Войти на сайт
29 Апреля  2024 года

 

  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.

 

   RSS
ТАРИХ ТАРХЛАРЫБЫЗНЫ УНУТМАЙЫКЪ!
 
ЭТИ ДАТЫ НАДО ПОМНИТЬ

2 ноября 1828г. - Хасаукинское сражение и присоединение Карачая к России.
2 ноября 1943г. - депортация карачаевского народа.

17 ноября 1920г. - образование Карачаевского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1990г. - провозглашение Карачаевской республики в составе России Съездом депутатов всех уровней Советов народных депутатов, на котором присутствовало 1412 депутатов, представляющих интересы народов Карачая.

26 апреля 1926г. - самоопределение Карачаевского народа в форме Карачаевской автономной области, юридически закрепленное постановлением ВЦИК РСФСР.
26 апреля 1991г. - принят Верховным Советом РСФСР Закон "О реабилитации репрессированных народов", который предусматривает "права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...".
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Ответы
 
Sabr,

Дата: 11 Ноя 2010 16:55-
 
Бюгюн Майны 17-си - Норвегияны Миллет Кюнюдю

"Национальный день Норвегии ? это годовщина принятия Конституции 17 мая. В этот день в 1814 году на Национальном собрании в Эйдсволле была подписана Конституция, утвердившая свободу и независимость Норвегии.

Более 400 лет Норвегия оставалась датской провинцией, а теперь вступала в унию со Швецией, которая продолжалась до 1905 года. Была установлена наследственная ограниченная монархия, где король осуществляет власть через Правительство, а Парламент распоряжается казной и устанавливает законы. Норвежская конституция была одной из наиболее прогрессивных в Европе.

Национальный день Норвегии ? это поистине общенациональное торжество. Дома, яхты и автомобили украшаются национальными флагами, а люди ? и стар, и млад ? в народных костюмах выходят на улицы, устраивают праздничные шествия и концерты, поют песни. Зрелище очень красочное и впечатляющее. При этом на улицах совершенно не видно полиции (где она прячется, непонятно), потому как местные граждане, даже находясь в подпитии, беспорядков не устраивают".

Бу джазылгъан тюппе-тюздю - мен анга шагъатма.

Халкъны ХАЛКЪ этген затладан экиси - миллет ангысы бла тарих эсиди. Норвежлиле къарнашлары бла - датла бла (Дания) не шведле бла (Швеция) биригиб джашаргъа излемегендиле - тиллери, динлери бир болса да. Айырылыб энчи кърал болгъунчу тохтамагъандыла.

Бюгюн ала Байракълары чайкъала, миллет Орайдалары согъула, бютеу бары миллет кийимлерин кийиб, Миллет Кюнлерин байрамлайдыла. Тёппеден мени бла бла халкъ байрамгъа къарай, норвежли джазыучу Олаф манга сорады:

Къарачай кеси энчи республикамыды?

Миллет мухуругъуз, Байрагъыгъыз, Гимнигиз бармыды?

Миллет Кюнюгюз а къайсы кюндю?

Миллет кийимлеригизни кийиб байрам этемисиз ол кюн?


Бу соруулагъа хар бир къарачайлы джууаб бир этсин.

Къарачай энчи республика да тюл эсе, Миллет Орайдабыз, Байрагъыбыз, Гимнибиз, Миллет Кюнюбюз да джокъ эсе, бютеу халкъ миллет кийимлерин кийиб байрам эте да билмей эсе,-
сора биз къаллай халкъбыз?
Кимди терс?

Энчи Юйюбюз болуб, аны шорбатында да Байрагъыбыз шууулдамай, джюреклерибиз ол иннетге бурулмай - Джуртубузну, тилибизни - Халкълыгъыбызны сакълаяллыкъбызмы?
 
Къарачай кеси энчи республикамыды?

Миллет мухуругъуз, Байрагъыгъыз, Гимнигиз бармыды?

Миллет Кюнюгюз а къайсы кюндю?

Миллет кийимлеригизни кийиб байрам этемисиз ол кюн?

Бу соруулагъа хар бир къарачайлы джууаб бир этсин.

Къарачай энчи республика да тюл эсе, Миллет Орайдабыз, Байрагъыбыз, Гимнибиз, Миллет Кюнюбюз да джокъ эсе, бютеу халкъ миллет кийимлерин кийиб байрам эте да билмей эсе,-
сора биз къаллай халкъбыз? Кимди терс?

Энчи Юйюбюз болуб, аны шорбатында да Байрагъыбыз шууулдамай, джюреклерибиз ол иннетге бурулмай - Джуртубузну, тилибизни - Халкълыгъыбызны сакълаяллыкъбызмы?



Да бек керти сорууладыла! Сагъышланырча!
 

 
Шимал Джолну (Норвегияны) адамлары миллет кийимлери бла, байракълары бла. Сабийчикледен башлаб, къартларына дери бюгюн миллет кийимлерин кийгендиле. Бюгюн норвежлилени эм уллу Байрамларыды - 17 Май викинглени туудукъларыны Миллет Кюнлериди.
 
Чтобы увеличить фотографии, щелкните мышкой на них.
 
МАЙНЫ 17-де НОРВЕГИЯДА ДЖАЗЫЛГЪАН НАЗМУ

Миллет кюнюдю Но́ргени бюгюн.
Миллет кийимин кийгенди халкъ.
Миллет къууанчды, байрамды бюгюн,
Хар юй шорбатда чайкъалады байракъ.

Бетлерин бояб, байракъ этиб,
Сабийле да баралла тебсей, джырлай...
Мен а къууаналмайма ? эсге тюшед да,
Биз тас этген Къарачай.

Темир къурутхан Алан къралым
Джаралы барсча, къарайды таудан.
Къонгур аю къурутхан Къарча къралым,
Бёрюча улуйду, тюшюб тузакъгъа.

Къурч къурутхан къраллыгъын да
Къайтарталмай турады халкъым.
Динине, тилине, джерине да
Толу эркин тюлдю халкъым.

Миллет кийимин да киймейди халкъ,
Миллет кюнюн да билмейди халкъ.
Эшитилмейди, кёрюнмейди
Миллет Орайда эмда Байракъ.

Къарачайгъа этеме сагъыш
Шимал Джолда бара эртденли.
Байракълагъа ушаб кеслери да,
Баралла къызла ? кямарлы, тюймели...

Айырылыб къарнашларындан ?
Датладан, шведледен да,
Энчи къралын къурагъанды Но́рге,
Эркинликни баш кёрюб неден да.

Мен бу къралгъа сукъланама,
Мен бу халкъгъа этеме алгъыш.
Шимал джолда, Акъ джолда барама,
Къарачайгъа этгенлей сагъыш.

Тенгизни башы бла таулагъа къарайма ?
Аланы бюгюн джабыбды булут.
Къарачай джулдузну джарыгъы келеди,
Булут, тубан да къоялмай тыйыб.

Кёреме аны джарыгъында,
Бир таулу къыз бла джашны:
Миллет кийимлерин да кийиб,
Тутуб туралла ёрге байракъны.

Минги Тауну башындалла ала,
Азан тауушча келеди Орайда.
Миллет Кюнюн белгилейди халкъ
Беш Тау Элде, Къарачайда.

Келлик кюнню кёреме да мен,
Болама рахат, басылады кёлюм.
Дини, тили, джурту ючюн бирлешсе халкъ,
Дини, тили, джурту ючюн кюрешсе халкъ ?
Аллай халкъгъа джокъду ёлюм.
 
Ариу кийимлери барды,кеслерида ариу адамла...
 
МАЙНЫ 18-ДЕ 1944 ДЖЫЛ Кърымны тюрк-муслиман халкъын - Кърым татарлыланы джуртларындын сюргенди сталинчи джорукъ.

Ноябрны 2-де 1943 джыл къарачайлылагъа, мартны 8-де 1944 джыл малкъарлылагъа джетген палах, кърым татарлылагъа майны 18-де 1944 джыл джетгенди.

1957-чи джыл къарачай-малкъар халкъны асламы Джуртуна къайыталгъан эсе, кърым татарлыланы Джуртларына къайтармагъандыла. Совет кърал чачылгъандан сора алай къайыта турадыла Кърымгъа ала. Аланы къайтарыр ючюн, башчылары Мустафа Джемилев джанын аямай кюрешгенди, кюрешеди.

Къарнашларыбызны бушуу кюнлерин унутмайыкъ.
 
Гимн крымскотатарского народа

Ant Etkenmen

Ant etkenmen, milletimniñ yarasını sarmağa,
Nasıl olsun bu zavallı qardaşlarım çürüsin?
Onlar içün ökünmesem, qayğırmasam, yaşasam,
Yüregimde qara qanlar qaynamasın, qurusın!

Ant etkenmen, şu qaranğı yurtqa şavle sepmege,
Nasıl olsun eki qardaş bir-birini körmesin?
Bunı körip buvsanmasam, muğaymasam, yanmasam,
Közlerimden aqqan yaşlar derya-deñiz qan olsun!

Ant etkenmen, söz bergenmen millet içün ölmege,
Bilip, körip milletimniñ közyaşını silmege.
Bilmey, körmey biñ yaşasam, Qurultaylı han olsam,
Kene bir kün mezarcılar kelir meni kömmege.
-------------------------------------------------- ------------------------------

ORUSÇA KÖÇÜRMESİ (köçürgen - Liliya Bucurova):

Я Поклялся

Я поклялся пред народом его горе остудить,
Сколько можно гнить живыми и под вечным тленом жить?
Если ж я смогу спокойно эту боль перенести,
Пусть застынет чёрной кровью сердце у меня в груди.

Я поклялся светом ясным тьму прогнать с моей земли,
Сколько можно, чтоб друг друга братья видеть не могли?
Если ж я, поклявшись светом ? и не вспыхну, не сгорю,
Реки слёз пусть станут морем, превратившись в кровь мою.

Я поклялся, я дал слово за народ свой умереть!
Что мне смерть, коль не сумею его слёзы утереть.
Что мне жизнь... ведь будь я ханом, проживи хоть тыщу лет,
День придёт и пред могилой всё равно держать ответ.
 
Sabr
Сау бол.

Кърымны тюрк-муслиман халкъын - Кърым татарлыланы

Бюгюн-бюгече да къоймайдыла ата-бабаларыны джерлерине къайтыргъа.

Месхет Тюрклюлени уа, кау -куу этдиле джуртларындан.

Аллаху Тагъла болушсун таза муслиман миллетлеге.
 
Ноябрны 2-си джууукълашады, унутмайыкъ:
Хасаука урушха - 183 джыл;
Сюргюннге - 68 джыл


1828 джыл Орус патчах аскер кюч бла Къарачай къралны къурутуб, аны джерин, адамын да кесине къошханды;

1943-чю джыл коммунист патчах Сталин къарачай халкъгъа сойкъырым, сюргюн азаб джетдиргенди, Къарачай автоном областны къурутханды. Къарачай област бюгюн да ызына сюелмей турады.
 
ХАСАУКА: ЗНАК НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕДЫ*

150-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского, которого карачаевский народ, как и другие тюркские народы Кавказа, считает одним из своих Устазов, и братскому крымскотатарскому народу мне хотелось бы посвятить свой скромный труд ? полную запись (произведенную в ходе исследований народного фольклора) и сокращенный подстрочный перевод на русский язык (под редакцией кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы РАН С. У. Алиевой) карачаевской песни-баллады "Хасаука", сложенной в начале второй четверти 19 века, передаваемой из поколения в поколение в устной певческой и поэтической традиции и никогда не публиковавшейся на русском языке(1) по причинам отнюдь не литературоведческого характера.


"Кричит Дауле: "Хахай, тревога!
Всех родичей, друзей Карачая зовите,
Пусть быстро примчатся к нам,
В черный день окажут помощь.

Кровавый царь совершает много насилий.
Давайте, братья! Армия царя уже на подступах.
Царь хочет напиться нашей крови
И в тесном ущелье[в которое нас уже загнали]
Не дает нам спокойно жить.

Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги-подходы узнал от Амантиша.
Этот князь-чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается ...

...Такие вот у генерала задушевные друзья,
Прямо его рукава и полы.
Это они - наши прямые враги,
К ним у нас очень много исков-вопросов.

Если этот генерал нас победит -
Когти свои в нас вонзит,
Рвать будет нас, уничтожать,
Данью сдерет с нас кожу.

Пока мы не сгорели в этом аду,
Пока не попали в плен к злодею,
Объединимся,
О предках, о близких и дальних родичах вспомним,
В родном ущелье свой край защитим!

Горные львы! Выходите смело,
Вражье войско валите быстрее,
Пусть рука ловко нажимает курок,
Пусть покраснеют от вражьей крови
Горные тропы и дороги Хасауки!?

Эбекку улу пошел в От Кала за серой,
Очень старался найти её ?
Селью завалило огненную жилу.
?О Боже!?- сказал Дауут, прикусив губу.

Набрав в одну руку огня,
Начал искать недостающее к нему.
Азалию покрошил,
Серу добавил, все перемешал.

Состав в форму разлили,
Готовые свинцовые пули во врага полетели.
Одному толстому попали в грудь,
Многих подобных ему свалили в пропасть.

В руках смельчаков-джигитов
Горские ружья палили беспрерывно.
Все дороги на подступах к Хасауке
Наполнились мертвыми телами.

С воинственным кличем
Горец прыгает с камня на камень,
Смельчак парень - пусть генерала убьет,
Голову его нам принесет.

Батыр Умар смело идет,
"Не бойтесь!" - кричит и убивает врагов.
?Догоняйте!? - поджидает отставших,
Стреляет и валит врагов одного за другим.

Но вот пуля попала в славного нашего Умара.
В недобрый день оседлал он своего Чубара,
Должен был родиться для такого дня.
Даулет идет, чтобы закрыть его глаза.

Когда кончился огонь, пули кончились,
Деревья, камни взамен огня-ядер полетели.
Хоть устали тела у воинов-львов,
Но продолжали они валить на камни своих врагов.

Эта битва-война длилась бы еще долго,
И голова генерала досталась бы нам, -
Да мало бойцов,
На место погибших некому встать,
И оружия нет, воевать нечем.

Враг ворвался,
Цепью по ущелью поднимается вверх.
Батыр Кайтук бросил последний взгляд на детей:
Маленькие горцы, они подрастут
И за пролитую кровь своих отцов отомстят".

Битва при Хасауке, о которой неохотно рассказывают российские учебники истории, состоялась 2 ноября 1828 года. В ней карачаевцы потерпели поражение, завершившееся официальным присоединением Карачая к Российской империи ("добровольным" присоединением, как уверяли нас советские историки). Но борьба горцев за свою свободу продолжалась весь 19 век.

Малочисленный карачаевский народ ? частица великого тюркского мира, и каждый удар, нанесенный по культуре, государственности, достоинству этого народа, болью отзывается во всем тюркском мире и имеет для него свои печальные последствия.

За последние шесть столетий несколько раз над нашим народом нависала смертельная опасность его полного исчезновения с лица земли.

Первый раз это случилось, когда его государство Алания, вступившее в союз с ханом Тохтамышем, было уничтожено в конце 14 века Тимуром. Большая часть карачаевцев тогда легла на полях сражений, оставшиеся в живых воины были угнаны в плен, и только часть народа спаслась в недоступных горах. В 15 веке легендарный вождь горцев Къарча со своими соратниками, главами основных карачаевских родов-кланов, вернулся на свою родину из Крыма и у подножья Эльбруса создал независимое государство Къарачай, связанное тесным союзом с Крымским ханством и Османской империей.

Второй раз вопрос жизни и смерти карачаевского народа решался осенью 1828 года. После кровопролитного сражения у горы Хасаука войска Российской империи захватили Карачай (это произошло через 45 лет после аннексии Крыма и падения Крымского ханства). Большая часть карачаевского войска-ополчения, объединявшего практически всех способных носить оружие мужчин Карачая, оказавшего отчаянное сопротивление агрессору, была уничтожена. Предводитель российской армии сербский генерал Эммануэль в своем рапорте царю писал после этой битвы: "Термопилы Северного Кавказа взяты нами, и оплот Карачая у подошвы Эльбруса разрушен". Захватчикам помогали кабардинский князь Атажукин и карачаевский предатель Тенгизбий, которого народ навеки пригвоздил к позорному столбу под именем "Амантиш" ("Изменник"). Трагически завершилась насчитывающая к тому времени уже несколько столетий история свободного и независимого Карачая.

Карачаевскому народу вновь удалось подняться в начале 20 века на волне революционной и национально-освободительной борьбы. В 1920 году в соответствии с волеизъявлением народа был создан Карачаевский национальный округ в составе Горской Республики. Чуть раньше была создана Республика горцев Северного Кавказа, но этой Республике, объединившей свободолюбивые горские народы Северного Кавказа, не удалось продержаться, ибо неравная борьба шла на два фронта: ? против "белых", мечтавших реставрировать "единую и неделимую" самодержавную Россию, всегда бывшую для этих народов, по выражению Ленина, с которым в этом трудно спорить, "тюрьмой", и против "красных", весьма прагматично осознавших, каким "крепким орешком" станет эта самостоятельная республика для большевистского "центра" и обманувших народные ожидания, отступивших от своих обещаний ("Российской империей отобранная у вас земля вам будет возвращена, вы будете жить по своим законам, обычаям и традициям; вера ваша будет неприкосновенна" - что осталось от этих сладких слов?).
И все же, пока советская власть хоть в какой-то мере считалась с волеизъявлением народов Кавказа и демонстрировала "трудящимся Востока" и всего мира свою готовность к предоставлению им автономии, не только было обеспечено элементарное выживание карачаевского народа в новых социально-политических условиях, но оказался возможным стремительный, почти немыслимый по своим темпам и результатам взлет его культуры, укрепление его суверенитета, поразительные достижения в самых разнообразных областях творческой деятельности, массовой народной инициативы.
Начало этому было положено, когда "центр", уже давно сосредоточивший в своих руках всю полноту неограниченной власти и решавший своими декретами судьбы всех народов страны, вняв доводу рассудка или уступив решительному натиску "снизу", отказался от своего явно не удавшегося эксперимента по строительству Карачаево-Черкесской АО (созданной в 1922 году) и перед лицом постоянных национальных трений, с официальной формулировкой "из-за невозможности совместного проживания" и выпустил и карачаевский, и черкесский народы из этой немилой им, насильственной административно-государственной "коммуналки".
В 1926 году была создана Карачаевская Автономная Область (КАО), и с 1926 по 1943 год на карте СССР существовало образование, которое карачаевский народ с надеждой, любовью и энтузиазмом строил как свое молодое социалистическое государство. Оно никогда не было моноэтничным, но за все время существования КАО в этой автономии не было никаких конфликтов на национальной почве, и даже самым беззастенчивым клеветникам, выполнявшим после 1943 года задания сталинского режима по идеологическому оправданию массовых депортаций, не удавалось найти фактов, подтверждающих какое-либо распространение в карачаевской среде "национализма", пренебрежения или недоброжелательства к гражданам других национальностей, ущемление прав этих граждан в КАО. Это было нелегкое время, и вместе со всеми народами СССР карачаевцам предстояло выпить горькую чашу неизбежных разочарований, тяжелейших испытаний и страданий, составлявших неотъемлемую часть отечественной истории 1920-30-х годов. Ничто не миновало их: ни опустошительные колхозные кампании, ни разрушительные эксперименты в языковой политике, каждый из которых (перевод с арабской письменности на латинский алфавит в 1929 году и переход на кириллицу в 1939 году) все более отдалял народ от сокровищ его национального и общетюркского наследия, ни гонения на ислам и мусульманское духовенство, ни партийные "чистки", выбивавшие из партийных организаций и рядов наиболее честных и талантливых людей, ни тотальные репрессии 1930-х годов. Но вопреки всем этим кошмарам народ держался и не только не терял, но с поразительной энергией наращивал, все более ярко раскрывал свой творческий потенциал. В КАО был создан Союз писателей и другие творческие союзы, государственное издательство выпускало книги на карачаевском языке (и никогда - ни до, ни после существования КАО не было издано столько книг, сколько появилось в этот период), росло число школ, техникумов, училищ, был открыт Карачаевский Педагогический Институт и НИИ истории, языка и экономики, было положено начало национальному театру, выступал великолепный Ансамбль песни и танца. Фактически на "голом месте", в долине у подножья гор, был построен молодой город Микоян-Шахар (Карачаевск), ставший национальной столицей - административным центром КАО.
 
Однако снова пришел на карачаевскую землю черный день 2 ноября, теперь уже не 1828 года (памятная дата Хасаукинской битвы), а еще более жестокого и беспощадного 1943 года. В третий раз нависла над карачаевским народом смертельная опасность полного уничтожения. Не сбывшуюся до конца мечту царских генералов попытался осуществить советский диктатор - Сталин. Без вины и причины (эту "вину" и "причину" уже после выселения выдумывали и высасывали из пальца услужливые идеологи сталинского режима, которые не унимаются до сих пор и подсчитывают в своих доносах, преподносимых в форме "исследований" и диссертаций, сколько карачаевцев сражалось на стороне гитлеровского вермахта: по их подсчетам получается раз в десять больше, чем вся численность карачаевского народа вместе с женщинами, стариками и детьми), без суда и следствия, без защиты (ибо молча принял и безропотно одобрил эту преступную акцию "советский народ", и не долетал ни до кавказских гор, ни до среднеазиатских пустынь, куда увозили карачаевцев в "вечную ссылку", далекий голос наших соотечественников и изумленных наблюдателей из-за рубежа), без права на аппеляцию - все карачаевцы "по национальному признаку" были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан и раскиданы по 558 точкам бескрайних туркестанских пустынь. Они были лишены имени, языка, Родины, истории. Пока карачаевцы влачили рабское существование "спецпоселенцев" и умирали от непосильного каторжного труда в непривычных для них и тяжелейших климатических условиях (только за первый год депортации вымерло почти четверть всего карачаевского народа, прежде всего детей), на их опустошенной родине разрушалось их налаженное хозяйство (пострадали даже животные, относящиеся к карачаевской породе овец и лошадей), приходил в запустение названный чужим, незнакомым именем город Карачаевск, переименовывались аулы и объекты природы, столетиями носившие тюркские наименования, даже память об обреченном народе должна была исчезнуть на его родной земле.

Геноцид продолжался 14 лет, и каждый год этой четырнадцатилетней истории оставил в душе народа неизлечимую рану, неизгладимый шрам. Мы научились понимать, что ни старой Российской, ни Советской империи не нужны сохранившие чувство своего национального достоинства народы, а нужны их земли ("всесоюзные здравницы"), их богатства, в крайнем случае - их рабский безропотный труд.
Не буду пересказывать всю эпопею нашего духовного сопротивления этой программе: мы не забыли свой язык, свой фольклор, свою богатую литературу, не отреклись от нашей мусульманской веры, помогавшей нам выжить и найти опору и поддержку в среде единоверцев, не забыли свою Родину и вернулись к ней в 1957 году. Вместе со всеми народами мы пережили очистительные грозы "перестройки", исторический перелом 1991 года, и внесли в эти процессы ломки тоталитарного режима свой, в соразмерности с численностью нашего народа, совсем немалый, может быть, даже великий вклад. Наверно, неслучайно этот вклад признало и мировое сообщество: на сегодняшний день демократическая организация карачаевского народа "Джамагат" является единственной общественной организацией в Российской Федерации, обладающий статусом действительного члена Федерального Союза народов Европы, имеющего консультативный статус при ООН и Евросовете (на год раньше, первыми из народов бывшего СССР, обрели этот статус крымские татары, но Меджлис крымскотатарского народа представляет сегодня в этой организации, - наверно, к счастью для него, - не один из коренных народов Российской Федерации, а один из коренных народов новой, независимой Украины). Хочу лишь сказать (и наверно, ни лучшей трибуны, ни более понимающей аудитории, чем на Международной конференции, посвященной памяти Исмаила Гаспринского, для этого не найти), что, что несмотря на все благородные акты и намерения людей, принимавших еще в 1989 году на Съезде народных депутатов Декларацию о признании преступными всех репрессивных актов против народов, подвергнутых депортации, а также готовивших и принимавших российский "Закон о реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года (Закон, на который мы возлагали так много надежд и претворения которого в жизнь до сих пор добиваемся), проблемы полной реабилитации карачаевского народа до сих пор не решены. Не восстановлена преступно ликвидированная в 1943 году и нужная нам, как воздух, как важнейший инструмент спасения нашей национальной идентичности и культуры, Карачаевская автономия.

Искусственно созданная, без нашего ведома и нашей воли, Карачаево-Черкесская АО (с 1992 года - Республика) не отвечает в полной мере национальным интересам и чаяниям ни карачаевского, ни черкесского, ни других народов, оказавшихся в ее границах. Драматические события, сопутствовавшие в 1999 году выборам первого Президента этой республики, показали это со всей очевидностью. Демократическая организация карачаевского народа "Джамагъат" продолжает добиваться полной, в том числе и территориальной реабилитации карачаевского народа на основе Конституции Российской Федерации и действующего Закона "О реабилитации репрессированных народов".

Примечание:
1. Единственная публикация этой песни была осуществлена на карачаево-балкарском языке в сборнике "Эски къарачай джырла" (Микоян-Шахар, 1940), вскоре изъятом из библиотек и запрещенном для свободного чтения. Отдельные строфы этой песни были воспроизведены (также на карачаево-балкарском языке) в книге: Къарачай джырла. Черкесск, 1968. С. 19).

*Статья была опубликована в книге ?Исмаил Гаспринский ? просветитель народов Востока?; Москва, 2001
 
Х А С А У К А (экинчи вариант)

Къычырады Дауле: - Хахай, къуугъун!
Къарачайны шохун барын, джууугъун
Чакъырыгъыз, бизге дженгил джетсинле,
Къара кюнде бир болушлукъ этсинле!

Гяуур патчах кёб артыкълыкъ этеди,
Марджа, джашла, орус аскер джетеди.
Аладыла этибизден тоймагъан,
Таргъа тыйыб, джашаргъа да къоймагъан.

Джау келгенди, Хасаукагъа киргенди,
Таб джолланы Амантишден билгенди.
Чанка бийди бизни сатыб къоярыкъ,
Къарачайны багъасындан тоярыкъ.

Джау келгенди кесин бизден джашырыб,
Джау киргенди ит Атаджокъ ашырыб.
Ол имансыз намыс-сый деб билмейди,
Эр Къарачай зорлукъгъа ийилмейди.

Аллайлалла душманлагъа теблетген,
Джау аскерни тау тарлагъа тебретген.
Анттыймазла къара зарлыкъ этелле,
Ала чекден асыры бек ётелле.

Урлаб-тырнаб, ауурланыб джаталла,
Адамларын малланыча саталла.
Къайдан чыкъды бу ит къауум Капказгъа?!
Антмы этгенд халал къыйын къабмазгъа?!

Шам Къарачай улан этиб ёсдюрген
Атаджокъду душманланы юсдюрген.
Ол генезир бизге джаулукъ этеди,
Хайда, джашла, орус аскер джетеди.

Атаджокъла - инаралны тенглери,
Тенглери тюл - этеклери-дженглери.
Ол къауумду бизни ачыкъ джауубуз,
Ала бла кемсиз кёбдю дауубуз.

Ол инарал бизни хорлаб алалса,
Тырнакъларын юсюбюзге салалса,
Джыртыб, талаб, мууал этиб къояред,
Джасакъ бла терибизни сояред.

Ачыудан биз къайнагъынчы, бишгинчи,
Ол залимни тузагъына тюшгюнчю,
Бирлешейик, кенгдегин да джокълагъыз,
Тар ёзенде джуртубузну сакълагъыз.

Тау асланла хазыр болуб чыгъыгъыз,
Джау аскерни дженгил-дженгил джыгъыгъыз.
Ойнатыгъыз сампаллада къолланы,
Къызартыгъыз Хасаукада джолланы.

Эбекку улу от къалагъа кетгенди,
От алыргъа кёб дыгалас этгенди.
Ырхы басыб, от ёзекни джабханды,
"Ай медет!" деб, Дауут эрнин къабханды.

Излей кетиб, бир уууч от табханды,
Анга къошар затла излеб, чабханды.
Залыкъылды табыб, аны эзгенди,
Кюкюртню да къошуб, отну сюзгенди.

Ёлчелеге къуюб аны тиздиле,
Мычымай къоргъашын окъла джюздюле.
Бир базыкъны ёшюнюнден тийдиле,
Аллай кёбню къая раннга ийдиле.

Джигерлени-джигитлени къолунда,
Тау мылтыкъла этер сауут болдула.
Хасауканы айланч-буйланч джоллары
Шындык-шындык ёлюкледен толдула.

Джигит таулу ёхтем-ёхтем джекиред,
Ташдан-ташха джел ургъанча секиред.
Таукел улан инаралны ёлтюрсюн,
Башын кесиб аны бизге келтирсин.

Батыр Умар гёджебсиниб атлайды,
"Къоркъмагъыз!" деб, джаугъа къаршчы чартлайды.
"Джетигиз!" деб, нёгерлерин сакълайды,
Атады да алчыларын къаблайды.

Ма окъ тийди бизни джигит Умаргъа,
Аман кюнде джер салгъаненг Чубаргъа.
Керек эдинг, быллай кюннге тууаргъа,
Даулет барад, кёзлеринги джумаргъа.

От бошалыб, окъ бошалыб къалса да,
Ташла-агъачла окъча, тобча джаудула.
Асланланы къурч беллери талса да,
Абычарла чаууллагъа аудула.

Бу къазауат бек узакъгъа барлыгъед,
Инаралны баш токъмагъын аллыгъед.
Аскерибиз азды, саны толмайды,
Сауут кюч да биз сюйгенча болмайды.

Тизгинлешиб, ёзенни ёрге джау кирди,
Батыр Къайтукъ сабийлеге кёл берди:
- Таулучукъла, сиз да ёсюб джетерсиз,
Бу къан дертни джууабларын этерсиз.
 
Кёчгюнчюлюк джырны сёзлерин билген бар эсегиз, былайгъа бир салыгъыз. "Ой Кавказ таула, мийик ариула" деб башлана болур эди...
 
Bilal LAYPAN

ДЖАШАРЫКЪМЫДЫ КЪАРАЧАЙ?!

Къара кюн да къара Кюннге,
Къара Айгьа: ийнам кетмез,
Ийман кетмез - Къарачайгьа
Къаргьыш джетмез. Тилек да эт,
Алгьыш да эт. Аман къыш да
Юшюталмагьанды иги сёзню.
Къара къыш да къаралталмагъанды
Минги Тауну. Кишилигибиз
Къаматханды келген джауну.
Тюзлюгюбюз
Хорларыкъды джалгьан дауну.

Иги, аман, бай, джарлы эсе да,
Ариу, эрши, сау, джаралы эсе да,
Мындан сора Къарачай атлы джурт джокъду,
Къобанны тауушундан ариу макъам, джыр джокъду.
Ол фикирди, ол зикирди, кераматды, аманатды -
Бу джер бизге дунияды, ахыратды.

Ата джуртха беклигибизни сынаргъа сюе,
Джазыу бизге къыйынлыкъланы тургъанды ие.
Ёзге къыйынлыкъладан къутулаллыкъ тюлбюз,
Ёмюрде да эркин солуяллыкъ тюлбюз,
Туугьан джерибизге болмасакъ ие.

Бир къауум хоншу джут эсе, зар эсе да,
Джолубуз ныхыт эсе, тар эсе да,
Нартладан, аланладан бизде бир джукъ бар эсе,
Къурарыкъбыз Къарачай деген къралны!

Орта Азияда халкъыбызны къырылгьан джарымы,
Ёлюмден къутулуб, ызына къайытхан джарымына,
Андан, къабырладан, турады къычыра,
Къарачай къраллыгьын табханмыды ызына?

Тутмакъда, азабда къыйналыб ёлгенле,
Джаназысыз, кебинсиз кёрге киргенле,
"Аллах", "Къарачай"" ахыр сёзлери болгьанла,
Джууаб сакълаб турадыла бизден.

Къраллыгьын табханмыды Къарачай?!
Джерине, тилине эркинмиди Къарачай?!
Джашаймыды, джашарыкъмыды Къарачай?!
 
1943 джыл ноябрны экиси - къара гюрге кюн

14 джылгъа созулгъан сойкъырымны-сюргюнню кюнюн Къарачай халкъ унутмаз. Алай а, бу датаны билмегенле да болурла башха халкъладан, таб кесибизникиледен да. Аны себебли:

Сайтны къабакъ эшиклерини башында къара байракъны кёлтюрюрге унутмайыкъ!!!

__________________________________________


ЭТИ ДАТЫ НАДО ПОМНИТЬ


2 НОЯБРЯ:

2 ноября 1825 г. А. Я. Якубович написал:«карачаевцы – народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей. Сама природа своими красотами и ужасами возвышают силу духа горцев, любовь их к славе, презрение к жизни и порождает благородные страсти…».

2 ноября 1828г. - Хасаукинское сражение и присоединение Карачая к России.
2 ноября 1853 г. - Лев Толстой написал: "Карачай - нейтральный народ, живущий у подошвы Эльборуса; отличается своей верностью, красотою и храбростью".
2 ноября 1943г. - депортация карачаевского народа.

17 НОЯБРЯ:

17 ноября 1920г. - образование Карачаевского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1989 года была создана организация "Джамагъат"; ныне "Демократическая организация "Джамагъат"
17 ноября 1990г. - провозглашение Карачаевской республики в составе России Съездом депутатов всех уровней Советов народных депутатов, на котором присутствовало 1412 депутатов, представляющих интересы народов Карачая.

26 АПРЕЛЯ:

26 апреля 1926г. - самоопределение Карачаевского народа в форме Карачаевской автономной области, юридически закрепленное постановлением ВЦИК РСФСР.
26 апреля 1991г. - принят Верховным Советом РСФСР Закон "О реабилитации репрессированных народов", который предусматривает "права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...".

8 марта 1944г. - депортация Балкарского народа.

17 НОЯБРЯ

17 ноября 1920г. - образование Балкарского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1991г. - на общенациональном съезде Балкарского народа провозглашена Балкарская республика.

17 НОЯБРЯ

17 ноября 1991 года - вышел первый номер газеты "Юйге игилик";
17 ноября 1998 года - вышел первый номер первого независимого карачаево-балкарского журнала "Ас-Алан", где напечатана История карачаево-балкарского народа на трех языках - русском, английском и турецком.
17 ноября 1992 года - вышел сборник стихов и песен великого Певца и Поэта Исмаила Семенова, после полувекового умолчания

17 ноября - Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года
 
Ayla Hala:

2 Kasım 1943'te Karaçay Özerk Bölgesi, NKVD askerleri tarafından iki saat gibi kısa bir süre içinde tamamen boşaltıldı. Askerlerin emirlerine uymayarak evini terk etmek istemeyenler anında infaz edilirken içeride insan olup olmadığı kontrol edilmeksizin konutlar ateşe verildi.

2 Kasım 1943 tarihinde sabahın erken saatlerinde 32.929'u çocuk olmak üzere 63.333 kişi tıpkı Çeçenlere yapıldığı gibi hayvan vagonlarına doldurularak Kazakistan, Kırgızistan ve Özbekistan çöllerine gönderildi. Yani bir millet ölüme mahkum edilmişti. 8 Mart 1944'de aynı akıbete Karaçaylılarla aynı etnik kökenden gelen Balkarlar maruz kaldı.

Ayla Hala:

Arkadaslar gecen aylarda guzel bir adet basladik, beraber okuyup bagislayalim diyorsaniz sizde bize katilin, yine her Cuma gunu duasi okunmak uzere elimizden geldigi kadar Yasin-i Serif, Tebareke, Amme okumaya varmisiniz? Hastalarimiza sifa, dertlilerimize deva, darda kalanlarimiza yardim olsun, Cenab-i Mevlam dileklerimizi dualarimizi kabul etsin, Peygamber Efendimizi bizden hosnut etsin, ona layik ummet olmak icin, hepimiz birimiz icin, birimiz hepimiz icin, okuyalim insallah.. Ne kadar dua gonlumuzden koparsa, hepimiz icin Allah rizasi icin..
 
Билал ЛАЙПАН

СЮРГЮНДЕ КЪАРАЧАЙ ДЖАШЧЫКЪ БЛА АНАСЫНЫ УШАКЪЛАРЫНДАН

(Сойкъырымны-сюргюнню къуру ал эки джылында (1943-1945) огъуна, акъыл-балыкъ болмагъан 22 минг къарачай сабий къырылгъанды).


Къаура отда терк къайнаялмайды шай,
Сабий къараса да кёз алмай.
- Къайдады ол сен айтыучу Къарачай??-
Сорады джашчыкъ чырт тёзалмай.

Къуру чоюнну да ала къолуна,
Анасы олтурады джууукъ.
?Кёб турмай бирге чыгъарыкъбыз джолгъа...?,-
Джууады бетин джыламукъ.

Айтады, бетин джашыра джашындан:
?Ёсе кир дженгил ? кетерикбиз.
Джандет деген олду джерни башында ?
Анда биз джашау этерикбиз.

Къууанч да, насыб да сакълайла алда,
Боллукъса анда, пелиуанча.
Кавказ тауланы Мингиси бла анда
Кёрлюксе, ала ? кериуанча.

Андады Ата джуртубуз бизлени,
Анда табарыкъбыз нени да.
Къоярбыз бу Кюн кюйдюрген тюзлени,
Къурарбыз Джуртда эллени да.

Джангы кюн тууар, джаныбыз ? сау-эсен:
Туугъан джер бизге болушур.
Тулпарча ёсерсе Ата джуртда сен,
Къайгъы да тохтар, сорушур.

Зем-зем сууларын биз турсакъ да ичиб,
Турсакъ да джалаб ташларын,
Джуртда кетерикбиз айныб, тирилиб,
Кёре тауланы башларын.

Анда бал ? бёчкеле бла ? хай да аша,
Бал къашыкъларыбыз туралла алкъын.
- Бал бёчке ? анда, къашыкъла уа ? мында...
Бир айт, алай нек болгъанды, анам?

Кел кетейик Кавказгъа, анда
Гырджын орнуна джарай эсе таш да.
Гырджын джокъмуду, ач болгъанма, ання...
- Джукъла, балам, тамбла болур аш да.

Сен эркишисе. Эркиши уа,
Тёзеди неге да ? ач болса да къарны?.
Джашчыкъ башын силкди да, кёзлерин къысды...
Къарачайгъа кетди танг ала сабийни джаны.

РАЗГОВОР МАЛЬЧИКА С МАТЕРЬЮ*

(Только за первые два года геноцида (1943 ?1945)
погибли 22 тысячи малолетних детей-карачаевцев
)

Горящий очаг, закипающий чай,
И ветер молитву доносит...
"Когда мы поедем с тобой в Карачай?" ?
Ребенок у матери спросит.

Она почерневший возьмет таганок,
Задумчиво сядет поближе:
"Поедем с тобою, поедем сынок..."
А голову клонит все ниже.

Украдкой лицо отвернет от огня,
Слезой затуманятся очи.
"Вот вырастешь скоро большой у меня,
Тогда и поедем, сыночек.

Тогда я в дорогу с тобой соберусь
Туда, где хорошие люди.
Ты горы увидишь, увидишь Эльбрус,
Они ? как большие верблюды!

Там родина наша, сыночек, и там
Покой обретем и надежду.
Оставим мы здесь эту рухлядь и хлам,
Ходить будем в новой одежде!

Мы справимся ? лишь бы cкopee ты poc ?
И с бедами там, и с нуждою.
И станешь ты сильным, как горный утес,
А мама твоя ? молодою.

Там горные реки ? как чистый хрусталь,
Там звезды ? как спелые сливы!
Ты станешь там смелым и твердым как сталь,
И стану я самой счастливой.

Там мед ? загляденье, ешь-не-хочу!
Хлебать будешь прямо из бочек..."
"Я голоден, мама, я хлеба хочу!"
"Не плачь, дорогой, спи, сыночек".

*С карачаевского перевел Аркадий Тюрин
 
НОЯБРНЫ ЭКИСИНДЕ:

1828-чи джыл
Хасаука урушдан сора Къарачай Орус империягъа къошулгъанды.
Алан къралы чачылгъандан сора да, 400 джылны (1428 - 1828) энчи кърал болуб тургъан Къарачай, алай бла баш эркинлигин тас этгенди.

1943-чю джыл Къарачай областны къурутуб, Къарачайны джерин да Орус бла Гюрджюню арасында юлешиб, къарачай халкъны малын, рысхысын да сыйырыб, кесин а мал вагонлагъа джюклеб, алыб барыб, 558 кесек этиб, Сибирияны бузларына, Орта Азияны къумларына чачханды Сталин башчылыкъ этген совет коммунист джорукъ.

14-джыллыкъ сюргюнден 1957-чи джыл ызына къайтханлыкъгъа, Къарачайны инсан-миллет хакъы толусу бла ызына къайтарылмай турады бюгюн да...

Унутмайыкъ бизге ноябрны экиси къара кюн болгъанын.
 
Азамат СУЮНЧЕВ

ВРУЧАЛИ ГЕРОЮ ЗВЕЗДУ ЗОЛОТУЮ...
Памяти Героя Советского Союза Х.У.Богатырёва

Майор батальон свой стальной вел в атаку,
Как сказочный всадник в железной броне,
Семь раз выходил из железного танка,
Сжигая врага, он в дыму и в огне.

Когда его вызвали срочно к Рыбалко,
В раздумье стоял у Днепра командарм.
- О, Богатырев, богатырь ты мой славный,
Возглавь переправу! ? сказал генерал.

На том берегу, и крутом, и высоком,
Стрелял супостат, и стонала река,
Но группа комбата пошла темной ночью,
Проплыла на лодке ? настигла врага.

Вожак тот ? майор, покоривший высоты,
Письмо получает от мамы родной:
- В измене народ наш винят, мой сыночек,
Где ты, что с тобой, отзовись, дорогой!

Народ твой безвинный из гор Карачая
Изгнала с Кавказа жестокая рать,
Я в Азии, в ссылке, в нужде умираю,
Прощай, мой сынок, мне тебя не видать.

Он взором случайно коснулся плаката:
"Зовет сыновей своих Родина-мать",
Вдруг дрогнуло гордое сердце комбата:
Увидел любимой он матери взгляд.

Приказ был. В тот час засветились все лица.
Указ о наградах читал генерал
И сам, подходя он к майору-танкисту,
К груди Золотую Звезду прикреплял.

Звезду дорогую вручили Герою,
Но с радостью вместе витала печаль:
Омыта скупою мужскою слезою,
На солнце блистала не только медаль.

Заметив в слезах командира впервые,
Все думали, как за награду он рад!
В строю-то не знали друзья боевые,
Что воин оплакивал старую мать.
 
Былайда республиканы башчыларыны сюргюн бла байламлы сёзлерин да сала барлыкъбыз.

02/11/2010

Дорогие соотечественники!

Сегодня мы скорбим о жертвах депортации карачаевского народа, тех, кто погиб и умер в пути и в 14-тилетней ссылке из Карачаево-Черкесии в Среднюю Азию. Обращая свою память ко 2-му ноября 1943-го года мы вспоминаем 43247 человеческих жизней - наших родных и близких погибших и умерших в период жесточайших репрессий. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось это горе. Потому, что только бездушный смог бы жить счастливо, видя, как близких или соседей постигла страшная участь.

Более 60-лет прошло с тех пор, когда чудовищный механизм геноцида народов искромсал миллионы ни в чем неповинных людских жизней и судеб не щадя никого: ни старых ни малых. Массовому террору пытались найти оправдания, фальсифицировать факты. Но священная народная память, а в последние годы и исторические факты доказали всю немыслимость и чудовищность жертв репрессий карачаевцев, ингушей, чеченцев, казачества и других народов большой страны. Правда восторжествовала - была проведена реабилитация людей и народов пострадавших от жестокого режима. Вспоминая сегодня о годах тяжелейших испытаний, выпавших на долю карачаевцев, можно сказать, что этот трудолюбивый народ сделал все для того, чтобы не только сохранить себя, но и возродиться для новой жизни равноправных народов Карачаево-Черкесии, многонациональной России.

Подобному террору нет оправдания. Ничто не может цениться или превышать значимость человеческой жизни - никакие политические амбиции или государственные цели не должны достигаться ценой человеческого горя и потерь. И очень важно, чтобы это поняли и осознали молодые люди, представители наших будущих поколений, чтобы они смогли понять всю чудовищность свершенных политических чисток начала прошлого века, смогли сопереживать своим соотечественникам так нелепо лишенным жизни, судьбы, будущего.

Память о пережитом должна сохраниться. Тысячи мемориалов по всей России будут напоминать о трагической чудовищной летописи страны в годы репрессий. В Карачаево-Черкесии такие мемориалы есть в каждом районе. В каждом сердце живет боль о близких и родных сгинувших на чужбине, расстрелянных у оврагов или замученных в застенках.

Хочу от всей души пожелать вам, мои дорогие земляки, достойно нести горскую честь, которую наши предки не уронили даже на грани жизни и смерти; терпения, которое помогло выжить и вернуться на родину; добрососедства, которое помогло восстановлению жилищ и быта на родной земле; негаснущего родного очага, к которому так рвались наши старики; счастья, здоровья, процветания под мирным небом Карачаево-Черкесии!

Президент
Карачаево-Черкесской республики
Б.С. Эбзеев


http://www.kchr.info/archive/4869-obrashhenie-v-de n-deportacii-karachaevskogo.html
 
ЭКИ КЕРЕ ЁЛЮБ ТИРИЛГЕН ХАЛКЪ

Бизни бир джерге джыйгъан Къарчаед,
Тюню-тюшю да аны ? Къарачаед.
Элли тукъум бла джуртха къайытханед.
Айтханед: ит ? тойгъан джерине,
Адам ? туугъан джерине.

Алан къралны асхакъ Темир чачхан эди,
Аланлагъа ёлюм къазауат ачхан эди,
Кърым ханнга ? Тохтамишге ? болушасыз деген эди,
Терек-чегет, эл-шахар къоймай кюйдюрген эди,
Алан сабийчиклени джесир этиб, сюрген эди,
Абаданланы барын къырыб, кёл кенгдирген эди...

Ол сюрюлген сабийчиклени бири Къарча эди,
Мадар болгъанлай джуртха айланыб къача эди,
Джау аскерле аны ызындан сюреелле,
Сюрюб джетиб къамчиле бла тюеелле.
Аркъан бла ат ызындан сюйрейелле,
Алай а ёлтюрмейелле:
Билеелле быллай джесирге
Уллу багъа берликлерин Мисирде.

Джылла кетдиле, Къарчаны джылы толду ?
Акъыл-балыкъ болду,
Мамучукъ ? мамучар-янычар-мамлюк болду.
Аскер башчы болду.

Алай а, ол дуния малгъа ?
Тойгъан джуртуна, тыш джуртха алданмады,
Бий болургъа, къул-къарауаш тутаргъа унамады:

?Адамлыкъ бар эсе ? бий, къул-къарауаш джокъду.
Ёзденликден, эркинликден баш бир зат джокъду.
Къул болуб, джесир болуб, сатыла-атыла да айландыкъ.
Ол къыйынлыкъны-учузлукъну сынамадыкъмы? Сынадыкъ.

Бизге кереги: Эркин джурт ? Ата джурт ? Алан джурт.
Ёзден халкъ болуб джашарыкъбыз анда,
Алан къралны къурарыкъбыз джангыдан?,-
Былай айтыб, Къарча минди атына,
Къаууму бла ? элли тукъум бла ? къайытды джуртуна...

...Бизни бирге джыйгъан ? Къарчаед,
Ол къурагъан кърал ? Къарачайед.
Тюрлю-тюрлю палахла, эминала турсала да къыра,
400 джылны чыдады ол къурагъан кърал.

Алан къралыбызны асхакъ Темир чачды,
Орус чачды Къарча къурагъан къралыбызны да.
Биринчи кере халкъыбызны асхакъ Темир сюрдю,
Экинчи кере чолакъ Сталин сюрдю халкъыбызны.

Алай а, биз тас болуб, тюб болуб къалмай,
Бир бола, джумдурукъ бола, джуртха къайыта билдик.
Айта билдик: ит ? тойгъан джерине,
Адам ? туугъан джерине.

Эки кере джуртундан сюрюлген халкъ,
Эки кере джуртуна къайыталгъан халкъ.
Эки кере ёлюб, тирилген халкъ,
Бюгюн джуртунда-джеринде джашагъан халкъ,

Аллах айтса, динин, тилин сакълар,
Джуртун, бетин, адетин сакълар.
Джуртунда халкъ болуб, джамагъат болуб, джашай билир.
Дуния малны сюрюб, чачылыб кетмез.
Джуртсузлукъ палахы анга джетмез.
Тышына кетген да къайыта билир,
Айта билир: ит ? тойгъан джерине,
Адам ? туугъан джерине.
 
Шаманов: в Карачаево-Черкесии реабилитация репрессированных народов носит демонстрационный характер

Вопрос о реабилитации репрессированных народов в Карачаево-Черкечии носит не столько политический, сколько демонстрационный характер, считает директор Карачаевского научно-исследовательского института, краевед Ибрагим Шаманов.

Осенью 1943 года 70 тысяч стариков, детей и женщин были вывезены на поселение в Казахстан и Киргизию. Их обвинили в пособничестве гитлеровским войскам. Большая часть репрессированных, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, в дороге, в местах переселения от голода, холода, болезней погибли. Ссылка продолжалась 14 лет и завершилась в 1957 году.

"В различных регионах закон "О реабилитации репрессированных народов" исполняется по-разному. В общем из 13 пунктов половина не выполнено. В Карачаево-Черкесии не выполняется большее количество пунктов этого закона - не выполняется политическая реабилитация, не предоставляются льготы. Причина этого ? отсутствие разъяснительной работы для ряда соседствующих народов, которые воспринимают данный закон ущербным. Констатация политики этого закона была исключительно не имеющей аналогии не только в отечественной, но и мировой практике", - заявил директор Карачаевского научно-исследовательского института, кандидат исторических наук, этнограф и краевед Ибрагим Шаманов.

По его словам, в Карачаево-Черкесии вопрос о реабилитации репрессированных народов носит "своеобразный, не столько политический, а демонстрационный характер". "Вопрос реабилитации репрессированных народов ограничивается из года в год проведением мероприятий митингового характера, псевдонаучных конференций. В этом году в нашем столичном городе не было ни одной афиши, гласящей, что 2 ноября является днем депортации карачаевского народа. Для других регионов этот день нерабочий, День памяти, а у нас который год об этом не хотят слышать", - подчеркнул Шаманов.

Вопрос реабилитации репрессированных народов ограничивается из года в год проведением мероприятий митингового характера и конференций

Историк напомнил, что к подвергшимся депортациям народам относятся не только карачаевцы. "Это и ногайцы, и абазины, и черкесы, и другие народы, проживающие на территории КЧР. Всего в Советском Союзе были репрессированы 14 народов. Если к ним прибавить зафиксированные политическими актами народы, которые были объявлены "врагами и изменниками", коллаборационистами в годы Великой Отечественной войны, то это число значительно увеличится", - подчеркнул он.

Собеседник добавил, что нужно поднимать вопрос об обнародовании актов, касающихся реабилитации репрессированных народов. "Во-первых, плохо обстоит дело с работой юридических и силовых структур. Они до сих пор не обнародовали ни один из актов, вышедших в их ведомствах. Не издан сборник материалов о мероприятиях, которые были направлены на "воспитание наказуемого народа". Единственное достижение нашей республики ? это публикация актов, по которым работала реабилитационная комиссия в 1990-91 годах", - подытожил Шаманов.

Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" председатель Национального совета "Конгресс карачаевского народа" Казбек Чомаев, необходимо четко разделять льготы, предусмотренные законом "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года, и льготы, обозначенные в законе "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года.

В постановлении правительства 1993 года предусмотрены меры социально-экономической поддержки карачаевского народа, но на деле ничего не сделано

"В первом законе говорится о целых народах, а во втором - об отдельных гражданах. В законе о жертвах политических репрессий имеется постановление правительства, реализующее этот закон. В то же время есть два документа, имеющих отношение к закону "О реабилитации репрессированных народов", - рассказал он. - Во-первых, это указ президента Бориса Ельцина о мерах по возрождению карачаевского народа. Во-вторых, это постановление правительства РФ "О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке КЧР", принятое в 1993 году".

По словам общественного деятеля, к данному постановлению имеется приложение из 30 пунктов. "Например, указывается, что необходимо провести газ в Мару, Учкулан, построить в Маре фабрику санфаянсовых изделий, в Учкулане ? фабрику шерстяных изделий, говорится о строительстве других объектов на территории республики. То есть в постановлении правительства 1993 года предусмотрены необходимые меры по социально-экономической поддержке карачаевского народа, но на деле ничего не сделано", ? заключил Чомаев.

Напомним, что согласно данным историков, вследствие депортации было уничтожено около трети карачаевского народа. От сталинских репрессий погибли 60% карачаевских детей. По словам доктора исторических наук, профессора Мурата Каракетова, не будь депортации 1943 года, численность карачаевцев в России сейчас составила бы 400-450 тысяч человек - вдвое больше, чем в настоящее время (230-240 тысяч).

Ежегодно в Карачаево-Черкесии проходят траурные мероприятия, посвященные жертвам депортации карачаевского народа.

Закон РСФСР ? 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов", осудивший "политику произвола и беззакония, практиковавшуюся на государственном уровне, являвшуюся противоправной, оскорблявшей достоинство народов", был принят 26 апреля 1991 года. В развитие закона "О реабилитации репрессированных народов" был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление правительства РФ от 24 января 1992 г. "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР", постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. "О реабилитации казачества", постановление правительства РФ от 30 октября 1993 "О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке КЧР" и другие нормативные акты.

Светлана Носова
"Кавказский узел"
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам