«Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 13-19 в.в.» Нальчик. 1974г. Изд-во «Эльбрус»:
В.К.Гарданов. (стр.10): «Слово «черкесы» становится нарицательным. Этим словом всё чаще и чаще обозначают не только собственно адыгов, но и их соседей абазин, карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и другие народы Северного Кавказа».
Джорджио Интериано – дипломат из Венеции 1502-1504г.г. (стр.46-47):. «Зихи – называемые так на языках: итальянском, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют –«адига». Они живут от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к проливу Забакского моря, в древности называвшегося Меотийским болотом, и далее за проливом по берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. А всё их побережье, включая сюда вышеназванное болото и вне его – составляет около 500 миль. Через всю же их землю на восток можно проехать самое большее за восемь дней. Со стороны суши граничат они со скифами, то есть татарами. Язык их трудный – отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Они не имеют письменности и не пользуются никаким алфавитом.
(Стр.50): Хозяина и гостя они называют «конак»… напиток, называемый «буза» (Оба названия карачаево-балкарские).
Арканджело Ламберти – доминиканский патер 1650г. (стр.59): В этих высоких горах живут очень дикие народы с таким множеством различных языков, что они друг друга вовсе не понимают. Страбон и другие писатели перечисляют всех; но ближайшие соседи Колхиды: сваны, абхазцы, аланы, черкесы, зихи, карачаевцы…У подножья Кавказа на север живёт ещё несколько народов, так называемые карачаевцы или карачеркесы, т.е. чёрные черкесы…Язык их тюркский, но они так быстро говорят, что человек с трудом поймёт их. Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык; но когда я вычитал из Кедрина, что как раз с северной стороны Кавказа вышли гунны, от которых происходят турки, то догадался, что эти карачаевцы – то колено гуннов, от которых выделились турки, и что по этой причине они до сих пор сохранили свой древний язык.
Эмиддио Дортелли д, Асколи- глава миссии католиков в Каффе (1634г.) (стр.63): Чиркасия разделена между многими владельцами, ими называемыми – бей… напиток, называемый боза…; (стр.66): франки, женившиеся на чиркашенках, получили название френккардаш, что на их языке значит – френки наши братья. Мы же исповедуем их и говорим проповеди на материнском языке страны, то есть по турецки. Духовные отцы – шугуены умеют читать немножко по гречески, чему их духовные отцы или сами они научились в Татарии…(«Бей, боза, кардаш –из карачаево-балкарского языка).
Адам Олеарий – немецкий географ, философ 1653г. (стр.83): Скалигер упоминает о черкесах, но в очень немногих словах. Он зовёт их, как и Страбон, «зигами»; они их помещают над Кавказом у Понта и Меотийского болота, т.е. близко к границам Азии и Европы. Однако те, которых мы видели, это – скифы и сарматы каспийские; они живут в части Алании, которую с востока и запада замыкают Каспийское море и Кавказ, а с юга и севера река Быстрая и большая татарская или астраханская степь. Главным городом их был Терки. Великий царь Московский военною силою покорил себе эти народы, населил укреплённые места русскими и предоставил черкесам жить вместе с ними в местечках и деревнях… Язык их общий с другими татарами…
Николай Витсен – дипломат из Нидерландов 1692г. (стр.90-91): Земля черкесов лежит у самых гор; с правой стороны Чёрное море, где живёт народ, называемый абаса, абхазы, страна которых находится под властью двух государей…воюют иногда с черкесами и с мингрелами…Самого главного теперешнего черкесского князя, резиденция которого в городе Терки, зовут Казбулат Мусалиевич, он убил собственной рукой двух своих братьев, одного из них звали Каракашлы; сын его жив до сих пор и зовут его Михайло Яковлевич. Эти братья были князьями у черкесских племён, называемые охоцкие и кабардинцы, которые теперь после братоубийства попали под власть вышеназванного Казбулата Мусалиевича. Он очень жаден насчёт земли, как и весь его народ… Кабарда – небольшая черкесская область.
Жан Шарден – купец из Франции 1686-1711г. ( стр.104-105): От пролива Палус Меотийского до Мингрелии тянутся на 600 миль гористые холмы. Эти горы все очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы черкесами. Древние называли их общим именем зихи, а также жителями гор; это соответствует определению «ченж даги», которое некоторые восточные географы дают этому народу, т.е. «пять гор».. . С черкесами граничат абхазцы. Они занимают побережье моря длиной в 100 миль между Мингрелией и Черкесией. Они не такие дикари, как черкесы, но имеют ту же склонность к воровству и разбою…Народами Кавказских гор, с которыми граничит царство Имеретия, являются грузины и турки на юге, а на севере асы и карачайлы, которых турки называют кара-черкесами, т.е. «чёрными черкесами». Они являются как раз тем народом, которого европейцы прозвали гуннами и которые произвели все те опустошения в Италии и Галлии, о которых говорят историки, и между ними Седренус. Язык, на котором они говорят, имеет много общего с турецким…Маленькое королевство Кахетия было разрушено северными народами Кавказских гор – аланами, суанами, гуннами и другими народами, прославленными своей силой и храбростью…
Ферран – врач из Франции в Крыму 1709г. (стр.111): Страна Черкесия, которую мы проходили, заключает в себе высокие горы и глубокие долины. Главная местность сего округа Кабарда. Отсюда крымский хан приобретает великое количество невольников…Когда между черкесскими беями возникает вражда, то они просят хана прислать какого-либо агу, а часто и кого-либо из ханского дома Гиреев, для разбирательства ссоры…Вообще же в Черкесии торгуют мужчинами и женщинами как будто это обыкновенный товар…По требованию хана беи (черкесские) выставляют до 5000 воинов, но черкесы мало способны к войне, хотя весьма искусны в стрельбе из лука…Бей и его семейство были из лучших людей. Чрезвычайно хотелось мне окрестить их, но так как им надобно было объяснить догматы христианской веры, а я языка татарского не знал, а через переводчика объясняться не хотел, то и отложил своё намерение до другого случая…
Энгельберт Кемпфер – немецкий доктор филологии, медицины, этнограф 1683г. (стр.118): К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны и карачеркесы (карачаевцы) – родина гуннов, которые так позорно опустошили и разорили Италию и Францию, чем полны все исторические книги.
Пётр Генри Брус-шотландец, участник персидского похода Петра 1 1722г. (стр.148-149): Терки – столица Черкесской Татарии, являющийся наиболее южной границей теперешних владений его величества;…туземцам-черкесам не разрешено жить близ города, но позволено селиться в стороне на некотором расстоянии от него…Их язык общий с другими соседними татарами…Эти народы были покорены генералом Ватерангом…
Иоганн Густав Гербер – немец, российский разведчик 1760г. (стр. 152-153): Черкесы, живут в Кабардинской земле, которая делится на верхнюю и нижнюю. Обе земли невелики, их свободно можно переехать от одного края до другого в 4 дня… В разные столетия крымский хан принуждал их ежегодно давать подарки в знак преданности. Полномочный из Крыма имел право вместе со своей свитой забавляться их жёнами и дочерьми сколько ему угодно было. Но 20 лет тому назад (в 1708г.) черкесы решили сложить с себя эту повинность…
Ксаверио Главани – французский консул в Крыму 1724г. (стр. 158-159 ): Черкесия делится на 14 бейликов, или округов, самостоятельных каждый в своих границах. Она ни от кого не зависит и состоит под покровительством крымского хана, насколько сама признаёт это для себя удобным; в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований отвергает их без стеснения. Так было, например, в 1723 году. Не найдя себе поддержки в остальных провинциях, Кабарда обратилась за помощью к царю Московии. Бей дал царю в заложники своего сына, и этот молодой человек принял христианство. Прочие области Черкесии обратились против Кабарды и стали на сторону Крыма, с которым они пребывают в добром согласии…Итак, черкесские князья, соединившись в числе 52 человек, причём каждый из них имел под своим начальством 50 всадников, вели беспрерывную войну против населения Кабарды, но не могли причинить этой провинции большого вреда…Бей Кабарды назывался Аслан-бей (родовое имя Жанболат-оглу). Имея от царя только 10 тысяч руб. в год, под условием продолжения войны против татар, и не рассчитывая на помощь войсками, бей вступил через посредство своего воспитанника Салих-Гирея (сына крымского хана) в сношения с ханом и получил от него прощение и обещание покровительства. Это произошло 24 декабря 1723г. Салих-Гирей прибыл в Крым в сопровождении Жамболата-оглу (брат бея) и 20 знатнейших мурз. Они приняли присягу на верность хану.
Названия 14 черкесских бейликов-округов: Натухай, Жаней, Бжедух, Темиргой, Бесленей, Бешкесек абаза (дударуковцы, лоовцы, бибердовцы, клычевцы и трамовцы), Башилбай, Кабарда, Кучук-Кабарда, Таусултан-кабак.
Карл Пейсонель – француз, учёный, дипломат 1757г. (стр.180): Владения татарского хана в настоящее время охватывают все страны, которые тянутся вдоль северного побережья Чёрного моря от Дуная до Кубани…и всю Черкесию от пролива Еникале до Кабарды, куда входят орды ногайцев Кубани.
Черкесия является собственно государством, находящимся под властью татарского хана и занимающим пространство с севера на юг от реки Кубани до Кавказских гор, а с запада на восток от Чёрного моря до Кабарды, области, принадлежавшей прежде хану и сделавшейся независимой согласно Белградского договора 1735 года. Черкесия разделена на очень большое количество племён.
Иоганн Антон Гюльденштедт – русский академик 1771-1773г.г. (стр.205): Черкесия не имеет общего собственного владения…Князья ведут войну между собой, утесняют друг друга и часто объявляют себя союзниками совсем противной стороны. Земля сия, а особливо Кабарда, вообще признаёт российское владычество. Князья присягают в верности российскому престолу. При всём при том они весьма непостоянны и очень часто требуют военных укрощений, наипаче же в прежнюю турецкую войну (до 1772 года) надобно было послать особенный корпус для усмирения как их, так и прочих кавказцев.
Пётр Симон Паллас – русский академик 1793-1794г.г. (стр.215-218): Абазы были христиане, но их знать исповедует в настоящее время магометанство…Право кабардинцев на этот народ основано на настоящей узурпации. Главные племена Большой Абазы следующие: Шапсих,..Натукаш... Кабардинцы считают себя по происхождению арабами. Другие же ведут их происхождение от мамелюков. Что они когда-то жили в Крыму, на это указывает предание, которое ещё подтверждается существующими названиями…Их род и происхождение неизвестно. Вначале, как кажется, они с большей частью Кавказа были под властью Грузии. В 16 столетии после разделения грузинского царства, когда отделились Мингрелия, Рурия и Абазия, они попали под владычество Крыма. В том же столетии они перешли под покровительство царя Ивана Васильевича, который в 1560 году женился на черкесской княжне Марии. В 17 столетии кабардинцы опять находились под крымским владычеством, а в начале 18 столетия, когда они хотели освободиться из-под этого ига, крымский хан проник до Кабарды…Чтобы обезопасить себя, кабардинцы обратились опять к покровительству русских, но до сего времени продолжают оставаться неспокойными и ненадёжными подданными.
Ян Потоцкий – польский граф, историк 1798г. (стр.227-228): Кабардинский князь должен, стало быть, воровать у осетин и чеченцев (где, однако, бывает нечего взять) , или по другую сторону Кубани, у черкесов, которые являются подданными Порты, или же на русской границе, или, наконец, у своих князей…Семейство князей Кабарды начинается с Сема, сына Ноэ; это несколько удалено во времени, но совпадает с утверждениями, что эти князья – выходцы с Аравийского полуострова, и это утверждение само по себе не содержит ничего абсурдного…
Генрих-Юлиус Клапрот – русский академик 1808г. (стр. 236): Предводители бесленеевцев совершают набеги вместе с кабардинцами и с живущими на русской стороне ногайцами, скоторыми они делят добычу. Пленных русских они продают дальше в горы и только детей оставляют себе… (стр.258-259): Райнеггс и Паллас придерживаются того мнения, что эта нация (кабардинская), первоначально населявшая Крым, была оттуда изгнана в места их теперешнего поселения…Их первого основателя звали Арап-хан, и он, должно быть, был князем из Аравии… (стр.265): Черкесский язык отличается от других, и на нём говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые живут на Лабе. Другие же черкесские народы, живущие по другую сторону Кубани до Чёрного моря, говорят на диалектах, более или менее отличающихся от этого языка…На их языках нет ни алфавита, ни книг; и они в письме пользуются обычно татарским языком, распространённым по всему Кавказу.
Тебу де Мариньи – консул Нидерландов на Чёрном море 1818г. (стр. 293): Господин Клапрот оценивает население Кавказского побережья в 2375487 душ, в том числе черкесы – 51130 семей…
И.Ф.Бларамберг – генерал-лейтенант Генштаба России 1833г. (стр.354-355): Издревле Кабарду населяли басианцы (балкарцы) и карачаевцы; преследуемые черкесами, они были вынуждены искать убежища в высоких, труднодоступных и покрытых снегом горах Кавказа, где они осели и всё ещё остаются данниками своих извечных преследователей.. Возможно, осетины правы в своём утверждении, поскольку они рассказывают, что до появления кабардинских князей, пришедших из Крыма, народность черкесов именовала себя «казахами»…
(стр.359): Беглые кабардинцы. Со времени волнений в Кабарде в 1807г. значительная часть этой народности укрылась в Кавказских горах. Те, кто искали убежища у кубанских черкесов, занимают в настоящее время долины Верхнего Урупа и Верхнего Уллу-Инджика. Именно эти беглые кабардинцы всегда возглавляют ватаги разбойников, совершающих набеги на русскую территорию; связи, которые они сохранили со своими соотечественниками, проживающими в долинах, облегчают эти нападения… (стр.371): У черкесов нет ни книг, ни рукописей на их языке; у них нет ни малейшего представления о письменности… (стр.378): В своей частной жизни черкесы – неплохой народ, не лишённый здравого смысла; они гостеприимны, предупредительны, щедры, умеренны и скромны в пище и в употреблении напитков, постоянны в дружбе, храбры и предприимчивы на войне. Однако этим положительным качествам противостоит немалое число пороков: они в целом недоверчивы и подозрительны, если их обидеть или оскорбить, они подвержены вспышкам страшного гнева и могут думать лишь о мести. При удаче они преисполняются гордостью и в общем весьма тщеславны, особенно князья, которые гордятся своим происхождением и не желают признавать, что кто-либо может быть равным им. Они мошенники и плуты и весьма коварны, проявляют большой интерес и склонность к разбою, что на языке горцев называется «жить умеючи и обладать ловкостью»…(стр.401): можно общее число черкесов принять за шестьсот тысяч душ…(стр.404): Племя шапсугов (200000 чел.) – самое могущественное среди всех черкесских племён,.. они известны своей непримиримой ненавистью к русским и упорным нежеланием подчиниться или жить в мире с этой державой… Их политическое влияние на другие черкесские племена очень велико…Многие черкесы утверждают, что если России удастся подчинить себе шапсугов либо силой оружия, либо иным путём, все прочие черкесские племена последуют примеру шапсугов…(стр.410):
Кабардинцы привыкли переносить свои деревни, или аулы, с места на место по мере того, как территория аула загрязняется навозом и другими отбросами. Примитивность их хижин, сделанных только из плетёных сучьев, облегчает переезды. (стр.411): Вражда, которая сохранилась с древнейших пор до настоящего времени между князьями Большой и Малой Кабарды, привела к опустошению Малой Кабарды, и она уже давно подчинилась России. (стр.434): Описание названий племён и их численности: Кабарда Большая – 24000, Кабарда Малая – 6000, Чегемы – 2000, Балкарцы – 4000, Карачаевцы – 24000 (не учтены балкарские общества Безенгиевское. Хуламское, Урусбиевское).