- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
- Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
- Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
- Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
- Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
- Илму – джашауну джолу.
- Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
- Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
- От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
- Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
- Аууз сакълагъан – джан сакълар.
- Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
- Суу ичген шауданынга тюкюрме.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
- Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
- Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
- Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
- Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
- Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
- Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
- Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
- Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
- Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
- Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
- Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
- Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
- Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
- Хата – гитчеден.
- Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
- Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
- Ачлыкъ отха секиртир.
- Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
- Хансыз джомакъ болмаз.
- Ачны эсинде – аш.
- Аман къатын сабий табса, бий болур…
- Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
- Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
- Уллу сёзде уят джокъ.
- Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
- Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
- Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
- Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
- Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
- Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
- Зарда марда джокъ.
ТАРИХ ТАРХЛАРЫБЫЗНЫ УНУТМАЙЫКЪ!
11.11.2010 19:18:39
17 ноября 2010 года исполняется 90 лет со дня образования Балкарской и Карачаевской национальных округов в составе Горской республики;
17 ноября 1990 года была провозглашена Карачаевская республика; 17 ноября 1991 года была провозглашена Балкарская республика; 17 ноября 1989 года была создана организация "Джамагъат"; (ныне "Демократичечкая организация "Джамагъат"); 17 ноября вышел первый номер газеты "Юйге игилик"; 17 ноября 1998 года начал выходить журнал ";Ас-Алан". Этим датам посвящается данное интервью ОБЩЕСТВО "ДЖАМАГЪАТ"И ЕГО ПРАВОПРЕЕМНИК ?ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДЖАМАГЪАТ" (интервью А. Кипкеевой с редактором "АС-АЛАН") - В этом году исполняется 20 лет со дня создания карачаевской общественной организации "Джамагъат". Вы один из тех, кто стоял у истоков этой организации. Выполнила ли она свои уставные цели и задачи? - У истоков общества "Джамагъат" стояли другие люди. В частности, Азрет Кечеруков, который в настоящее время возглавляет демократическую организацию "Джамагъат" - правопреемника того "Джамагъата". К "Джамагъату" я имею отношение с 1990 года. "Джамагъат"был создан с целью добиться полной реабилитации карачаевского народа. Основную свою цель она не достигла , не восстановлена Карачаевская автономная область, уничтоженная сталинским режимом в 1943 году. Но благодаря совместной борьбе"Джамагъат"и братских организаций репрессированных народов, в 1991 году был принят российский закон "О реабилитации репрессированных народов?. Благодаря усилиям организации "Джамагъат", Ельцин представил в Верховный Совет законопроект "О восстановлении Карачаевской автономной области". Эти два момента считаю самыми большими достижениями нашего движения. - Если есть закон "О реабилитации репрессированных народов"и Ельцинский законопроект "О восстановлениии КАО", то почему не восстановлена Карачаевская АО? - На этот вопрос есть ответ в докладе "Этнические вызовы и тупики федеральной политики на Северном Кавказе" профессора С. Червонной, которая возглавляла научную экспедицию в Балкарию и Карачай в конце 1990-х годов. С докладом можно ознакомиться в http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar3/che rvonnaja.htm/ ?... В этнополитической ситуации можно выделить несколько основных узлов, в которых сплетаются нерешенные проблемы, горькие обиды и остающиеся без ответа и понимания этнические вызовы тюркского мира. В Карачае ? это нерешенная проблема "территориальной реабилитации", восстановления автономии Карачая. Политический статус Карачая, определяемый в соответствии с правом карачаевского народа на самоопределение (или, напротив, при грубом игнорировании этого права), на протяжении 20 века менялся неоднократно, и в этих сменах отразилась драматическая история национальных стремлений и жестоких разочарований. Завоеванный в прошлом веке и порабощенный народ (земли Карачая были присоединены к Российской империи после битвы 1828 года у горы Хасаука) попытался после Октябрьской революции 1917 года использовать тот шанс, какой давала ему ленинская политика "автономизации" национальных окраин, интенсивно проводившаяся в ходе гражданской войны. Как и другие народы центральной и западной части Северного Кавказа, карачаевцы сначала входили в состав Горской Республики, провозглашенной 17 ноября 1920 года со столицей во Владикавказе, имея при этом в её рамках свой, образованный в конце 1920 года Карачаевский национальный округ с центром в Кисловодске. 12 января 1922 года, по решению московского "центра" (ВЦИК), без какого-либо волеизъявления карачаевского народа, этот округ был объединен с черкесскими территориями, в результате чего была образована Карачаево-Черкесская автономная область, просуществовавшая четыре года (1922-1926). 26 апреля 1926 года она была разделена на Карачаевскую автономную область и Черкесский национальный округ. Столицей Карачаевской автономии стал молодой, вновь построенный город (первоначально носивший имя Микоян-Шахар, в 1944-1957 годах ? Клухори, ныне ? Карачаевск). Время существования Карачаевской автономии (1926 ? 1943) многими карачаевцами до сих пор воспринимается как "золотой век" "национальной государственности", а ликвидация этой автономии (по Указу от 12 октября 1943 года с последовавшей 2 ноября 1943 года насильственной депортацией всего карачаевского народа) ? проявлением преступного государственного произвола. Территория Карачая была разделена на части между Грузинской ССР, Ставропольским, Краснодарским краями и Черкесской АО. Лишь через 13 лет карачаевцы смогли вернуться из ссылки на свою Родину. Однако прежняя Карачаевская АО так и не была восстановлена. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Черкесская АО была преобразована в Карачаево-Черкесскую АО в составе Ставропольского края. Неудовлетворенность карачаевцев своим положением внутри этой автономии и ее статусом красной нитью проходит через весь поздний советский период (разумеется, до "перестройки" лишь в форме скрытого, глухого протеста) и выливается в бурных манифестациях и категорических требованиях крепнущего национального движения в конце 1980-х годов. С февраля 1989 года разворачивается работа по формированию карачаевской общественной организации, создание которой провозглашается в мае 1989 года, а официальная регистрация в Карачаевске происходит в декабре 1989 года. Молодая организация получает наименование "Джамагат" и разворачивает бурную деятельность, направленную на восстановление Карачаевской АО (в границах, существовавших до депортации карачаевского народа), определяя эту деятельность как программу возрождения карачаевской национальной государственности. Активисты "Джамагата" собирают в 1989-1990 годах свыше 70 тысяч подписей под воззванием о необходимости восстановления автономии Карачая. 8 октября 1989 года созывается первый конгресс народов Карачая, а 29 октября (впервые в советской истории) проходит открытый массовый траурный митинг, посвященный годовщине карачаевской национальной трагедии. Второй конгресс народов Карачая 9 июня 1990 года торжественно провозглашает Карачаевскую Республику. Это находит поддержку у Чрезвычайного съезда карачаевских депутатов всех уровней, который 17 ноября 1990 года принимает Декларацию о государственном суверенитете Карачаевской Республики. Гигантский народный митинг (с участием около 30 тысяч человек) требует реализации концепции Карачаевской Республики. Преобразование (3 июля 1991 года) Карачаево-Черкесской АО в составе Ставропольского края в Карачаево-Черкесскую Республику в составе РСФСР является отвлекающим маневром местной администрации, пытающейся удержаться у власти в новых условиях. "Джамагат" вступает в конфронтацию с этой властью и находит поддержку у Конфедерации репрессированных народов, которая прерывает заседания своего первого, открывшегося в Москве 1 июля 1991 года съезда и выезжает в Карачаевск, чтобы оттуда обратиться к Президенту РФ Б.Н. Ельцину с призывом прекратить дискриминацию карачаевского народа. Созванный в Карачаевске 13 июля 1991 года Чрезвычайный конгресс карачаевского народа намечает конкретные меры по созданию Карачаевской республики, формирует Национальный совет как ее Временное правительство. Своего наивысшего подъема движение за восстановление Карачаевской республики достигает в конце 1991 года. Торжественное траурное собрание на площади Свободы в Карачаевске, посвященное 48-й годовщине депортации карачаевского народа (ноябрь 1991 года), превращается в бессрочный митинг, в котором участвует практически весь карачаевский народ. Под мощным общественным давлением открывшаяся 3 декабря 1991 года в Черкесске сессия Областного Совета, депутатский корпус которого формировался еще из старой номенклатуры, вынуждена была принять решение о разделении Карачаево-Черкесии на две самостоятельные автономии. Никогда еще победа карачаевского национального движения не была столь близка, а вынашиваемая десятилетиями идея "национальной государственности" не казалась столь реально осуществимой. 5 февраля 1992 года Б.Н. Ельцин представил в Верховный Совет законопроект о восстановлении Карачаевской автономии в составе Российской Федерации. Принятие такого Закона знаменовало бы один из первых шагов реального действия в России Закона о реабилитации репрессированных народов. Однако в России было слишком много сил, заинтересованных в том, чтобы этот Закон не действовал. "Джамагат" упустил свою победу. Воспользовавшись разногласиями на разных уровнях власти, старое руководство Карачаево-Черкесии, отлично отдававшее себе отчет в том, что в новых структурах Карачаевской и Черкесской республик оно не найдет себе место, предприняло беспрецедентную атаку на уже готовый законопроект и добилось отсрочки его рассмотрения под предлогом необходимости проведения в Республике "общественного опроса". Все силы и средства искушенного в политических интригах аппарата были брошены на подготовку этого "опроса" в нужном направлении. В ход шли и откровенные провокации (в казачьих районах распространялись дикие вымыслы о том, будто "Джамагат" собирается заселить эти районы турками, передать их во владение Турции и изгнать казаков), и грубые угрозы (к избирательным пунктам в карачаевских селах в день опроса стягивались отряды ОМОНа), и подтасовки результатов, и сбивающие с толку иезуитские формулировки самого опроса ("Согласны ли Вы ? при условии реализации Закона "О реабилитации репрессированных народов" на принципах равноправия всех народов ? сохранить единую Карачаево-Черкесскую Республику?"). Национальное карачаевское движение не сумело противопоставить этому натиску достаточно гибкую и продуманную тактику; не нашло способа разъяснить людям, что при отрицательном ответе они не ставят под сомнение правильность Закона "О реабилитации..." и принципы равноправия всех народов. В результате опрос состоялся 28 марта 1992 года, и 78,5 % принявших участие в голосовании (прежде всего русские, черкесы, абазины, в чьи руки была передана судьба карачаевского народа) ответили на вопрос положительно. Законодательная машина Российской Федерации дала сбой и закрутилась в обратно |
|
|
|
27.04.2011 00:49:33
Сегодня, 26 апреля 2011 года, исполняется 20 лет со дня принятия закона "О реабилитации репрессированных народов". К сожалению, основные статьи этого закона не реализованы до сих пор.
Что мы, карачаевцы, имели до депортации, а что приобрели после возвращения - об этом читайте в книге "Карачаевцы: выселение и возвращение". Бюгюн "Сюргюннге тюшген халкъланы хакъларын къайтарыуну юсюнден" Законнга 20 джыл толады. Аны юсюнденди "Заман" газетни 3-чю бетинде "Бусагъатдагъы кёзюуню огъурлу эмда демократиялы акты" деген статья. http://www.smikbr.ru/2011/zaman/04/26.pdf |
|
|
|
27.04.2011 01:14:11
Аллах айтыб, заман джетсе, джуртубузну чеклерин ызына бегитирбиз.
|
|
|
|
27.04.2011 01:18:31
Бизни халкъ этген - бизни джерибизди, тауларыбыз. Джерибизни къойсакъ, халкъыбыз да джокъ болур...
|
|
|
|
Читают тему (гостей: 1)