Расширенный поиск
17 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
Страницы: 1
У кого есть такое право?
 
Читая Езден Адет я прочел следуйщее:
Этический кодекс « Ёзден Адет», передаваясь от поколения к
поколению, изменялея и оттачивалея, став нравственным законом,
определявшим и регулировавшим народную жизнь.
Вопрос кто имеет права его изменять в наше время? Или добавлять? Как происходил сам процесс добавления нравственных законов нашими отцами? Вообще может ли изменятся он в наше время? Обновляться? Улучшаться? В связи с тем что время идет и появляются новые темы в жизни людей.
 
?????????????????????????????????????????
 
Цитата
Uzeir пишет:
Вопрос кто имеет права его изменять в наше время?
все, кому небезразличен моральный облик народа и все, кто имеет соответствующие мозги, чтобы возвыситься над устоявшимися архаизмами, может и обязан адаптировать традиции (обычаи) под качество жизни. В конце концов, езден адет-это не законы физики, следовательно, они не безупречны и довольно ликвидны) а то, "ол емюрден келгенди", деб, бирер кекрексиз затланы тутуб тургъан да кесича адет болгъанды)) В целом, не понимаю эйфорию вокруг езден адета, ведь все, что там есть, давно не откровение для нашего современника. К счастью, нам нет необходимости получать руководство к действию от предыдущих поколений, достаточно наблюдать мир и уметь анализировать, чтобы самому разобраться, где зло, где добро...мы же ведь живем в безумно интегрированном мире! (нашим древним писакам обычаев и не снилось)))...хотя, большинство людей, как известно, не умеют соображать и предпочитают, чтобы ЭТО было где -нибудь написано или кем-нибудь рассказано))

Цитата
Uzeir пишет:
Обновляться? Улучшаться?
ну да, конечно))) а в чем тут подвох?))))
 
К сожалению наши люди больше склоны к стереотипам, непонятно откуда то взятым традициям, мягко говоря нововведениям в традициях. Вот например говорят, что по традиции вот так делать. И весь аул хайда делают. Говорит конечно не каждый, а авторитет для них. И ни кто даже не спрашивает, не узнает если такая традиция на самом деле. И часто я заметил тот факт, что традицию чаще используют тогда когда нужно, в своих целях, а когда традиция касается этого человека все нет этой традиции. Она не существует или придумает свою. И именно из-за таких причин, нужна книга. Такая как Езден адет- это конечно одна из причин зачем нужна такая книга, но не мало важная. Мало кто из старшего поколения вообще читал, что то по теме традиций. Они видели своими глазами, как и что. Но я например, кому 19 лет молодому поколению которые живут в городе, трудно увидеть и услышать о традициях. Кто то так и остается, не знает ничего. А кто то интересуется. Я вот интересуюсь полез в книги. И что по вашему!? Я увидел очень много противоречий сегодняшнему положению людей в вопросах традиций. У меня возникли вопросы. Почему? Откуда? Зачем? Для чего? И как быть с теми кто взяли себе в традицию то, чего и нет.Как? Кто им дал права? Потом так и получается не сделаешь это будет ПОЗОР. А на самом деле такой традиции нету. И не известно кто ее придумал, от куда она.
 
Сегодня каждый день появляется новая традиция )))
О том, что надо что-то соблюдать вспоминают только на свадьбах и похоронах, чтоб оправдать свои показушные понты
Или чтоб не соблюдать религию, т.к. "мы не арабы"
Аш-Шафи'и "Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине."
 
Зачем тогда традиции? Зачем превращать традицию в свою игрушку? Не понравилось не делаем, понравилось делаем или так надо потому что все делают или так положено, где положено никто сказать и не может? Доводы в студию и снова молчание...
Написано выдавайте замуж дочерей в 18, а это мы не знаем пусть отучится до 40 лет потом выйдет замуж. Или похороны все делают мы тоже будем так делать - пакеты раздают миллион потратили в пустую. Нет хаира в этом. А когда спросишь от куда это? Где такая традиция все молчат
 
Ассаляму алейкум! Безумно интересная и всегда важная тема!
Для начала, как мне кажется, надо знать о чем говоришь, и все кто считают возможным лезть в эту тему должны хотя бы прочитать книгу, вышеупомянутую. То что мы знаем из Ёзден адет из настоящего Ёзден адет!!! это лишь верхушка айсберга.
Чтобы адекватно интегрироваться с современный мир нужны ресурсы для интеграции, иначе, получается, что ты просто напросто перенимаешь все, что тебе предлагают, ничего не предлагая от себя. А что ты можешь предложить, если у тебя ничего нет?))) Если ты даже не хочешь узнать свою историю свои правила этикета((( человек приходит в восторг от того, что видит в Европе в Америке в Азии, и даже, не пытается это сравнить с настоящими ценностями и обычаями своего родного народа, я не говорю сейчас про всех, не принимайте близко к сердцу)))
Если мы считаем, что взрослые что то делаю не так, давайте им приводить далили на все))) закупимся нормальными книгами по истории и культуре нашего народа и вперед))!!
пошла читать 8-)
 
Вечно актуальный вопрос. Особенно все, что касается свадеб и и похорон. Все всегда говорят, что раздача берне на свадьбах и пакетов на похоронах - пережитки прошлого и реально ненужная трата, и при этом никто не решается взять и отменить один из этих адетов на своих мероприятиях с мыслью, пусть кто-то другой будет первым. Состоятельные могут себе позволить все и позволяют, и даже усугубляют эти "жертвоприношения", раздаривая каждому къайыну по машине, каждой къайын къыз по брильянту с яйцо динозавра. А не очень состоятельные не могут себе позволить "выглядеть бедняками", "башхаладанмы онгсузбуз?!" Миллетибиз санын тюйюб, къанын-джанын аямай кюреширикди, башхаладан аман керюнмезча. А самое страшное, что в современном мире для всего этого люди стали привлекать кредиты и займы))) Вот и происходит круговорот дури в природе.
Пока состоятельные и влиятельные семейства народа не поймут, что они являются законодателями обычаев, все на них ровняются, так и будет тянутся))

А что касается других неписанных законов гор, очень хотелось бы многие из них сохранить, но время безжалостно к неиспользуемым ресурсам. Люди уже другие, приоритеты другие, мышление у молодежи совсем другое. Где-то изменения к лучшему, а где-то , увы... но.

Никто никого не наделает правом вводить или искоренять обычаи, каждый поступает по совести или согласно поступкам окружающих, чье поведение считает авторитетным. В любом случае, если это не касается таких вещей, которые просто надо знать (матримония и ритуальные обряды), любой человек сам в состоянии оценить правильность своих действий, даже ребенок, который балуется, знает, что он делает плохо.
Цитата
axamint пишет:

Если мы считаем, что взрослые что то делаю не так, давайте им приводить далили на все))) закупимся нормальными книгами по истории и культуре нашего народа и вперед))!!
Цитата
улыбнуло)) :)
 
Маями,
Каждому къайыну по машине? Ничё себе! Вот это берне. С ума сходят, каждый как может.
а я бы ещё отменила берне по каждому случаю, например, если ребёнок родился, мать ребёнка привозя малыша в дом къайынлагъа должна вести подарки. пусть ни та ни другая сторона ничего не привозят и не дают. подарок ребёнку родившемуся - это одно дело, но когда дают с одной стороны суммы, а другие должны бегать искать подарки в ответ и стараться угодить. зачем спрашивается. а если делают бещикге салгъан, то там почти как на свадьбе тратятся с этим берне.
Изменено: Масами - 29.08.2014 03:03:30
 
Цитата
Масами пишет:
если ребёнок родился, мать ребёнка привозя малыша в дом къайынлагъа должна вести подарки.
мне тоже всегда было интересно значение этого "подношения". Называется "кётюргенлик". Что это значит? почему родившая наследника семейству мужа невестка должна еще и одаривать их материально? кто-нибудь знает этимологию "кётюргенлик"??
 
 
когда перестанут выпускать велюровые одеяла-покрывала, чтоб люди перестали носить эти одеяла в подарок друг другу, ведь их уже давно не стелят?
а рубашки и полотенца, которые дарят владельцу новой машины? обычно это рубашки с каких-то времён, которые всё равно носить не будут.
наш бещик скоро уйдёт в прошлое, сейчас предпочитают брать колыбельки на фиксированной ножке, потому что бещик двигается по комнате, когда его раскачивают, что очень нервирует, к тому же бещик случайно переворачивают старшие дети, а колыбельная прочно стоит.
меня всегда удивляло, что у карачаевцев бывает по два имени. это происходит в основном потому, что родители или дедушки бабушки отца родившегося ребёнка называли каким нибудь таким именем, а матери ребёнка имя не нравилось, она назыаала другим именем, получалось её родня использовали в обращении одно имя, а родня мужа другое. мне кажется, в этом вопросе надо спрашивать у матери нравится ли ей выбранное имя, если уж совсем не нравится , типо Махмудбий, то лучше подобрать другое.
 
Цитата

Uzeir пишет:
Читая Езден Адет я прочел следуйщее:
Читая Езден Адет я прочел следуйщее:
Этический кодекс « Ёзден Адет», передаваясь от поколения к
поколению, изменялея и оттачивалея, став нравственным законом,
определявшим и регулировавшим народную жизнь.
Вопрос кто имеет права его изменять в наше время? Или добавлять? Как происходил сам процесс добавления нравственных законов нашими отцами? Вообще может ли изменятся он в наше время? Обновляться? Улучшаться? В связи с тем что время идет и появляются новые темы в жизни людей.

Глядя на будущее поколение, сомневаюсь, что будет что .то- меняться в этом кодексе Ёзден адет и вообще будет ли он соблюдаться.
 
Цитата
Маями пишет:
кто-нибудь знает этимологию "кётюргенлик"??
мне тоже интересно)))
 
а еще у нас есть невообразимое множество похабнейших и пошлейших пословиц и поговорок. Но об этом мощном пласте оригинальной культуры принято стыдливо замалчивать...
 
Ничего там менять не нужно. Это снова.фундамент. Все дополнения и изменения каждый делает в меру своих необходимостей, совести и сознания.
Это не Коран, который должен оставаться исконным всегда и везде до последнего сукуна, но Езден адет идеальное руководство к жизни в той части где Корану не противоречит.
Все нововведения ни к чему хорошему не приведут.
И главное - не спутать реверанс, чтобы не кланяться тому кому не нужно ...
 
Цитата
Mozg.spb пишет:
Ничего там менять не нужно. Это снова.фундамент. Все дополнения и изменения каждый делает в меру своих необходимостей, совести и сознания.
Это не Коран, который должен оставаться исконным всегда и везде до последнего сукуна, но Езден адет идеальное руководство к жизни в той части где Корану не противоречит.
Все нововведения ни к чему хорошему не приведут.
Просто странно то, что едешь в один аул там так, едешь в другой там подругому и там и там это традиция.
 
Цитата
ракета пишет:
а еще у нас есть невообразимое множество похабнейших и пошлейших пословиц и поговорок. Но об этом мощном пласте оригинальной культуры принято стыдливо замалчивать...
Скинь эти пословицы и поговорки))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный