяснять на нём более сложные реалии. Выше я писал о том как турки создали свою организацию которая осуществила "научные методы развития и обогащения турецкого языка"... и вот успех, у них получилось-этот язык, считавшийся раньше побежденным такими "гигантами" как арабский и персидский полностью возродился и продолжает развиваться-нынешний турецкий способен обслужить все сферы человеческой деятельности-от науки до культуры.
Есть один момент. Для того чтобы довести язык до сегодняшнего состояния туркам понадобилось найти оооооооочень много слов, дабы заменить ими заимствования из вышеописанных лингвогигантов Востока. И им повезло-весь материал у них был, это те самые богатые исторические и естественные языковые источники(благо старых текстов на турецком было превеликое множество), народные говоры, диалектизмы и порядка 40 других родственных тюркских языков-заимствуй не хочу. Вот если бы это захотели сделать, например, чеченцы, они бы столкнулись с болшими сложностями-отсутсвие письменных источников и родственных языков(только ингушский)... хотя диалектов предостаточно. А мы же, располагая такими ценными ресурсами, не предпринимаем ничего для развития нашего языка.
 
Албукерки,

согласна с каждым вашим словом.


своим постом я отвечала на обвинения, показавшиеся мне несправедливыми.

а по поводу что делать, на мой взгляд, есть два пути. о первом говорила Кипкеева Зарема в статье "Что и почему?", о "выдающейся личности" в судьбе народа. а второй, если уж не можешь брать на себя ответственность за свой народ, возьми хотя бы ответственность за себя и свою семью.
 
Цитата
Албукерки пишет:
Цитата
ilmizi пишет:

P.S. кстати, по-моему пора отойти от термина "Карачаево-балкарский язык" и называть его просто "аланский язык".

Изменено: ilmizi - 18.03.2012 17:02:33




А мы на родном никогда его не называли карачаево-балкарский. По, крайней мере, балкарцы всегда говорили и говорят "тауча".Однокренное со словом "Таулу"."Тауча бир айт", "тауча ангылаймыса" и так далее.Но никогда "аланча". Зачем же теперь удалять естественное и пересаживать искусственное? Такие операции часто оказываются чем-то вроде неудачной пластики. Голосую: против.


Мое предложение касалось названия на русском языке. Не на Карачаево-балкарском. Я своему сыну не говорю "тауча селеш", когда он перескакивает на русский. Я говорю "таб селеш". Не потому конечно, что "тауча" айтыргъа жарамайды. Ол алкъа "тауча" огесе "орусча" сезлени билмейди:)
Возвращаясь к теме, считаю, что "Аланский" язык звучит не менее актуально чем Карачаево-Балкарский и объединяет в себе бОльший смысл. Я не называю себя карачаево-балкарцем, потому что это нелепо. Я балкарец, кто то карачаевец, но по сути мы один народ, который сам себя называет АЛАН. Так почему если народ один, то язык имеет раздвоенное название?
 
Цитата
Албукерки пишет:
Язык очень развивают переводы мировой литературы.


Мы говорим о сохранении языка для народа или для академических кругов?

Большинство видят проблему в недостатке финансирования издания учебников и т.д. Но это весьма поверхностный анализ, думаю что проблема намного глубже и носит необратимый системный характер. Народ отварачивается от своего языка, считая его не нужным для жизни. Очень широкое распространение получило такое явление когда родители приходят в школу и требуют от учителей исключить изучение родного языка из программы. Доходит до скандалов, угроз в адрес учителей, перевода детей в другие школы. Я знаю карачаевские семьи в которых родители запрещают детям разговаривать на карачаевском языке, с угрозой наказания.
Скажите пожалуйста, разве в Учкулане в 18 в. издавали учебники на родном языке и был ли хоть один человек который не разговаривал на своём языке? А кто сегодня выписывает и читает газету Карачай? Русские почтальоны просят карачаевцев подписаться и поддержать эту газету. "Джылан къабугъундан джийиргене эди" дегенлей болуб турады чот.
Вообще, та стремительность с которой мы оставляем свой язык, навевает на мысли "а наш ли этот язык вообще?" Возможно будучи автохтонами Северного Кавказа, кавкасионами по своей антропологии, карачаевцы когда то имели свой местный язык, который в своё время "слили" в обмен на имперский тюрский.
 
Цитата
ogurlu пишет:
Вообще, та стремительность с которой мы оставляем свой язык, навевает на мысли "а наш ли этот язык вообще?" Возможно будучи автохтонами Северного Кавказа, кавкасионами по своей антропологии, карачаевцы когда то имели свой местный язык, который в своё время "слили" в обмен на имперский тюрский.


Незнание истории приводит вот к таким печальным выводам. Мы никогда, ни от кого не переняли этот язык. Тюркский - это наш родной язык. Северный Кавказ всегда был родиной тюрков. Сменяя друг друга здесь жили во все времена тюркские племена. По антропологии, древние тюрки (без монголоидной примеси) были такими, как мы. Карачаево-балкарцы сохранили тюркский облик в чистоте до сегодняшнего дня. Аллах айтса, сохраним и дальше. Родной - великий тюркский карачаево-балкарский язык также сохраним. До 1930-х годов языком общения на Кавказе был тюркский (кумыкский, карачево-балкарский).

И если мы сегодня теряем свой язык - в этом виновата именно имперская политика, идущая, известно откуда. Если мощь государства направлена на ассимиляцию малочисленных народов, на уничтожение их автономий, на подавление их исторической памяти и национального самосознания - то обвинять народ в чем-то не стоит. Малочисленный народ не может долго сопротивляться ассимиляционной политике мощного государства.

Когда ленинское государство заботилось о народах - создавало автономии, давало возможность развиваться - не было опасения потери языка, идентичности. А когда государство ведет противоположную политику - малочисленные народы обречены.

Но сопротивляться надо, надо выдержать. Времена меняются. Может и национальная политика Российского государства изменится в лучшую сторону.

Тилибиз джашарын излей эсек - былайда да, къайда да - барыбыз да тауча сёлеширге кюрешейик. Чеченлиле, къабартылыла кеслерин сакълаяла эселе, биз аладанмы къарыусузбуз? Биз да сакъланныкъбыз "хайт" десек.
 
Цитата
Албукерки пишет:
Ничего хорошего в ленинском государстве нет и не могло быть. Ленин такой же кровавый палач, как и остальные большевики. Большевики просто умело разыграли национальную карту во время гражданской войны. и в первые годы после нее. Если нам и было неплохо в первые годы Советской власти, то были целые народы и слои населения, попавшие в то же время при ней в настоящий ад.Их пытали и убивали, а во время Великой Отечественной пришла наша очередь, уже не при Ленине, но где гарантия, что он не взялся б за нас, проживи эдак года до пятидесятого, останься в Союзе Троцкий. Кто-то раньше, кто-то позже угодил в тиски "Великого эскперимента" Просто надо понимать, что дьволу нельзя продать половинку души, как говорят испанцы. А большевики суть те же бесы, прекрасно описанные Достоевским.


Речь не о Ленине. И не об умело разыгранной национальной карте. И не о бесах.
Речь о том, что ленинское государство поняло, что ждут от него народы. Так были образованы национальные образования, благодаря которым народы сохранились. Если бы не эти ленинские автономии, многие народы не дожили бы до сегодняшнего дня. Но другие народы оставлю в покое. Скажу о Карачае. Карачаевский Ренессанс был в 1926-1940 годы, когда народ жил в своей Карачаевской Автономной Области. Все беды начались с ликвидации КАО, а после продолжались в КЧАО и продолжаются в КЧР. Это говорит о том, чтобы сохраниться народ должен иметь свою национальную автономию. Это поняли в свое время выдающиеся сыны Карачая - Умар Алиев и Къурман Курджиев. В 1990-е годы это поняли многие карачаевцы, потому шла борьба за восстановление Карачаевской АО. Если народ не имеет свое государство, или своё национальное образование в составе государства - сохранить свою родную землю и родной язык будет очень трудно, почти невозможно. Если бы Балкария была бы самостоятельной Балкарской республикой, сегодняшних проблем у неё не было бы. Тоже самое можно сказать и о Карачае.
 
Sabr пишет:
"И если мы сегодня теряем свой язык - в этом виновата именно имперская политика, идущая, известно откуда. Если мощь государства направлена на ассимиляцию малочисленных народов, на уничтожение их автономий, на подавление их исторической памяти и национального самосознания - то обвинять народ в чем-то не стоит".

Цитата
Албукерки пишет:
То есть, признаем, что сами знать язык не хотим, но все равно виновато государство? Как это понимать?


Что тут непонятного? Государство нас поставило в такие условия, что мы все время боремся за выживание. Бытие определяет сознание. Тут не до языка. Горные села вымирают, современных условий нет, чтобы молодежь там жила. Молодежь уходит в города, теряет язык, обычаи. Ни верховной власти, ни местным нет дела до наших национальных проблем.
На одном голом энтузиазме, патриотизме - язык не спасти. Должны быть условия для сохранения народа, языка. А их малочисленный народ не может сам себе создать без поддержки, содействия государства. А государство... О чем мы говорим, если государство даже закон "О реабилитации репрессипрованных народов не доводит до конца.
 
Цитата
Sabr пишет:
На одном голом энтузиазме, патриотизме - язык не спасти. Должны быть условия для сохранения народа, языка. А их малочисленный народ не может сам себе создать без поддержки, содействия государства

+1
 
ЧТО БЫЛО В КАРАЧАЕВСКОЙ АО (1926-1943)

Самое главное что было - это чувство национальной гордости, чувство родины, языка, государственности; что мы не сброд, а Народ, и имя наше - Карачай, и земля наша - Карачай. Национальное самосознание и историческая память - вот что проснулось, когда мы обрели свой национальный Дом - Карачаевскую АО. Без (своей!) автономии народ обречен. Тогда это все понимали - и народ, и его руководители.

После Октябрьской революции, по инициативе и под руководством У. Алиева 17 ноября 1920 года в составе Горской республики (наряду с Балкарией, Чечней, Ингушетией, Осетией, Кабардой) образуется Карачаевский национальный округ с административным центром в г. Кисловодске.

12 января 1922 года ВЦИК издал декрет о создании объединенной Карачаево-Черкесской автономной области, напрямую входящей в РСФСР. 26 апреля 1926 года КЧАО была разделена на две самостоятельные автономные единицы - Карачаевскую автономную область (КАО) и Черкесский национальный округ.

Территория Карачаевской автономной области составляла 11,4 тыс.кв. км (сегодняшняя территория КЧР составляет 14,3 тыс.кв. км). 85% населения в КАО были карачаевцы.

Расцвет Карачая приходится именно на этот отрезок времени - 1926-1943 гг. - период существования Карачаевской АО. Развивалась быстрыми темпами экономика, наука, культура. Все это - несмотря на резкий спад животноводства и других отраслей в результате гражданской войны, коллективизации, репрессий, уничтоживших значительную часть народа, в том числе интеллигенции.

с 1922г. по 1940г. валовая продукция народного хозяйства области увеличилась более чем в 100 раз и в 1940г. в ценах 1926-1927гг. составила 64,8 млн. рублей.

В этот период большими темпами развивалась сеть учреждений культуры, науки, народного образования, здравоохранения, издательского дела.

В области имелись 264 учреждения культуры, в том числе государственный ансамбль песни и танца, музей краеведения, создавался профессиональный карачаевский театр.

На базе двух типографий в городах Кисловодске и Микоян-шахаре (Карачаевске) областное издательство ежегодно выпускало 16 наименований учебников на карачаевском языке, 58 наименований книг общим тиражом 432 тыс. экземпляров. Выходило 7 областных и районных газет. Набирали силу молодое изобразительное искусство, музыка, литература, национальная драматургия. Писательская организация насчитывала 10 членов Союза писателей СССР. Драматургами в предвоенные годы было написано более 30 пьес.

Широкий размах имели художественные промыслы; шерстеваляльное производство, резьба по дереву, золотошвейное и другие виды прикладного искусства.

В 1941 году в Карачае работали педагогический институт, научно-исследовательский институт, педагогическое и медицинское училища, кооперативный и зооветеринарный техникумы.

Более чем в 100 общеобразовательных школах учились дети. Обучение с 1 по 7 классы велось на родном языке с преподаванием русского языка и литературы как предмета.

К началу войны здравоохранение Карачая представляло собой сформировавшуюся систему медико-санитарной помощи населению, состоявшую из 16 больниц, 2 поликлиник, 41 фельдшерского пункта, 39 амбулаторий, 23 родильных домов, 11 детских яслей.

В довоенное время сформировалась карачаевская интеллигенция, выдвинулись крупные общественные и государственные деятели, ученые, прсветители: У. Алиев, К. Курджиев, И. Хубиев, И. Тамбиев, Х. Аппаев, И. Каракотов, М. Урусов, А. Батчаев, А. Биджиев, А. Уртенов и другие.

И все это за короткий срок существования Карачаевской АО.
Вот что значит иметь свой Национальный Дом.

2 ноября 1943 года этот Дом был сожжен сталинским режимом, горная часть КАО была передана Грузии, а карачаевский народ был изган из родной земли. Один из главных виновников нашей депортации секретарь Ставропольского крайкома ВКП(б) Михаил Суслов, в ноябре 1944 года злорадствовал: "Мы выжили карачаевцев из горных ущелий. Теперь надо выжить отсюда их дух". Но Всевышний распорядился по другому - наш народ вернулся и продолжает жить на своей родной земле.
 
 
ЗАЧЕМ НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НАРОДАМ?

Профессору, доктору филологических наук,
Зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ
А.Е. Кибрику

Глубокоуважаемый Александр Евгеньевич!

Публикуя Ваше письмо, редакция журнала "Ас-Алан" выражает этим свое уважение к Вашему мнению и свою готовность вести открытую дискуссию по вопросам, которые Вы затронули и которые имеют первостепенное значение для всех народов России.

Тем не менее, мы никак не можем обойти стороной те положения Вашего письма, которые вызывают у нас сомнения в Вашей правоте, а в некоторых случаях и глубокое, основанное на наших убеждениях, решительное несогласие и требуют принципиальных возражений.

Нам хотелось бы начать с формального, может быть, даже чисто случайного момента, которому не стоило бы придавать серьезного значения, если с Вашей стороны это простая оговорка, лексическая неточность, дань жаргону или "новоязу". Но с этого, к сожалению, начинается та линия размежевания между Вашим подходом к проблемам народов Кавказа и позицией нашего журнала. Пока это только маленькая трещинка, или, если будет уместно другое сравнение, только вершина айсберга, под которой мы ощущаем, однако, мощную ледяную глыбу холодного непонимания и пренебрежения.

В своем письме, говоря о языках народов Кавказа, Вы используете и повторяете выражение "малые языки". Нам не приходилось сталкиваться с такой дефиницией в языкознании, и трудно поверить, что она существует на легитимном уровне. Но даже если в каких-либо бюрократических системах классификации допускается членение на "малые" и "большие" (или "великие"?) языки, мы не можем представить себе, как филолог, профессионально обязанный проявлять слух и чуткость к звучанию слова, может без стеснения пользоваться этим термином, тем более в прямом обращении к людям, которых представляет и наша редакция, и значительная часть нашей читательской аудитории и которые, видимо, и считаются по такой бюрократической классификации носителями "малых языков".

Наше национальное достоинство, уважение к языку своих предков, умение ценить красоту и богатство родной речи обязывает нас сказать Вам, что у нас, на Кавказе, - как, наверно, и нигде в мире, - нет "малых языков", даже в том случае, если малочисленными являются (или становятся не по своей доброй воле) народы - носители этих языков. Мы никогда не посмеем назвать "малым" ни аварский язык, на котором звучит поэзия Расула Гамзатова, ни даргинский, ни лакский, ни один иной язык народов Дагестана. Мы считаем великим, обреченный еще сталинским режимом на уничтожение, но не исчезнувший, не забытый, не побежденный язык наших чеченских братьев и других народов вайнахской семьи. И карачаево-балкарский язык, сохранивший древнейшие основы, богатейшие лексические пласты и мелодичный фонетический строй тюркского лингвистического комплекса, мы никогда не считали "малым", беспомощным или несовершенным. Читая стихи Исмаила Семенова или Кайсына Кулиева, мы не подсчитываем, во сколько раз карачаевцы и балкарцы уступают по численности своим многомиллионным северным или восточным соседям. У нас иной критерий величия, иное понимание больших и "малых" культур.

Не будем, однако, долго останавливаться на этом вопросе. Допустим, что это всего лишь недоразумение, и Вам, авторитетному специалисту и известному российскому ученому, на самом деле вовсе и не кажутся "малыми" языки, которые Вы изучаете в Ваших кавказских экспедициях. Впереди у нас с Вами более серьезные вопросы и разногласия.

Вас тревожит опасность государственных "переделов", манипуляций национальными чувствами, сепаратистских тенденций, попыток расчленения существующих республик и образования новых, - не будем пересказывать Ваше письмо: оно у всех читателей перед глазами. К сожалению, Вы не одиноки в этих тревогах и подозрениях. Сотни политиков, управляющих механизмами федеральной исполнительной и законодательной власти, тысячи дипломированных ученых, разрабатывающих концепции российской национальной политики, миллионы российских обывателей, напуганных фантомами "кавказского сепаратизма", думают так же, как Вы. И отвечая Вам, мы отвечаем всем, кто искренне заблуждается, и всем, кто сознательно вводит в заблуждение своих соотечественников.

Мы были бы рады принять Вашу прекрасную и утопическую, как все "города Солнца", программу внегосударственного прогресса. Пусть не будет никаких проблем с образованием республик и автономий, с "перекройкой" политических карт, пусть не будет сецессий, пусть, вообще, не будет никаких государств, границ, "титульных наций", пусть живут свободно и счастливо не озабоченные никакими государственными преобразованиями народы на общей для всех земле, соревнуясь своими талантами и интегрируя свои достижения в общечеловеческую культуру - вне политики, вне политической суеты и борьбы за никому не нужные новые или старые административно-государственные структуры и призрачные идеалы обманчивой "независимости". Но пусть так это будет для всех, и давайте начнем строить этот общечеловеческий "город Солнца" не с тех встревоженных регионов, которые вряд ли благоприятны для прочного фундамента, и не с тех несчастных, по многим параметрам угнетенных (репрессированных, депортированных, далеко еще не реабилитированных) народов, у которых нет ни своих государств, ни своих столиц, ни знамен, гордо реющих над Организацией Объединенных Наций, ни национальных парламентов, ни национальных школ, да нет элементарного радиовещания на родном языке - хотя бы полный час в неделю.

Давайте начнем с "больших", счастливых и сильных, у которых все это есть, давайте спросим французов "Зачем вам Франция?", немцев "Зачем вам Германия, да еще вот объединенная с таким сорокалетним трудом и таким осенним чудом 1989 года?". Не будем даже провоцировать особенно сильную бурю страстей, обращаясь к русским с вопросом "Зачем вам Россия (великая, с сильной государственной вертикалью)?" или к сербам с вопросом "Зачем вам Сербия?". Спросим у венгров "Зачем вам Венгрия (а не благополучная провинция Австро-Венгерской империи)?", у поляков - "Зачем вам Польша?" или у литовцев "Зачем вам Литва?". Не забудем и о еврейском народе, который в силу своих исключительных способностей и исторических традиций всегда имел и ныне имеет прекрасные шансы для интеграции в любую государственную систему Европы или Америки, спросим и его: "Зачем вам государство Израиль, которое Вам пришлось создавать после Второй мировой войны практически заново, а ныне приходится защищать такой дорогой ценой?".

Понимаете, у каждого народа есть ответ на этот вопрос, и никто никогда не убедит поляков, что им лучше жить под верховным правлением соседней империи или соседнего рейха, что независимое государство - это выдумка "манипуляторов", главное - язык и культура, которую, в общем-то, можно сохранить и в оккупации, и на Голгофе "разделов".

Мы хорошо помним популярный (не популистский!) лозунг демократических демонстраций и митингов конца 1980-х годов, в пламени которых догорал тоталитарный режим: "Литва без государственности - Литва без будущего". Мы и сегодня верим в священную справедливость этих слов, гордимся освобождением Литвы, всей Прибалтики, как нашей общей победой, с неутоленной жаждой пьем этот глоток "нашей и вашей свободы". Но как же нам понять, как объяснить нашим читателям, почему Литва (Латвия, Грузия, Украина, Азербайджан - Вы знаете весь этот ряд) без собственной государственности и независимости не могут и не будут существовать, а Татарстан, а Чечня, а Тува?.. А наследник блистательной культуры Крымского ханства, многострадальный татарский Крым вечно будет едва заметным хвостиком Украинской рады, крошечным винтиком в машине украинской государственности, почему?... Или одним можно, другим нельзя, ибо у этих "других" кровь или кожа другого цвета, глаза другого разреза, земля менее богата нефтью, алмазами, целебными источниками, или менее согрета любовью своего народа, менее полита кровью героев национально-освободительной борьбы?

Кстати о национально-освободительной борьбе, под знаменем которой проходит через конец 19-го и через весь 20-й век история народов Африканского, Азиатского, да отчасти и Европейского континентов. Вы, может быть, тоже считаете ее "опасной выдумкой политических манипуляторов", ловко "натравливающих" бывших рабов на их хозяев. Так, во всяком случае, представляли дело все колонизаторы, уверявшие мир, что народы (Индии, Алжира, Крыма, Кавказа, далекой тропической Африки или просто соседней, ближайшей к метрополии Венгрии, Галиции, Словакии, Польши) просто счастливы под их господством (на современном языке - должны "интегрироваться"), и если бы не отдельные "смутьяны" ("этнические предприниматели", "политические манипуляторы"), не было бы проблем и бед. Но вот несостоятельным оказывается такое толкование истории перед могучим антиколониальным движением, практически уже очистившим к началу 21 века нашу планету от позорных пятен - остались самые последние... Не кажутся ли Вам обреченными попытки и напрасными усилия остановить колесницу истории?

Оставим, однако, в стороне проблемы мировой истории. Читая наш журнал, Вы знаете, что мы ограничиваем себя более узким полем - культурного наследия, этнического развития, насущных проблем народов центральной части Северного Кавказа, прежде всего его тюркского мира (к вопросу о тюркской солидарности или изоляции, "обособленности", как Вам она представляется, мы еще вернемся). Мы не поддерживаем сепаратистских тенденций, не рассматриваем перспективы "выхода" из состава Российской Федерации данных территорий, просто потому, что у проживающих на этой земле народов нет таких стремлений и таких проблем.

У наших народов - другие проблемы, сегодня никак не связанные с сепаратистским движением, не нацеленные на отделение от России ни Карачая, ни Балкарии, ни Ногайской Степи. Перед этими народами стоят задачи реализации суверенитета и права на самоопределение, развития и укрепления собственной государственности в формах республик и автономий, являющихся составной частью - субъектами Российской Федерации. Во многих случаях речь идет даже не о создании новых республик и автономий, а о восстановлении того, что было до сталинских депортаций, причем о восстановлении на законной основе - в соответствии с действующим Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов", включающем и статью о территориальной реабилитации (все сроки временного моратория на приведение этой статьи в исполнение давно истекли). Именно согласно этому Закону должна быть восстановлена существовавшая до депортации нашего народа в 1943 году Карачаевская автономия, должны быть восстановлены произвольно ликвидированные после депортации балкарского народа районы, должна быть объединена с Республикой Ингушетия отторгнутая у ингушского народа территория, произвольно включенная в состав нынешнего Пригородного района Северной Осетии. И если уж вести речь об опасностях, то нам представляется опасным (в том числе и для российской государственности в целом) стремление определенных политических сил и чиновников игнорировать, торпедировать, не выполнять, саботировать действующий Закон, в то время как наши действия, направленные против саботажа, и нашу пропаганду за последовательное и неуклонное выполнение этого Закона мы считаем проявлением самой высокой лояльности по отношению к российскому государству и федеральной системе.

Безусловно, не во всех случаях речь идет о точном восстановлении того, что было. Не было Балкарской АССР в составе РСФСР, не было Ногайской автономии ни в 1930-е, ни в 40-е годы. Но почему же не сделать шаг навстречу новым инициативам, не поддержать новое начинание, если оно соответствует интересам народа и опирается на народную волю?

Поддерживая такие начинания, мы исходим из следующих убеждений.
Существует право народа на самоопределение, провозглашенное и признанное на уровне высоких международных соглашений и конвенций (в том числе подписанных Советским Союзом и его правопреемником - Российской Федерацией), реализованное еще на заре 20 века во многих исторических решениях Версальской конференции, давшей "путевку в жизнь" новым восточно-европейским государствам, и частично использованное и претворенное в жизнь в ленинской политике "автономизации" ("предоставления автономий всем народам на территории России", как формулировал содержание этой политики сам В.И. Ленин в своей известной телеграмме турецкому лидеру Мустафе Кемалю), а также в союзном устройстве СССР и его многоступенчатой системе автономий, отнюдь не исчезнувшей, не "отмененной", а вошедшей и в ныне действующую Конституцию Российской Федерации, в составе которой есть и суверенные республики, и автономная область, и автономные национальные округа.

Сегодня мы понимаем, что эта "автономизация", как современного образца, так и в политической практике 1920-30-х годов, далеко не совершенна, что провозглашенная американским Президентом Вильсоном максима "права народов на самоопределение" во многом "урезана", извращена, искажена в национальной политике большевиков, использовавших этот лозунг для привлечения на свою сторону нерусских народов бывшей Российской империи в ходе гражданской войны и в конечном итоге обманувших ожидания и надежды этих народов. Мы ясно видим, что реализация этого принципа и права в той форме и на том пути, по какому пошли народы, сумевшие еще в 1917-1918 годах провозгласить и отстоять впоследствии свою государственную независимость (Польша, Финляндия) или продержаться в качестве независимых государств хотя бы несколько десятилетий или лет (Литва, Латвия, Эстония до 1940 года, Грузия до 1921 года, Украина до 1919 года и так далее), дала этим народам гораздо больше и в моральном, политическом, и в экономическом, и в этнокультурном отношении, чем советская "автономизация". Но даже та неполная (жестко контролируемая "Центром"), та несовершенная (неизбежно деформируемая в общей уродливой системе тоталитарного режима), относительная самостоятельность, которую получили десятки угнетенных народов бывшей Российской империи при советской власти в форме таких структур, как союзная, автономная республика, автономная область, автономный округ, национальный район, дала этим народам чрезвычайно много, стимулируя и обеспечивая реально действующими механизмами то самое развитие культуры, этнической идентичности, духовной самобытности, которое Вы так высоко цените и считаете нужным поддерживать и защищать. Но без государственных механизмов поддержки (создания школ, университетов, издательской базы, национальных театров и многого, много другого) в российских условиях фактического неравенства (даже при конституционном декларировании равноправия) разных народов это просто немыслимо. Поэтому так многого добились в исторически короткий срок (и в очень непростое время социальных экспериментов и политического террора) те народы России, которые обрели свои автономии, а уж тем более те, которые получили статус союзных республик (хотя в распределении этих "статусов" было много случайного и несправедливого: почему, к примеру, существовала Таджикская ССР, но всего лишь Тувинская АССР и Горно-Алтайская АО?), и по сравнению с ними так отстали, так много потеряли в своем культурном наследии и развитии те народы, у которых не было никакой автономии (например, сибирские татары, ногайцы, греки Юга России). Отказываясь от прошлого тоталитарного режима, проклиная его преступления, мы вовсе не хотим выплеснуть с грязной водой и ребенка, тем более понимая, что это детище мировой цивилизации, гуманитарного прогресса, толерантности и уважения к правам меньшинств - принцип самоопределения, принцип формирования республик и автономий - вовсе не является собственным продуктом большевистской системы, а лишь заимствован и использован ею в собственных интересах. Мы ни в коем случае не можем отказаться сегодня от самого принципа формирования республик и автономий, понимая, что возвращение к имперской структуре губерний, отказ от федерализма, от права народов на самоопределение в формах республик, входящих в состав Российской Федерации, будет означать полный крах демократической России.
Формирование таких республик вовсе не означает создания "моноэтничных" структур и не влечет за собой никаких "этнических чисток", никаких депортаций. Мы прекрасно понимаем, что в силу постоянных миграций и сложных, длительных демографических процессов ни в одном регионе, во всяком случае, в пространстве бывшего СССР, не могут быть "моноэтничными" в чистом виде ни новые независимые государства, ни республики и автономии Российской Федерации. В каждой из них должны быть обеспечены права человека, права граждан любой национальности, права национальных меньшинств и диаспор, оказавшихся на этой территории. Но забота об этих правах вовсе не снимает важнейшей государственной задачи создания "национальных" республик и автономий на основе реализации права народов на самоопределение. Может быть, название "национальные республики" неточно, может быть, эта практика несовершенна, может быть, сама эта парадигма не идеальна, но ничего лучшего человечество не придумало (мы сознательно перефразируем крылатое высказывание Черчилля о демократии). Назовите эту систему как угодно, но поймите, что татарский народ хочет жить в суверенном Татарстане, а не в Казанской губернии, осетинский - в республике Северная Осетия - Алания, а не во Владикавказской губернии, карачаевский народ - в Карачае, а не в Карачаево-Черкесии, балкарцы - в Балкарии, а не в Кабардино-Балкарии... И это не формальный вопрос терминов, наименований, а глубинная суть дела, выражение принципа и реализация права народа на самоопределение.

Здесь мы подходим к самому главному пункту наших возможных разногласий - к проблеме народной воли. Вам, может быть, кажется, что из Москвы, с профессорской кафедры, с думской трибуны, в каком-нибудь министерском кабинете Вы (мы не имеем в виду Вас лично) лучше видите, правильнее понимаете, что нужно тому или иному народу, и Вы будете за него решать, жить ли ему дальше в своей республике, объединиться или разъединиться с соседями, заменить территориальную автономию "национально-культурной" или каким-либо еще, Вами изобретенным способом определить свою судьбу. Мы убеждены в том, что свою судьбу каждый (даже по Вашей терминологии "малый") народ должен решать сам, и воля его священна. И напрасно чиновники и идеологи имперской системы уверяют нас в том, что никто не ведает, какова "воля народа", что этим фетишом манипулируют политики, что измерить "волю народа" невозможно. Существуют апробированные механизмы народного волеизъявления - референдумы, плебисциты, опросы на основе представительных социологических выборок, решения легитимных органов народного представительства, например, национальных съездов и курултаев. Если балкарский народ на референдуме, проведенном 29 декабря 1991 года, в котором приняло участие 85 % всех имеющих право голоса проживающих в Кабардино-Балкарии балкарцев, ответил "да" на вопрос "Поддерживаете ли Вы провозглашение национального суверенитета балкарского народа и Республики Балкария как субъекта РСФСР?" (из 38411 граждан, пришедших к урнам, положительный ответ дали 36404 человек, то есть 94,8 % принявших участие в референдуме) и если 17 ноября 1996 года Первый Съезд балкарского народа, обеспеченный кворумом и утвержденными мандатами всенародно избранных делегатов, единогласно принял Постановление, провозглашающее создание Республики Балкария в составе Российской Федерации на территории компактного проживания балкарцев на их исторической родине, у нас нет никаких сомнений в том, какова реальная воля балкарского народа, и никому, ни в каких президентских, министерских кабинетах, ни в каких московских институтах и инстанциях, не дано права поправлять, блокировать эту волю и не может быть "виднее", как этому народу "лучше и правильнее" жить. Во всяком случае мы именно так понимаем демократию.

И еще мы понимаем, что жизнь не стоит на месте, что на исторические процессы распространяются законы диалектики, что движение народной инициативы, в том числе движение, приводящее к формированию новых республик, нельзя остановить, даже если из самых внушительных силовых инстанций дать на Кавказ (и любой другой регион) команду "Замри!" До 1992 года не было на Северном Кавказе Республики Ингушетия, с 1936 года существовала объединенная Чечено-Ингушская АССР, но изменились обстоятельства, возникла потребность, была проявлена воля ингушского народа, и возникла Республика Ингушетия, причем формирование ее протекало в очень трудных и политических, и социально-экономических условиях. И не к беде вайнахских народов, а к спасению многих жизней (и беженцев из Пригородного района, и нынешних беженцев из Чечни) привело создание этой республики. Почему бы не допустить, что и новые республики появятся на Северном Кавказе в соответствии с волеизъявлением его народов и во благо всех живущих на Кавказе людей?

И, наконец, последний вопрос, к которому мы обещали вернуться в ответе на Ваше письмо. Да, наш журнал проявляет последовательный интерес к движению тюркизма, которое стимулирует духовное сближение, культурное взаимодействие и тесное взаимопонимание народов Евразии, принадлежащих к тюркской лингвокультурной общности. Поскольку такое движение существует, в частности, реализуется в регулярных съездах и других формах довольно активной деятельности Ассамблеи Тюркских Народов (АТН), мы просто не вправе не знакомить наших читателей с этим явлением, скрывать от них реальные факты современной истории. Мы стараемся освещать это явление объективно, не избегая анализа его слабых сторон и противоречий, его сложной истории. Но в общей оценке возрождающегося тюркизма мы никак не можем согласиться с Вами в том, будто это движение ведет к "изоляции" тюркских народов от остального мира. Напротив, мы рассматриваем его как важную ступень последовательной интеграции тюркских народов в общечеловеческую культуру и цивилизацию. Вы прекрасно знаете, что во многих этнокультурных регионах планеты такая интеграция проходит через предварительную стадию, через важный и необходимый подготовительный этап сближения (иногда организованного союза, иногда стихийного оживления контактов и укрепления связей) народов одной языковой группы или семьи - славян, народов финно-угорской общности, народов "Латинской" Америки и других групп, и очень серьезные современные науки (славяноведение, тюркология, финно-угроведение, американистика) изучают в своих современных исследованиях и на своих международных конгрессах процессы самого разнообразного (и языкового, и культурного, и политического взаимодействия) внутри таких больших групп. Вряд ли Вы допускаете мысль, что укрепление контактов между славянскими государствами и народами (например, между Россией, Белоруссией, Украиной) ведет к их "обособлению" от мирового сообщества, что взаимодействие между латиноамериканскими народами, культурами, государствами ослабляет или изолирует их, что ощутившие свою причастность к большому культурному финно-угорскому миру наши российские ханты, манси, удмурты, марийцы или карелы что-то проигрывают и теряют от этой консолидации. Почему же надо поставить заградительный знак на пути движения тюркизма, у истоков которого стояли такие светлые личности, как Исмаил Гаспринский (в нынешнем году, когда весь мир отмечает его 150-летие, хочется подчеркнуть это особо), да и ныне далеко не худшие представители научной, творческой интеллигенции и политической элиты тюркских народов и государств отдают ему свой энтузиазм и свои силы?

Мы благодарим Вас, Александр Евгеньевич, за то, что Ваше письмо стало серьезным поводом для возможно более полного раскрытия и обоснования программы журнала "Ас-Алан".

По поручению редколлегии и авторского актива
Главный редактор журнала "Ас-Алан" Билал Лайпанов
Москва, осень 2001 года

*Статья напечатана в журнале "Ас-Алан" (№ 6, 2002 г., Москва) вместе с письмом А.Е.Кибрика
 
Никто не забыт и ничто не забыто. Поэтому требуем, чтобы была полная реабилитация репрессированных народов.
 
Цитата
Албукерки пишет:
Чтов вашем понимании "всегда" и "во все времена"?


Ни один серьезный ученый не скажет, что карачаево-балкарцы пришлые и потеснили кого-нибудь. Мы живем на своей земле тысячелетиями. Раскопки показывают, что на этой земле до нас жили наши предки - тоже тюрки.

МИНГИ ТАУ


Минги Тауубуз, чыммакъ Тауубуз
Азан тауушха ушагъан.
Къаллай насыбды, къаллай къууанчды
Кёк тенглигинде джашагъан.
Ай бла Джулдуз нюр джая,
Къарайла бизге башынгдан.
Ас=Алан – Малкъар=Къарачай
Туугъанды сени Ташынгда.

ЭЖИУ

Билсек да тюзню, тенгизни,
Ата джурт сенсе Аллахдан.
Сакълай келгенсе сен бизни
Къара кючледен, палахдан.
Джаныбыздан да багъалыды
Сени Къадау ташынг бизге.
Къор болайыкъ, махтау салайыкъ
Джандет кибик джерибизге.

Къылыч бла келген ёледи,
Халкъ кючлюд къурчдан, темирден.
Биз чыдагъанбыз, къайыталгъанбыз
Эки кере да сюргюнден.
Ислам динибиз, тюрк да тилибиз,
Ёхтем Кавказ да джуртубуз.
Сынауладан а ёте барабыз,
Юзюлмез бизни джолубуз.

Бизни дуньягъа танытхан –
Миллет тамгъабыз, белгибиз,
Кечебизни да джарытхан
Чыракъ тауубуз, Мингибиз.
Сени ючюн сермеширге
Нарт уланлача хазырбыз.
Душманны Сеннге ийгенден эсе,
Биз шейит болуб къалырбыз.

Сен ёхтем сюелген чакъда
Джукъланмаз тыбыр отубуз,
Бирликде – тирлик, тирилик!
Джашна сен, Алан джуртубуз!
Байрагъыбыз шууулдайды
Каф(каз) тауланы тёрюнде!
Джашар халкъыбыз, джашнар халкъыбыз
Ёмюр-ёмюрлюк джеринде.

Сен сыйыбызса, намысыбызса,
Кёлюбюзню этесе тау!
Биз къылычынгбыз, биз къалкъанынгбыз
Киши салмазча санга дау.
Нарт Минги Тау, сени бла
Келир кюнюбюз - аламат!
Алан халкъыбыз, мийик Джуртубуз,
Уллу Аллахха аманат!
Изменено: Sabr - 07.04.2012 01:19:45
 
Цитата
Sabr пишет:
Ни один серьезный ученый не скажет, что карачаево-балкарцы пришлые и потеснили кого-нибудь. Мы живем на своей земле тысячелетиями. Раскопки показывают, что на этой земле до нас жили наши предки - тоже тюрки.


Учёные-антропологи говорят о том что кавкасионский антропологический тип, к ярким представителям и центральному кластеру которого относятся карачаевцы и балкарцы, формировался на Северном Кавказе в условиях высокогорья несколько тысяч лет назад. Никто с этим не спорит.

Но речь о языке. Мы сегодня являемся свидетелями того как мы оставляем карачаево-балкарский язык и переходим на русский язык в течении очень короткого (1-2 поколения) историческогог промежутка.
Почему вы считаете что такой процесс не мог произойти с нашим народом под влиянием Западно-Тюркского Каганата ( 7-8 в.н.э.),
Хазарского Каганата ( 7-10 в.н.э.), (куда входила в том числе и Алания до развала Хазарии), Золотой Орды ( 13-15 в.н.э.).
Список тюркских народов которые могли оказать на нас влияние можно продолжать: булгары, половцы, печенеги...
Происхождение тюркских языков наука связывает географически с другим регионом.
 
"Мы сегодня являемся свидетелями того как мы оставляем карачаево-балкарский язык и переходим на русский язык в течении очень короткого (1-2 поколения) историческогог промежутка..."

Да биз къаллай халкъбыз, кёргенибизни алыб, кесибизни тас этиб бара эсек...
"Тюрклюле келдиле да - тюрк тилге кёчдюк, орус-орман кючледи да - орус тилге кёчдюк".

Алай эсе, манга бир ангылатыгъыз: тюрк тилни алгъынчы къайсы тилде сёлеше эдик, не халкъ эдик биз? Бармыды анга джууаб. Джокъду.

"Тилибиз тюркдю ансы, биз кавказ миллет болгъанбыз " деу, тарихни иги билмегенден чыгъады. Кавказ да тюркню бир джуртуду. Хоншуларыбыз "тюркледен алгъа джашаб тургъанбыз былайлада" десинле да бир доказать этсинле. Минги Тауну тийресинде, тюзлеринде да табылгъан тарих эскертмеле - бары тюрк белгиледиле. Биз - къарачай-малкъар - кавказ тюрк халкъбыз.

Тюркню аман бетли этерге, кавказ халкъ болмагъанча кёргюзтюрге излегенле - орусу, эрмени, башхалары да не ючюн этгенлерин билебиз. Орус империя Кавказны Тюркден сыйырыб алгъан бла къалмай, Кавказны тюрклюгюн - тарихин, ангысын, тилин да - къурутургъа кюрешгенлей турады. Орус империяда - тюнене да, бюгюн да - къыйынлыкъ джетген, сюрюлген-кёчюрюлген миллени кёбюсю - тюрк-муслиман халкъладыла. Къарачай-Малкъар да аланы ичинде. Бюгюн да джерсиз, тилсиз къала тургъаныбыз - анга шагъатды.

Кертиди - кесибиз да къарыусузлукъ этебиз, алай а гюнахны кёбюсю къралдады эмда къралны политикасын бардыргъан кесибизни башчыларыбыздады. Алай болса да, дуния былай турмаз, тас болуб къалмазбыз. "Къайыкъ да минер кемеге, кеме да минер къайыкъгъа" деб, бош айтмагъандыла.
 
Албукерки,
Цитата
Албукерки пишет:
Мне шариат представляется отжившей свое архаикой, не имеющей будущего, к тому же изначально чуждой нашему менталитету.
Когда-то люди жившие по этим архаичным законам были впереди планеты всей-медицина, военное искусство, литература, математика и т.д. Европейцы отправляли своих детей на обучение в арабские страны. Сейчас мы отошли от этих законов и вот результат... к тому же, будь шариат чужд нашему менталитету, предки не приняли бы ислам вообще.
Цитата
Албукерки пишет:
Это замужество несовершеннолетних.
Навскидку-у Шекспира Джульетте только стукнуло 14, её матери на момент событий было 28 лет. Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года и у него была
16-летняя дочь на выданье. Таких примеров тьма. Раньше это было в порядке вещей, теперь мы живем в индустриальном обществе-школа, образование, работа, кому-то нужна машина, а кому-то и своя крыша и только потом женитьба... вот и тянут.
Цитата
Албукерки пишет:
Ататюрк заменил шариат европейским законодательством и правильно сделал.
Ты современный Стамбул с его европейским законодательством видел? Я видел... поверь, ты этого не захочешь. И если выбирать между им и шариатом, то я выберу второе.
Цитата
Албукерки пишет:Кроме того,я против радикального ислама.
Я тоже.
Цитата
Албукерки пишет:
читать, изучать и знать это одно, а верить совсем другое
Согласен. Надо только донести это нужным людям.
Цитата
Албукерки пишет:Но оказывается, что танцы и музыка это грех.
Насколько я знаю на этот счет единого мнения нет, хоть большинство и склоняется к тому что это харам.

Просьба, давайте не отклоняться от начальной темы, обсудим здесь вопросы касательно языка. А если вас интересует шариат предлагаю создать отдельную тему, в которой я поддержу дискуссию.
 
Албукерки,
Цитата
Албукерки пишет:Это всё на волне дележа аланского наследства на Северном Кавказе.
Нет, все гораздо проще... это все на волне буквально вчера появившейся у нашего народа возможности взглянуть, наконец, в свое прошлое и узнать кто мы были и кто мы есть. Революция, раскулачивание, война, депортация... столько всего свалилось-даже после возвращения в 57 году мы были всего лишь помилованными преступниками и государство не особо задавалось вопросами нашей реабилитации, а уж про культуру и историю даже не говорю. Люди выживали, строили все заново... не до истории им было. Скажите-ка, в каком году, наконец, вышел наш словарь? В 89-позже чем у всех на Кавказе. А тем временем осетины по числу коммунистов-членов РКП(б) занимали в Терской области, а затем и в Горской АССР второе место после русских. И позднее, в 1925 г., они вышли в Северо-Кавказском крае на первое место-1744 чел, в то время как у карачаевцев было всего 78 человек... коммунизм никогда не был нам близок, и думаю это тоже сыграло свою роль в клеймовании нас врагами народа.
Цитата
Албукерки пишет:Наверно, нужно ждать что-то и от ингушей.
Ничего от ингушей не будет. В их среде аланский вопрос непопулярен, для них это всего лишь повод досадить осетинам, поставив под сомнение все осетинское... главная причина-территориальные разногласия по Пригородному району. Но у нас-то с ними земельных проблем нет.
Цитата
Албукерки пишет:Осетины поспешили присоединить к своей республике слово "Алания", мы теперь спешим назвать свой язык аланским.
Вот именно, с чего им это нужно было? Чеченцы не назвали свой субъект Чечнёй-Дзурдзукией, адыгейцы не назвали его Адыгеей-Синдикой... и только одним осетинам это понадобилось в 94 году, когда увидели, что мы начали задавать им неловкие вопросы и ставить под сомнение то что раньше не могли по ряду причин. Это прием на широкие, непросвещенные массы обывателей... лишь единицы из-них что-то прочитали по истории алан, но зато теперь всякий кто слышит название республики уверен, что Алания-это Осетия.
Мы называем свой язык аланским и не стесняемся этого... потому что 4 современника алан ясно и четко пишут, что их язык тюркский. Но НИ ОДИН, повторяю НИ ОДИН не сказал, что они говорят на иранском/осетинском. Это исключительно осетинское умозаключение.
Цитата
Албукерки пишет:Я считаю название языка на русском "карачаево-балкарский" вполне адекватным и отражающим реальную ситуацию. А то, что народ не имеет единого названия, нас не должно особо смущать. Значит, так сложилось.
Не согласен.
 
Албукерки,
Цитата
Албукерки пишет:
Я же знал, что без романтики не обошлось)))
Как и следовало ожидать, романтика иссякла и все закончилось ничем... чему я в общем-то рад.
Цитата
Албукерки пишет:Тыш къыраллагъа кёбюрек барыргъа керекди бизге ))
Не думаю. Нас слишком мало. Мы не можем себе позволить просто разбрасываться по свету.
Цитата
Албукерки пишет:
Я видел в книжных магазинах книги, изданный микроспопическим тиражом в 500 экземпялров. Что тут скажешь? Они пылились на полках.
В точку. Печально, но факт.
Цитата
Албукерки пишет:К нашему языку очень близок крымскотатарский.
Не так уж и близок-он сильно подвергся огузскому влиянию... нашему куда ближе кумыкский.
Цитата
Албукерки пишет:
Как идет развитие языка у крымских татар, как они развивают и обогащают лексический фонд, как поднимают престиж родного языка?
Да помоему никак... им тоже не до языкового возрождения сейчас-территории свои отстаивают.

Остальным позже отвечу. Надо бежать.
Изменено: Таукъан - 09.04.2012 11:40:33
 
Цитата
Албукерки пишет:
Сабр, ну хватит уже. Я вас в другой теме назвал убежденным империалистом, хотя вы не согласитесь, но это факт. Вы сторонник империализма, но только не россйского а турецкого. А что армяне? Им сложно любить турков после геноцида в 1915 году.


Странные рассуждения. Мне уже поздно изменить свои взгляды, а ты ещё молодой - не исключено, что со временем начнешь рассуждать по-другому. К тому же, что я здесь пишу, адресовано не только тебе. Здесь все - и стар, и млад - озабочены судьбой своего народа, его языка, выражаем свое видение решения проблемы, обнажаем корни проблемы. Никого не называем империалистом или космополитом, никому не говорим "хватит уже", а стараемся, не переходя на личности, говорить по существу.
Росиию я люблю, наш народ находится в её составе, но это не значит, что мы должны молчать, когда, как сказал в свое время Коста Хетагуров, "Край наш поруган, и горы отняли, / И мёртвым покоя в земле не дают". Не можем молчать, когда под видом укрупнения регионов, проглатывают национальные образования; не можем молчать, когда преследуются люди, которые требуют исполнения российских законов; не можем молчать, когда десятки наших сел лежат в руинах, исчезают горные села, исчезает народ.

В свое время меня пытался переубедить один профессор из МГУ, говоря, что национальные автономии не нужны, не надо проводить общие мероприятия тюркоязычных народов и т.д., и т.п. Мой ответ смотри выше (ЗАЧЕМ НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НАРОДАМ? Профессору, доктору филологических наук, Зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ А.Е. Кибрику). Ты его не прочитал наверно, иначе не стал бы делать меня "убежденным империалистом". Вроде я там чётко написал, кто страдает имперским мышлением.

Я противник всякого империализма. Не должно быть империй и колоний. Армяне со своим геноцидом разберутся - они сильный народ. Нам надо разобраться со своей историей и добиться, чтобы Россия и мировая общественность признали, что депортация нашего народа, как и других, в 1943-1944 годах была геноцидом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Надо добиться, чтобы Закон "О реабилитации репрессированных народов" был исполнен в полном объеме. Если законы не исполняются - невозможно сохранить ни землю родную, ни язык родной, ни мир, ни покой. Надо бороться за права человека и народа, в рамках Конституции РФ и международных соглашений. Мы сохраним и язык, и землю - къолдан келгенни эте барсакъ хар бирибиз, барыбыз да. "Хайт" десек.

КАМЕНЬ И ДЕРЕВО

Будь горд,
Потомок вольного народа,
И головы в печали не склоняй!
В тебе живет высокая свобода
Земли, чье имя вечно —
Карачай!

Ты чужаком здесь не был
Даже мига:
Не словом клятвы связан,
А судьбой,
И власть любви —
Единственное иго,
Которое признал ты над собой.

Дух предков жив,
Пока живут веками
Те символы, что люди сберегли:
Отважного Карчи Священный Камень
И Древо Неба —
Страж родной земли.

Пока они народом не забыты
И не осквернены рукой врага,
Незыблемы кладбищенские плиты,
Неколебимы камни очага.

Под звуки
Материнского напева
Еще не знаем в самый первый час,
Что Родины
Единственное Древо,
Став колыбелью,
Обнимает нас.

Оно качает нас
В ветвях зеленых,
Оберегает, как своих детей,
И дерево носилок похоронных —
Всего лишь
Продолжение ветвей.

Земное Древо
И Небесный Камень —
Они едины,
Словно Дух и Плоть.
Людей земли,
Что слиты с небесами,
Никто вовек
Не сможет побороть!

И да пребудет Дух
В согласьи с телом!
Да будет плоть Земли
С душой небес!
Пока ты сам
Доказываешь делом,
Что ты живёшь, –
Народ наш не исчез!

Земля и Небо
Вырастили сына,
Тепло и свет
В тебе одном слились.
Твой край тебе—
И Мекка, и Медина,—
Владей же им
И на него молись.
Изменено: Sabr - 09.04.2012 22:41:04
 
Албукерки,

Халкъыбыз, Джуртубуз, Тилибиз ючюн кюреше эсек - биз юлешир зат джокъду. Назым Хикмет айтханлай, " Сен джанмасанг, Мен джанмасам, Ол джанмаса - Ким чачар къарангыны?"
Назмуму былайгъа салгъанынг ючюн, сау бол. Джангыз халатчыкъларын тюзетиб, джангыдан салайым. Айыб этме.

ТАУЛУМУСА?

Бюгюн тилегим да мени,
Ахыр кюн тилегим да мени,
Сюймеклигим, ёхтемлигим да мени,
Къарачай-Малкъар, джоюлмай джаша!

Туугъан джеринде джылагъан, кюлген да,
Джурту ючюн джашагъан, ёлген да,
Субай бусакъгъа, деу эменнге да
Ол насыбды, эм уллу насыб.

Къаллай къйын заманда болдула,
Алай а, адамла адамлай къалдыла.
Сакълаялдыла тиллерин, бетлерин,
Сакълаялмасала да бирде кеслерин.

Юйден узакъда, къышхы сууукъ кюн
Тау сёз эд, Анача, джылытхан таулуну.
Бюгюн а джайгъыда, туугъан юйюбюзде
Биз къаллай суурбуз Ана тилибизге?

Огъай, огъай, алыб арагъа,
Ёзен тубанча, басмаз аккыллыкъ.
Ана тилиб турур агъара -
Халкъым деген, халкъча акъыллы.

Тау башында джулдузла - джарыкъ,
Тау тюбюнде эл ичи - джарыкъ,
Къайсынны китабы - "Юйюнге игилик"
Огъай джыламазбыз, тилибиз ёлюб.

Къарча келсе къабырдан туруб,
Таулучукъ салам берир ёрге туруб.
Мен келсем да минг джылдан бери,
Тау тилде чакъырырла юйге ичкери.

Къыйын джыллагъа чыдагъан халкъым,
Рахат кюнледе джоюлмаз, огъай!
Башха халкълача, кесин эскериб,
Джашар, джашар Малкъар-Къарачай!

http://music.kurman.ru/cat58.htm
Амур Текуев бу сёзлеге джыр этиб джырлайды (джырны аты - ТАУЛУМУСА?)
 
Если нация в целом является успешной в бизнесе, политике, науке и т.д., если жизнь в среде этой нации комфортна, безопасна и перспективна, то соответственно и язык этого народа будет популярен как для самого так и для других народов. И наоборот если люди не видят перспектив ни для себя, ни для своих детей со своим народом, на своей земле, то центробежные силы будут набирать обороты, люди перестанут не только разговаривать на своём языке, но и будут открещиваться от своей национальной принадлежности, стыдиться её, переписывать фамилии, давать детям некарачаевские имена и т.д.
Мало кто хочет позицинировать себя как представителя малочисленного, невлиятельного, экономически слабого народа. Мы не хотим быть слабыми даже в далёком прошлом, не говоря уже о настоящем, поэтому неустанно "ищем" великих предков-завоевателей.
Я знаю очень успешные карачаевские семьи в Черкесске и Кисловодске, которые готовят своих детей для жизни на Западе с жесткой установкой отмежевания от своей нации и языка соответственно.
Никого нельзя винить в непатриотизме, все хотят лучшей доли для себя и своих детей и если для этого нужно принести в жертву свой язык и примкнуть к более сильной и успешной нации, то мало кого остановят такие издержки.
Обратите внимание с какой лёгкостью и без всякого на то сожаления все народы Северного Кавказа, и мы в их числе, сменили многовековую черкесску на европейский костюм.
Невозможно искусственными методами, такими как печатание литературы, перевод мультфильмов, призывы к патриотизму, создание общественных организаций, заставить народ говорить на "неудобном" для жизни, непристижном языке. Кавалерийским наскоком решить проблему утраты языка не получится, поскольку это только следствие и один из множества симптомов упадка и деградации в целом.
 
Положение(состояние) народов меняется каждое поколение. Неужели эти кисловодские миллиардеры не понимают что назвав сына Симоном или Нашальником,они ничего не изменят ,
... безопасность,комфорт ищут (окотные) животные. А нормальные(благородные) Люди ,из-за таких мелочей фамилию,имя ,отчество,пол,Отчизну не меняют!
Человеческая память(эс) очень слаба. А если еще она работает в режиме жен. логики-дело плохо.
общество ,где хотябы 1/10 думает по-мужски, обречено на пост.процветание!
Нац. самосазнание чел-а не зависит от бюджета соседа, а зависит от воспитания и хар-ра.
Во время Переселения Аланы не мешали с другими кровь, не отказывались от своих предков.
переехавшие туда были последним поколением Истинных Алан-Горцев-Мусульман. А мы их дети и внуки выросли и растём в мире где народ-разноцветная масса (агъузубиЛЛЯХ). Новый мир хочет сделать из Человека робота-быдло( очень сытый атеист).

Цитата
ogurlu пишет:
Мы не хотим быть слабыми даже в далёком прошлом, не говоря уже о настоящем, поэтому неустанно "ищем" великих предков-завоевателей.
-мы их неблагадарно забываем ,неустанно!
Цитата
ogurlu пишет:
пешные карачаевские семьи в Черкесске и Кисловодске, которые готовят своих детей для жизни на Западе с жесткой установкой отмежевания от своей нации и языка соответственно.

---таких паразитов надо сразу выселять в Бразилию,как брак внутри народа,там их мечты...

Лично я готов любому мужчине непатриоту сказать в лицо что он недомужчина! Как можно не уважать Отца и его братьев??! И как можно не любить Мать и младших?!.- Это и есть патриотизм-память умершим и желание счастья живущим
Цитата
ogurlu пишет:
Невозможно искусственными методам........
возможно ! и не нужно денег всех Саудов и масонов.просто пессимистам не нужно мешать оптимистам! сидеть(лежать) и смотреть(ждать)!
Тем более наш-аланский язык ---Жив(чуть прихворал))-ХВАЛА АЛЛАХУ ВСЕВЫШНЕМУ ТВОРЦУ!
---Престижен и я вляется одним из самых удобных!! УАЛЛАХИ!
А думаете на свадьбах,в мечетях, над могилами на каком говорят?
Хромает грамматика и все, нет книг, а самое главное общие гр. правила для всей Алании, и об. часы в школе,даже-хоть без книг.
Цитата
ogurlu пишет:
один из множества симптомов упадка и деградации в целом.
кроме Светлых городов-Мекки,Медины,Иерусалима..вездееее деградация ...Эльтаркъач не причём,))
с УВАЖЕНИЕм !
 
Цитата
ogurlu пишет:
Невозможно искусственными методами, такими как печатание литературы, перевод мультфильмов, призывы к патриотизму, создание общественных организаций, заставить народ говорить на "неудобном" для жизни, непристижном языке


Простите, но это чушь. Можно. И нужно.
 
Привет всем Аланла..каксыз? Давайте оставим этот дыгылас с реанимированием языка) Новое поколение его утрачивает успешно, и ничего не поможет..уж как есть :(
Пролетарии всех стран соединяйтесь!
 
ogurlu,
Хватит тут троллить 8-) Тоже мне эксперт выискался :неа:
 
 
Цитата
aslanbek2 пишет:
Привет всем Аланла..каксыз? Давайте оставим этот дыгылас с реанимированием языка) Новое поколение его утрачивает успешно, и ничего не поможет..уж как есть

Болма мыдах,не да бизни къолубздан келирча затды...
 
Нени да болады ахыры: адамла да ёлелле, тилле да ёлелле, халкъла да ёлелле, къралла да ёлелле...
Къачан болса да биз билген дуниягъа да келликди ахыр.
Ахырзаман келлиги эртде айтылгъанды.

Алай а:
саудан ёлюб къалыргъа джарамайды.
Ахыргъа дери дининг ючюн, тилинг ючюн, джуртунг ючюн - Къауумунг-Халкъынг ючюн - кюреширге керекди.
Аллах салгъан борчду ол бизге.

Къыямат кюн хар бирибизге соруллукъду: "Къауумунгу-Халкъынгы сакълар ючюн не этдинг?"
Не джууаб этерикбиз?
 
Байрамукъланы Халиматны назмусу барды,сезлерин унутханма,магъанасын айтайым.Эки къарачай джаш тюбеб селешедиле.Бири къарачайча,экинчиси орусча да къарачайча къатыштырыб:" Домуму сатханма,энди каровам калгъады".Кесибиз селешмесек,джазмасакъ есюб келген телю бизден да ары боллукъдула тилден да ,адетден да ,намысдан да.
 
"непристижный" язык?
Когда исчезнет вот этот "непристижный" язык, вы не докажите ни одному человеку,что ваша нация - къарачай,что есть такая нация в мире,потому что вместе с языком умрёт её искусство,литература и культура.
Поехали на год-два куда-то и приехали уже обрусевшими,на родном языке общаться уже не модно. Очень смешно выглядит, всё это... да и грусто.
 
Цитата
aslanbek2 пишет:
Привет всем Аланла..каксыз? Давайте оставим этот дыгылас с реанимированием языка) Новое поколение его утрачивает успешно, и ничего не поможет..уж как есть


К вопросу о стакане:))) По-Вашему он наполовину пуст, по-моему он наполовину полон. И если даже есть течь надо его наполнять чтобы он не опустел, если нет возможности заделать течь.

Иными словами, надо работать над этим каждый день. Начиная с себя, своей семьи и т.д.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный