Расширенный поиск
17 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Хатерли къул болур.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
[ Закрыто ] У балкарцев недостаток образованных?, Как исправить положение?
 
Недавно узнал что в Черекском районе и прокурор и зампрокурора, и председатель райсуда кабардинцы. Неужели на эти должности не нашлось балкарцев? Где наши юристы? Неужели балкарцы не могут нормально учиться, чтобы работать у себя на родине?
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 12 След.
Ответы
 
Цитата
moohar пишет:
и стали оказывать влияние на соседей уже сейчас кабардинские женщины прекрасно вяжут, отлично готовят хичины , жерме, и т.д. а балкарцы в свою очередь стали неплохими садоводами и т.д.
+100 обмен культурой)
 
касог, Совершенно верно Уважаемый обмен культурой происходил постоянно на воскресном базаре,на свадьбах, на военной службе и т.д. Когда некоторые форумчани пишут "Сидели высоко в горах" это не значит что они вообще никуда не выезжали не выходили . Есть люди (у всех народов) которые не могут сидеть на одном месте их зовет даль , они и являются тем катализатором обменных процессов. Что касается вассальной зависимости может мне кто нибудь объяснит зачем связывать себя брачными узами
с бесправной чернью (как пример кабардинская княжна Анзорова вышла за таубия Балкарукова) не мог же он принудить ее к этому.
 
Цитата
moohar пишет:
Выходить из горных районов ведать не было необходимости нас и тут не плохо кормят


Выходить из горных районов всегда есть необходимость но не всегда есть возможность

Цитата
moohar пишет:
как вы получили эти земли спроси у адыгейцев


Ну и как же ? тоже у царского правительства клянчили ?

Цитата
moohar пишет:
не выходя из горных районов, если не считать среднеазиатские степи,


Тут бедного Мухара занесло я тут не буду Исторический или Генетический трактат писать но элементарно если бы вы вышли из Среднеазиатских степей а не сформировались бы на Кавказе то и Внешний вид ваш был бы Монголойдный
А Раз вы сформировались из разных Компонентов на Кавказе то первыми степями были те что вы заняли после подарков царской администраций а из чьих земель они были отторгнуты пускай останется на вашей доброй памяти совести и благодарности ;)
 
Цитата
moohar пишет:
И самое главное , что Вам помешало стать Билом Гейтсом?


Тоже самое что помешало Кабардинцам стать Монголоми :lol:
это ведь ты этот вопрос задавал ? тоже самое что помешало Русским стать Индонезийцами

Билл Гейтс стал тем кем он стал потому что родился в нужное время в нужном месте в нужной стране и сплагиатил нужную программу у компании Apple я к сожалению на момент основания Майкрософт еще не был на этом свете так что у Билли фора была приличная :)
 
Акуэкукиотисиуати, Выходить из горных районов всегда есть необходимость но не всегда есть возможность

Об отсутствии такой возможности у балкарцев Вы сами догадались или кто то подсказал :lol:

Ну и как же ? тоже у царского правительства клянчили ?

Нет, просто пришли с этим самым правительством и остались па рулить ;)

Тут бедного Мухара занесло я тут не буду Исторический или Генетический трактат писать но элементарно если бы вы вышли из Среднеазиатских степей а не сформировались бы на Кавказе то и Внешний вид ваш был бы Монголойдный

Вы не бедный Акуэкукиотисиуати меня не поняли я имел ввиду бесплатную путевку от государства выданную в 1944 году.

Мне искренне жаль что вы родились позже Б. Гейтса, но все таки уверен что Вы сможете придумать нечто (или спереть ;) что оставит Ваше имя в истории человечества и все балкарцы как один будут гордится тем что Вы их земляк . Я очень горжусь достижениями Мурата Карданова, Биляла Махова, Асланбека Хуштова
 
Sagid, полностью согласна с Дианой Рахаевой из Безенги. Когда изучали в школе историю КБР (это было лет 14-15 назад, поэтому не помню автора учебника) я лично чуть ли не ссорилась с учителем, т.к. там только и писали про кабардинцев. Как сегодня помню, что возмущалась, что этот учебник надо было назвать историей Кабарды, а не КБР. То же самое было и в КБГУ. Там вообще не помню, чтоб упоминалось про балкарцев. Может пропустила именно эту пару... :)
 
Акуэкукиотисиуати: Лично я не понимаю как Балкарцы с численностью в 2 с половиной человека и живущие высоко в горах могли хоть какое то влияние оказать на Кавказ?


А вам никогда не понять...Вам легче прдумать несколько мифов, чем взглянув правде в глаза, ответить на подобные вопросы:
- известно-ли вам, что всемирно известная черкеска (вид одежды), названная русскими как одежда всех кавказских народов, имеет собственное балкарское название "Бешмет" (беш-пять, мет-пуговица, буквально-пятипуговичная). Черкесска в классическом виде не может быть четырех или шестипуговичной. Бешметом она называется почти у всех народов Кавказа в том числе у одного из субэтносов-казаков, и газыри на черкеске именуются по балкарски - готовые, что означают подготовленные к быстрому снаряжению выстрела с огнестрельного оружия. Черкеска (бешмет) имеет несколько фасонов и разновидностей одеваемых по сезону, и разным случаям: Гебенек; Чепкен; Бекеша; чопан; чоха (и другие всего 12 наименований). Брюки (штаны) одеваемые под них называются, как и у всех тюркских народов - кенчек, а рубашка –келек; орге джан у кабардинцев-гунчеш и джане соответственно.
- почему все топономические и гидронимические названия на территории Кабардино-Балкарии (за исключением переименованных в 1995-2008 гг.) объясняется только на карачаево-балкарском языке;
- если кабардинцы (адыги) являются древним народом Кавказа, что давно «доказано» наукой, то почему они и часть западных мингрелов относятся к понтийскому антропологическому типу, в то время как все коренные народы (за исключением калмыков и части ногайцев, пришедших на эту территорию недавно) относятся к европеоидно - кавкасионному типу человеческой расы, что диаметрально разнятся между собой, и обнаруживаются ли на Кавказе древние захоронения лиц понтийской расы?
- почему многие топонимические и гидрономические названия, на территории Северного Кавказа, где в данное время балкарцы не проживают, объясняются на их языке, а не на кабардинском, которые якобы доминировали на ней веками;
- почему у народов Северного Кавказа (в том числе казаков) нет в языках, заимствованных у кабардинцев («гегемонов») слов (кроме адыгов), в то время присутствие тюркских (считай карачаево-балкарских, кумыкских) слов значительно.
- почему кабардинские князья носили карачаево-балкарские имена и фамилии, и именовались Олием, а не Пши (я не обижусь если они окажутся ногайскими или кумыкскими и так в дальнейшем);
- почему кабардинская знать (дворяне) носили карачаево-балкарские и ногайские сословные титулы (мурзы, уздени, чагары, чанка а не уорков); (см. все исторические документы и публикации о кабардинском народе);
- почему в кабардинском языке так много слов и целых фраз заимствованных из карачаево-балкарского языка (можно из тюркского) в то время как у последних отсутствуют заимствование из кабардинского языка;
- как «подневольный» маленький народ смог навязать свой язык «империалистам», а не наоборот. Ведь не секрет, что около половины корневого состава кабардинского языка заимствованно из балкарского (тюркского);
- на каком языке разговаривали кабардинские князья и дворяне, в отличии от своего подневольного народа;
- почему кабардинские князья вели переписку с Московней на балкарском (татарском) языке (см. Кабардино-Русские отношения в 16-18 вв.);
- как могло случиться, что при доминировании кабардинцев на Северном Кавказе, языком межнационального общения среди народов оказался карачаево-балкарский (кумыкский);
- если кабардинцы на нынешней территории проживают давно, почему они осетин называют по- русски «осетинхэр», или они пришли сюда после русских и только через них познакомились с ними. В то время, как карачаево-балкарцы подразделяют осетин на три субэтноса и издревле называют: дигорцев-дюгерли, иронцев-тегейли а кударцев-кударлы.
- почему крылатыми и нарицательными словами на весь Северный Кавказ, и даже на всю Россию стали не кабардинские (адыгские), (преобладающего по численности народа), а маленького карачаево-балкарского, и были заимствованы всеми народами, такие социально значимые символы и институты как: Аталычество, Эмчекство, Куначество, Аманатство.Слова и понятия: Аркан;Базар;Байрак;Батыр;Башлык;Амбар;Бешмет (беш-пять, мет-пуговица) с газырями (хазыри-готовые заряды к огнестрельному оружию); Бурка (бур-заворачивается); Буза, Джигит, Калым, Караул, Кумач, Кинжал, Тамада (буквально старший); Тамга, Мангал, Шашлык и многие другие?????????? :)
 
Дауурхан. Топономика и гидрономика являются паспортом народа.
 
Цитата
Дауурхан 22.03.2012 15:19:01


Шах и мат
Не говори не подумав, подумав - промолчи.
 
«Устройство поземельного быта горских племён Северного Кавказа». П.А.Гаврилов (Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 2. Тифлис. 1869г.) :
«…Кабарда присоединена к России ещё в 1732 году, но почти до самого последнего времени оставалась для России замкнутым уголком, Кроме открытых мятежных восстаний, для усмирения которых нередко употреблялась вооружённая сила многочисленных отрядов, кабардинцы своим тайным хищничеством ставили себя в положение почти враждебное к нам и вступали в сношение с русскими властями почти всегда чрез своих князей и первостепенных узденей, стоявших во главе народа…
Между тем правительство, употребляя все зависящие от него меры к развитию благосостояния в народе, постоянно оказывало особенное внимание и награждало чинами и другими отличиями ставших во главе народа лиц, рассчитывая, что они сделаются самыми лучшими проводниками в народе цивилизующих начал, а следовательно и самыми лучшими исполнителями правительственных распоряжений. К сожалению, многолетний опыт вполне убедил в ложности этой системы по отношению к кабардинцам. Как в начале принятия подданства России, так и до последнего времени, кабардинцы вели полукочевую жизнь, поддерживавшую в массе праздность и умственный застой, отличались недоверчивостью и скрытностью, не допускавшему у них никаких перемен к лучшему, и всегда держали себя наготове оказать открытое сопротивление правительственным распоряжениям. Высшее сословие, не отличаясь по своему развитию от массы населения, в большей части случаев являлось руководителем беспорядков…Русская власть парализировалась ещё и тем, что население Большой Кабарды, проживавшее рассеянно, большею частью мелкими аулами и хуторами по кабардинской территории, вело полукочевую жизнь и, таким образом, представлялось недоступным для привития к нему тех начал гражданственности, которые необходимы для всякого сколько-нибудь благоустроенного общества.»


«Очерки Кавказа» Картины кавказской жизни, природы и истории Евгения Маркова. (Издание Товарищества М.О.Вольф. С.-Петербург (Гостиный двор, №17 и 18) - Москва. (Петровка д.Михалкова, №6) 1887г.:
«…Кабарда присоединена к России уже с 1732 года, а между тем принадлежит к числу самых распущенных и безнравственных племён Кавказа. Замечательно при том, что характером этим отличаются именно жители плоскости, гораздо ранее других сделавшиеся мирными, поставленные в возможность выгодно заниматься хозяйством и вообще заимствовать привычки цивилизации. В кабардинской плоскости крепостничество и рабство были развиты гораздо более, чем в горной Кабарде, то есть в ущельях Баксанском, Уруспийском и других, и даже гораздо более, чем во всём остальном горском Кавказе…До грозных прокламаций Ермолова в 1822 году, кабардинские князья и уздени свободно убивали и казнили своих унаутов, не подвергаясь за это никакой ответственности.
У других горских народов рабство было развито гораздо менее. В Кабарде было освобождено в 1867 году около 21500 душ на население, которое доходило до 35000 душ, то есть почти две трети жителей, а в целой Кубанской области, где после выселения 400000 горцев в 1865 году, оставалось не более 80000 жителей обоего пола, освобождено было в 1868 году только 17500, т.е.23% населения. В Осетии почти вовсе не было крепостных (706 душ на всё население); ещё меньше в других местах Терской области, например в Ингушском и Чеченском округах…
Кабардинские князья и уздени до такой степени пали нравственно под влиянием рабства, что всякий труд у них почитался позором для свободных людей, как мужчины, так и женщины… Недовольные новыми мерами сначала подняли агитацию о разрешении им переселиться в Турцию, а когда получили решительный отказ, стали собираться угрожающими скопищами, настаивая на переселении и на прекращении освобождения рабов. Только решительный образ действий генерал-адьютанта Лорис-Меликова и полковника Нурида, бывшего начальником Кабардинского округа, предотвратили кровопролития и прекратили беспорядки…
Жители почти бесплодных скал Балкарского, Безенгиевского, Хуламского, Чегемского и Урусбиевского ущелий, составляющие так называемые «горские общества» Большой Кабарды», живут гораздо зажиточнее и спокойнее настоящих кабардинцев равнины, хотя суровая почва, суровый климат и страшное обилие сусликов не дозволяют им посевов пшеницы и проса и хотя собираемого хлеба достаёт им только на два месяца.
Горец успешно вознаградил скотоводством неблагодарный труд пахаря, так что, при собирании в 1866 году сведений о хозяйственном положении горских общин Кабарды, у них оказалось столько скота, что, средним числом, пришлось на человека по 82 штуки овец, по 10,5 штук крупного скота, более двух лошадей и по одному ишаку (ослу). Вместе с тем, поля какого-нибудь балкарского горца обработаны с тщательностью и трудолюбием европейца: везде искусно проведены по скалам оросительные канавы, почва ежегодно удабривается навозом, который часто приходится носить по обрывам и кручам в корзинах на своей собственной спине; отдельные загоны, поля или сенокосы обнесены или каменною оградой, или плетнём, в защиту от скота. Благосостояние горца, несмотря на все препятствия природы и на его подчас каторжный труд, обеспечено вполне, у него всегда найдутся в запасе деньги то от продажи скота, то от торговли бурками. Горец занят работой круглый год и не бездельничает, как кабардинец плоскости, за праздными разговорами; кабардинец плоскости очень мало занят своим хозяйством и всё своё упование возлагает на то, чтобы свезти на ближний базар какой-нибудь воз дров, который он рубит за дешёвую пошлину в общественном лесу. Эта торговля не требует ни обдуманности, ни затрат, ни искусства; с хлебом возиться нужно, сеять, убирать, молотить, а тут заехал в лес, навалил деревьев – сейчас и деньги. У многих остаётся сено некошеным, поля неубранными из-за того только, что где-нибудь по соседству большой базар и можно продать дрова…
Покровительствуемая Россией кабардинская знать нисколько не была заинтересована в том, чтобы привить к народу мирные и разумные вкусы, чтоб приучить его к порядку, труду, повиновению закону; она заботилась исключительно, чтоб, опираясь на русскую власть, сделаться полновластным и бесконтрольным распорядителем народа к своей собственной выгоде, а чтоб не ослаблять приобретённой власти, она первой поддерживала в тёмной массе инстинкты вражды к русскому победителю, отвращение от всяких нововведений цивилизации и религиозное суеверие. Подобные вожди, разумеется, и не могли привести ни к чему другому, потому что, в сущности, все они были такими же тёмными, полудикими суеверами, как и весь их народ. Оттого во всех движениях горских племён, при их переселении в Турцию, при внезапных уходах в горы целых покорных аулов, при всех восстаниях и беспорядках, главными, хотя иногда скрытыми вождями были те же самые люди, которых щедро награждала, за которыми заботливо ухаживала русская власть. Последнее восстание кавказских горцев в 1878 году доказало это как нельзя более ярко…
 
 
«Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 13-19 в.в.» Нальчик. 1974г. Изд-во «Эльбрус»:
В.К.Гарданов. (стр.10): «Слово «черкесы» становится нарицательным. Этим словом всё чаще и чаще обозначают не только собственно адыгов, но и их соседей абазин, карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и другие народы Северного Кавказа».
Джорджио Интериано – дипломат из Венеции 1502-1504г.г. (стр.46-47):. «Зихи – называемые так на языках: итальянском, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют –«адига». Они живут от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к проливу Забакского моря, в древности называвшегося Меотийским болотом, и далее за проливом по берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. А всё их побережье, включая сюда вышеназванное болото и вне его – составляет около 500 миль. Через всю же их землю на восток можно проехать самое большее за восемь дней. Со стороны суши граничат они со скифами, то есть татарами. Язык их трудный – отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Они не имеют письменности и не пользуются никаким алфавитом.
(Стр.50): Хозяина и гостя они называют «конак»… напиток, называемый «буза» (Оба названия карачаево-балкарские).
Арканджело Ламберти – доминиканский патер 1650г. (стр.59): В этих высоких горах живут очень дикие народы с таким множеством различных языков, что они друг друга вовсе не понимают. Страбон и другие писатели перечисляют всех; но ближайшие соседи Колхиды: сваны, абхазцы, аланы, черкесы, зихи, карачаевцы…У подножья Кавказа на север живёт ещё несколько народов, так называемые карачаевцы или карачеркесы, т.е. чёрные черкесы…Язык их тюркский, но они так быстро говорят, что человек с трудом поймёт их. Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык; но когда я вычитал из Кедрина, что как раз с северной стороны Кавказа вышли гунны, от которых происходят турки, то догадался, что эти карачаевцы – то колено гуннов, от которых выделились турки, и что по этой причине они до сих пор сохранили свой древний язык.
Эмиддио Дортелли д, Асколи- глава миссии католиков в Каффе (1634г.) (стр.63): Чиркасия разделена между многими владельцами, ими называемыми – бей… напиток, называемый боза…; (стр.66): франки, женившиеся на чиркашенках, получили название френккардаш, что на их языке значит – френки наши братья. Мы же исповедуем их и говорим проповеди на материнском языке страны, то есть по турецки. Духовные отцы – шугуены умеют читать немножко по гречески, чему их духовные отцы или сами они научились в Татарии…(«Бей, боза, кардаш –из карачаево-балкарского языка).
Адам Олеарий – немецкий географ, философ 1653г. (стр.83): Скалигер упоминает о черкесах, но в очень немногих словах. Он зовёт их, как и Страбон, «зигами»; они их помещают над Кавказом у Понта и Меотийского болота, т.е. близко к границам Азии и Европы. Однако те, которых мы видели, это – скифы и сарматы каспийские; они живут в части Алании, которую с востока и запада замыкают Каспийское море и Кавказ, а с юга и севера река Быстрая и большая татарская или астраханская степь. Главным городом их был Терки. Великий царь Московский военною силою покорил себе эти народы, населил укреплённые места русскими и предоставил черкесам жить вместе с ними в местечках и деревнях… Язык их общий с другими татарами…
Николай Витсен – дипломат из Нидерландов 1692г. (стр.90-91): Земля черкесов лежит у самых гор; с правой стороны Чёрное море, где живёт народ, называемый абаса, абхазы, страна которых находится под властью двух государей…воюют иногда с черкесами и с мингрелами…Самого главного теперешнего черкесского князя, резиденция которого в городе Терки, зовут Казбулат Мусалиевич, он убил собственной рукой двух своих братьев, одного из них звали Каракашлы; сын его жив до сих пор и зовут его Михайло Яковлевич. Эти братья были князьями у черкесских племён, называемые охоцкие и кабардинцы, которые теперь после братоубийства попали под власть вышеназванного Казбулата Мусалиевича. Он очень жаден насчёт земли, как и весь его народ… Кабарда – небольшая черкесская область.
Жан Шарден – купец из Франции 1686-1711г. ( стр.104-105): От пролива Палус Меотийского до Мингрелии тянутся на 600 миль гористые холмы. Эти горы все очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы черкесами. Древние называли их общим именем зихи, а также жителями гор; это соответствует определению «ченж даги», которое некоторые восточные географы дают этому народу, т.е. «пять гор».. . С черкесами граничат абхазцы. Они занимают побережье моря длиной в 100 миль между Мингрелией и Черкесией. Они не такие дикари, как черкесы, но имеют ту же склонность к воровству и разбою…Народами Кавказских гор, с которыми граничит царство Имеретия, являются грузины и турки на юге, а на севере асы и карачайлы, которых турки называют кара-черкесами, т.е. «чёрными черкесами». Они являются как раз тем народом, которого европейцы прозвали гуннами и которые произвели все те опустошения в Италии и Галлии, о которых говорят историки, и между ними Седренус. Язык, на котором они говорят, имеет много общего с турецким…Маленькое королевство Кахетия было разрушено северными народами Кавказских гор – аланами, суанами, гуннами и другими народами, прославленными своей силой и храбростью…
Ферран – врач из Франции в Крыму 1709г. (стр.111): Страна Черкесия, которую мы проходили, заключает в себе высокие горы и глубокие долины. Главная местность сего округа Кабарда. Отсюда крымский хан приобретает великое количество невольников…Когда между черкесскими беями возникает вражда, то они просят хана прислать какого-либо агу, а часто и кого-либо из ханского дома Гиреев, для разбирательства ссоры…Вообще же в Черкесии торгуют мужчинами и женщинами как будто это обыкновенный товар…По требованию хана беи (черкесские) выставляют до 5000 воинов, но черкесы мало способны к войне, хотя весьма искусны в стрельбе из лука…Бей и его семейство были из лучших людей. Чрезвычайно хотелось мне окрестить их, но так как им надобно было объяснить догматы христианской веры, а я языка татарского не знал, а через переводчика объясняться не хотел, то и отложил своё намерение до другого случая…
Энгельберт Кемпфер – немецкий доктор филологии, медицины, этнограф 1683г. (стр.118): К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны и карачеркесы (карачаевцы) – родина гуннов, которые так позорно опустошили и разорили Италию и Францию, чем полны все исторические книги.
Пётр Генри Брус-шотландец, участник персидского похода Петра 1 1722г. (стр.148-149): Терки – столица Черкесской Татарии, являющийся наиболее южной границей теперешних владений его величества;…туземцам-черкесам не разрешено жить близ города, но позволено селиться в стороне на некотором расстоянии от него…Их язык общий с другими соседними татарами…Эти народы были покорены генералом Ватерангом…
Иоганн Густав Гербер – немец, российский разведчик 1760г. (стр. 152-153): Черкесы, живут в Кабардинской земле, которая делится на верхнюю и нижнюю. Обе земли невелики, их свободно можно переехать от одного края до другого в 4 дня… В разные столетия крымский хан принуждал их ежегодно давать подарки в знак преданности. Полномочный из Крыма имел право вместе со своей свитой забавляться их жёнами и дочерьми сколько ему угодно было. Но 20 лет тому назад (в 1708г.) черкесы решили сложить с себя эту повинность…
Ксаверио Главани – французский консул в Крыму 1724г. (стр. 158-159 ): Черкесия делится на 14 бейликов, или округов, самостоятельных каждый в своих границах. Она ни от кого не зависит и состоит под покровительством крымского хана, насколько сама признаёт это для себя удобным; в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований отвергает их без стеснения. Так было, например, в 1723 году. Не найдя себе поддержки в остальных провинциях, Кабарда обратилась за помощью к царю Московии. Бей дал царю в заложники своего сына, и этот молодой человек принял христианство. Прочие области Черкесии обратились против Кабарды и стали на сторону Крыма, с которым они пребывают в добром согласии…Итак, черкесские князья, соединившись в числе 52 человек, причём каждый из них имел под своим начальством 50 всадников, вели беспрерывную войну против населения Кабарды, но не могли причинить этой провинции большого вреда…Бей Кабарды назывался Аслан-бей (родовое имя Жанболат-оглу). Имея от царя только 10 тысяч руб. в год, под условием продолжения войны против татар, и не рассчитывая на помощь войсками, бей вступил через посредство своего воспитанника Салих-Гирея (сына крымского хана) в сношения с ханом и получил от него прощение и обещание покровительства. Это произошло 24 декабря 1723г. Салих-Гирей прибыл в Крым в сопровождении Жамболата-оглу (брат бея) и 20 знатнейших мурз. Они приняли присягу на верность хану.
Названия 14 черкесских бейликов-округов: Натухай, Жаней, Бжедух, Темиргой, Бесленей, Бешкесек абаза (дударуковцы, лоовцы, бибердовцы, клычевцы и трамовцы), Башилбай, Кабарда, Кучук-Кабарда, Таусултан-кабак.
Карл Пейсонель – француз, учёный, дипломат 1757г. (стр.180): Владения татарского хана в настоящее время охватывают все страны, которые тянутся вдоль северного побережья Чёрного моря от Дуная до Кубани…и всю Черкесию от пролива Еникале до Кабарды, куда входят орды ногайцев Кубани.
Черкесия является собственно государством, находящимся под властью татарского хана и занимающим пространство с севера на юг от реки Кубани до Кавказских гор, а с запада на восток от Чёрного моря до Кабарды, области, принадлежавшей прежде хану и сделавшейся независимой согласно Белградского договора 1735 года. Черкесия разделена на очень большое количество племён.
Иоганн Антон Гюльденштедт – русский академик 1771-1773г.г. (стр.205): Черкесия не имеет общего собственного владения…Князья ведут войну между собой, утесняют друг друга и часто объявляют себя союзниками совсем противной стороны. Земля сия, а особливо Кабарда, вообще признаёт российское владычество. Князья присягают в верности российскому престолу. При всём при том они весьма непостоянны и очень часто требуют военных укрощений, наипаче же в прежнюю турецкую войну (до 1772 года) надобно было послать особенный корпус для усмирения как их, так и прочих кавказцев.
Пётр Симон Паллас – русский академик 1793-1794г.г. (стр.215-218): Абазы были христиане, но их знать исповедует в настоящее время магометанство…Право кабардинцев на этот народ основано на настоящей узурпации. Главные племена Большой Абазы следующие: Шапсих,..Натукаш... Кабардинцы считают себя по происхождению арабами. Другие же ведут их происхождение от мамелюков. Что они когда-то жили в Крыму, на это указывает предание, которое ещё подтверждается существующими названиями…Их род и происхождение неизвестно. Вначале, как кажется, они с большей частью Кавказа были под властью Грузии. В 16 столетии после разделения грузинского царства, когда отделились Мингрелия, Рурия и Абазия, они попали под владычество Крыма. В том же столетии они перешли под покровительство царя Ивана Васильевича, который в 1560 году женился на черкесской княжне Марии. В 17 столетии кабардинцы опять находились под крымским владычеством, а в начале 18 столетия, когда они хотели освободиться из-под этого ига, крымский хан проник до Кабарды…Чтобы обезопасить себя, кабардинцы обратились опять к покровительству русских, но до сего времени продолжают оставаться неспокойными и ненадёжными подданными.
Ян Потоцкий – польский граф, историк 1798г. (стр.227-228): Кабардинский князь должен, стало быть, воровать у осетин и чеченцев (где, однако, бывает нечего взять) , или по другую сторону Кубани, у черкесов, которые являются подданными Порты, или же на русской границе, или, наконец, у своих князей…Семейство князей Кабарды начинается с Сема, сына Ноэ; это несколько удалено во времени, но совпадает с утверждениями, что эти князья – выходцы с Аравийского полуострова, и это утверждение само по себе не содержит ничего абсурдного…
Генрих-Юлиус Клапрот – русский академик 1808г. (стр. 236): Предводители бесленеевцев совершают набеги вместе с кабардинцами и с живущими на русской стороне ногайцами, скоторыми они делят добычу. Пленных русских они продают дальше в горы и только детей оставляют себе… (стр.258-259): Райнеггс и Паллас придерживаются того мнения, что эта нация (кабардинская), первоначально населявшая Крым, была оттуда изгнана в места их теперешнего поселения…Их первого основателя звали Арап-хан, и он, должно быть, был князем из Аравии… (стр.265): Черкесский язык отличается от других, и на нём говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые живут на Лабе. Другие же черкесские народы, живущие по другую сторону Кубани до Чёрного моря, говорят на диалектах, более или менее отличающихся от этого языка…На их языках нет ни алфавита, ни книг; и они в письме пользуются обычно татарским языком, распространённым по всему Кавказу.
Тебу де Мариньи – консул Нидерландов на Чёрном море 1818г. (стр. 293): Господин Клапрот оценивает население Кавказского побережья в 2375487 душ, в том числе черкесы – 51130 семей…
И.Ф.Бларамберг – генерал-лейтенант Генштаба России 1833г. (стр.354-355): Издревле Кабарду населяли басианцы (балкарцы) и карачаевцы; преследуемые черкесами, они были вынуждены искать убежища в высоких, труднодоступных и покрытых снегом горах Кавказа, где они осели и всё ещё остаются данниками своих извечных преследователей.. Возможно, осетины правы в своём утверждении, поскольку они рассказывают, что до появления кабардинских князей, пришедших из Крыма, народность черкесов именовала себя «казахами»…
(стр.359): Беглые кабардинцы. Со времени волнений в Кабарде в 1807г. значительная часть этой народности укрылась в Кавказских горах. Те, кто искали убежища у кубанских черкесов, занимают в настоящее время долины Верхнего Урупа и Верхнего Уллу-Инджика. Именно эти беглые кабардинцы всегда возглавляют ватаги разбойников, совершающих набеги на русскую территорию; связи, которые они сохранили со своими соотечественниками, проживающими в долинах, облегчают эти нападения… (стр.371): У черкесов нет ни книг, ни рукописей на их языке; у них нет ни малейшего представления о письменности… (стр.378): В своей частной жизни черкесы – неплохой народ, не лишённый здравого смысла; они гостеприимны, предупредительны, щедры, умеренны и скромны в пище и в употреблении напитков, постоянны в дружбе, храбры и предприимчивы на войне. Однако этим положительным качествам противостоит немалое число пороков: они в целом недоверчивы и подозрительны, если их обидеть или оскорбить, они подвержены вспышкам страшного гнева и могут думать лишь о мести. При удаче они преисполняются гордостью и в общем весьма тщеславны, особенно князья, которые гордятся своим происхождением и не желают признавать, что кто-либо может быть равным им. Они мошенники и плуты и весьма коварны, проявляют большой интерес и склонность к разбою, что на языке горцев называется «жить умеючи и обладать ловкостью»…(стр.401): можно общее число черкесов принять за шестьсот тысяч душ…(стр.404): Племя шапсугов (200000 чел.) – самое могущественное среди всех черкесских племён,.. они известны своей непримиримой ненавистью к русским и упорным нежеланием подчиниться или жить в мире с этой державой… Их политическое влияние на другие черкесские племена очень велико…Многие черкесы утверждают, что если России удастся подчинить себе шапсугов либо силой оружия, либо иным путём, все прочие черкесские племена последуют примеру шапсугов…(стр.410):
Кабардинцы привыкли переносить свои деревни, или аулы, с места на место по мере того, как территория аула загрязняется навозом и другими отбросами. Примитивность их хижин, сделанных только из плетёных сучьев, облегчает переезды. (стр.411): Вражда, которая сохранилась с древнейших пор до настоящего времени между князьями Большой и Малой Кабарды, привела к опустошению Малой Кабарды, и она уже давно подчинилась России. (стр.434): Описание названий племён и их численности: Кабарда Большая – 24000, Кабарда Малая – 6000, Чегемы – 2000, Балкарцы – 4000, Карачаевцы – 24000 (не учтены балкарские общества Безенгиевское. Хуламское, Урусбиевское).
 
Цитата
moohar пишет:
Об отсутствии такой возможности у балкарцев Вы сами догадались или кто то подсказал


Может вы поведаете о этих самых использованных возможностях желательно с примерами ?
все остальное чепуха а мог бы продолжить в том же духе как и вы полушутя полу придуриваясь полу оскорбляя
а смысл ?

Цитата
moohar пишет:
Я очень горжусь достижениями Мурата Карданова, Биляла Махова, Асланбека Хуштова


да в этом вы правы нашим народам гордиться кроме как спортсменами больше не чем
хотя и такое количество спортсменов точно не говорит о каком то интеллектуально- культурном развитии народа а скорее наоборот
Изменено: Акуэкукиотисиуати - 23.03.2012 01:46:46
 
Дауурхан,

Цитата
Дауурхан пишет:
в то время присутствие тюркских (считай карачаево-балкарских,


Я рад что ты все Тюркское считаешь Карачай-Балкарским видать и на Русских и их язык оказали влияние считай Карачай-Балкарцы


На твой бред мне просто лень ответить
все что ты написал уже муссировалось миллиард раз возьми да заново прочитай
 
Акуэкукиотисиуати пишет:
На твой бред мне просто лень ответить


Правду вы не воспринимаете и наверное просто не чего ответить.


Скажите, а слово Родина, почему отсутствует в кабардинском словаре?
 
Цитата
Sagid пишет:
Правду вы не воспринимаете и наверное просто не чего ответить


Вы уж сначала разберитесь имеются ли основания все Тюркское считать Карачай-Балкарским потом уже будем определять что правда а что нет.
Мне на ваши детские язвительные реплики отвечать никакого желания не возникает
ты человек который пытается что то оспорить с помощью Будая и Дауурхан, который скинул ту белиберду исторически не вменяемы и отвечать на ваши потуги просто стыдно
 
Цитата
Sagid пишет:
Скажите, а слово Родина, почему отсутствует в кабардинском словаре?

Родина - Хэку, Хэкужь, 1уэдыщэ, щ1ыналъэ
I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
 
Цитата
NAKA пишет:
Родина - Хэку, Хэкужь, 1уэдыщэ, щ1ыналъэ


Не нужно было отвечать на этот бред пускай бы и дальше вели диалог с помощью таких идиото-бредово направленных постов
сами ведь себя же позорили бы
пускай и дальше Будая скидывает а мы посидим посмеемся
 
Цитата
moohar пишет:
Акуэкукиотисиуати, относительно заимствования одежды Все может быть , но тут нельзя путать повседневную одежду простого народа и парадно выходные "черкески" привилегированной знати, как и сейчас кто то ходит в старых спортивках с вытянутыми коленками а кто то в костюмах от бриони и этот в бриони может быть да же чукчей но это не дает право говорить что костюм придумали (крайние жители севера ), "черкеска", могу ошибаться, по кабардински звучит как "Адыга Фаша" зачем к фаша прибавлять адыга ( меня терзают смутные сомнения), а что касается "башлыка" и так понятно , "бурка" бур - сворачивать по кар.балк. а если еще знать, как валяют войлок, и тут несостыковочка ....
черкеска по адыгски звучит как цые по адыгейски (цей по кабардински). бащлык- шхархон, бурка- к1ак1о (по кабардински щ1ак1уэ). а адыгэ фащэ- это в целом народный костюм. есть же в русском языке выражение русская народная песня, русский народный костюм, хотя, казалось бы по твоей логике, зачем?
 
Цитата
moohar пишет:
(как пример кабардинская княжна Анзорова вышла за таубия Балкарукова) не мог же он принудить ее к этому.
к твоему сведению Анзоровы князьями не были, а были тлекотлешами с которыми и могли роднится Балкаруковы, Урусбиевы и пр. но не выше
 
Sagid,
кабардинцы не только хозяйством не занимались, они и не готовили, а ездили питаться в Пятигорск в фаст-фуд.
 
Весна... ночь... а молодые парни - потомки великих алан и амазонок чем занимаются в это время... озлобленные ругаются за компьютером.
Вот к чему приводит длительное потребление фаст-фуда :онет!: :гыы:
 
Если бы ваши великие предки могли здесь писать, они бы с еще большим усердием доказывали бы что такие "джигиты" не могут быть их потомками :гыы:
 
Sagid,
«Очерки Кавказа» Картины кавказской жизни, природы и истории Евгения Маркова. (Издание Товарищества М.О.Вольф. С.-Петербург (Гостиный двор, №17 и 18) - Москва. (Петровка д.Михалкова, №6) 1887г.:
«…Кабарда присоединена к России уже с 1732 года, а между тем принадлежит к числу самых распущенных и безнравственных племён Кавказа.

Я лично думаю это оценочное мнение автора, не основанное на фактическом материале. никто ведь статистику не проводил, опрос тоже не делал. Они возможно судили только об элите продажной, а я уверен, что в народе были и есть другие.

почитав, выложенные материалы и комментарии, в том числе и кабардинских "поэтов", мне вспоминается фраза "если мы все такие умные и старые, то почему такие глупые и бедные" . Какие бы книжки не писали, в итоге выбирать как тому быть, будут люди , а не книжки. Например, в соответствии с действующим законодательством, не возникнет право собственности, вытекающее из исторической книжки. Частная собственность, принадлежащая в законом порядке, вот священное право во всех правовых системах. И для ее сохранения нормальные люди будут дружить друг с другом. Пока про захваты частной собственности я не слышал в кбр, а вот про то, что люди сами продают ее активно я знаю, и это нормально, но не нормально продавать ее и говорить, что другие нагло претендуют)))
никаких проблем, если земли выставляют на торги, никто не мешает самым активным проявить инициативу, скооперироваться там тут и принять участие, не получилось - обжаловать. Мы поможем с касогом)) Мне кажется это главное, а что там пишут можно походу посмотреть. или я попал в круг историков?)))
 
saffas,

А ты что продаешь?


Некоторым балкарцам иногда удается подняться над "схваткой", их ум позволяет им отстраниться от проблем основной массы народа и быть "благоразумными". К сожалению выводы таких "благоразумных" страдают однобокостью, поскольку им приходться решать непростую задачу - изображать из себя благоразумных и делать одновременно с этим заведомо ложные выводы о положении балкарского народа в КБР. Можно было бы удивиться такому "самоистязанию", но ниточки управления почему то всегда ведут к кабардинскому руководству КБР.
 
Вот это и есть весеннее обострение !

Цитата
Sagid пишет:
Скажите, а слово Родина, почему отсутствует в кабардинскомсловаре?


А это мог написать только главный персонаж весеннего обострения :lol:

Sagid,, я тебе могу привести десятки цитат противоположной направленности: восхваляющих адыгов и неприятных для вас. Но подумай свой головой, которую никогда не покидает каска, а если в этом какой-то смысл? Вообщем, земеля, не на то ты жизнь свою тратишь. Твоя ненависть сожрет тебя изнутри и останется тоько неприятный запах :(
 
 
Друзья,кому вы хотите что то объяснить? Этим людям уже за 40,они такие какие есть. Когда ветка молодого деревца растет не в правильном направлении,ее можно направить куда угодно с помощью веревки и палки,а когда это большое дерево то уже ничего не поделаешь,или срубить,или подождет пока само сгниёт.
 
Дауурхан:
- почему у народов Северного Кавказа (в том числе казаков) нет в языках, заимствованных у кабардинцев («гегемонов») слов (кроме адыгов), в то время присутствие тюркских (считай карачаево-балкарских, кумыкских) слов значительно.

Акуэкукиотисиуати:
Дауурхан пишет:
в то время присутствие тюркских (считай карачаево-балкарских....


Уважаемый! Во-первых, я девушка! Во вторых, ТЫ ЗНАЕШЬ НА КАВКАЗЕ ДРУГИХ ТЮРОК, КРОМЕ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЕВ И КУМЫКОВ???? В третьих, я не рассчитывала, что ты будешь отвечать на эти вопросы. Хотел бы - ответил, но тут надо говорить правду, а вы это дело не любите. В третьих, если наши посты тебе кажутся идеото-бредовыми, что ты сидишь-то среди этих идиотов и тратишь драгоценное свое время здесь? Лучше иди прочитай пару мифов! Может вышла новинка какая-нибудь? Хотя предел возможного похоже исчерпан :( Что можно придумать похлеще чем миф о 300 ослах, которые обратили в бегство 70 (а по некоторым источникам и 100!) тысячное войско крымских татар? :гыы: Хотя, все же предела фантазии нет...Беречет берсин :гыы: Кстати, "берсин" - карачаево-балкарское слово, вдруг если не знаешь..
 
Акуэкукиотисиуати,
:oops: а я что, я ничего, сижу и примус починяю. И упаси меня Боже вмешиваться или кому-то тут отвечать. Все сказанное тут каждым пусть остается на их же совести, если конечно это качество не редуцировалось окончательно.
Цитата
Айранчы пишет:
Если бы ваши великие предки могли здесь писать, они бы с еще большим усердием доказывали бы что такие "джигиты" не могут быть их потомками

Айранчы,
:браво: в мемориз!))
и еще, наши бравые и гордые джигиты и горянки... не уверена, что кого-то приведенное мною ниже смутит, но может кого-то немного вразумит
«О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас — явный враг!». (Бакара.208)
«Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии». (ат-Тирмизи и другие мухаддисы).
за сим, позвольте :мерси:
I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
 
адыгеец, к твоему сведению Анзоровы князьями не были, а были тлекотлешами с которыми и могли роднится Балкаруковы, Урусбиевы и пр. но не выше

Уважаемый адыгеец, скинь ссылку относительно Анзоровых если сможешь, мне действительно интересно узнать об этом роде подробней,
я слышал о них только как о княжеском роде.
 
NAKA, я эти разговоры давно слышала, у меня мать делает намаз с 8 лет, если ты вчера только их услышал :)
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 12 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный