- Керти сёзге тёре джокъ.
- Юйлю уругъа ит чабмаз.
- Тёрени джагъы джокъ.
- Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
- Алтыннга тот къонмаз.
- Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
- Айтхан – тынч, этген – къыйын.
- Билим – акъылны чырагъы.
- Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
- Джукъу тёшек сайламайды.
- Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
- Эри аманны, къатыны – аман.
- Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
- Бир абыннган – минг сюрюнюр.
- Ат да турмайды бир териде.
- Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
- Баш болса, бёрк табылыр.
- Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
- Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Кёбню кёрген – кёб билир.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
- Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
- Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
- Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
- Къарнынг къанлынга кийирир.
- Ашхы сёз таш тешер.
- Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
- Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
- Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
- Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
- Джылыгъа джылан илешир.
- Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
- Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
- Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
- Ат басханны джер билед.
- Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
- Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
- Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
- Аджашхан тёгерек айланыр.
- Ёлген ийнек сютлю болур.
- Чомартны къолу берекет.
- Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
- Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
- Ач уят къоймаз.
- Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
- Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
- Ушамагъан – джукъмаз.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
31.10.2011 21:28:08
видимо, аланы добирались и до Японии)
|
|
|
|
01.11.2011 12:42:47
Azamat_SPb
видимо, аланы добирались и до Японии) а ты не знал)? |
|
|
|
01.11.2011 12:44:24
Интеллектуальный вирус
К сожалению, конечно, версия со скипетром была весомым аргументом, но правда должна оставаться правдой, ИМХО |
|
|
|
01.11.2011 13:06:35
Albert
Ничего, ничего я найду и более весомые аргументы, даже не сомневайся |
|
|
|
01.11.2011 15:38:31
Интеллектуальный вирус
предложи вариант с текметом и эльбрусом.. они все равно друг без друга одиноко выглядят.. |
|
|
|
01.11.2011 16:19:39
Albert
Интеллектуальный вирус предложи вариант с текметом и эльбрусом.. они все равно друг без друга одиноко выглядят Найди мне хоть один артефакт, где они совмещаются |
|
|
|
01.11.2011 16:29:41
|
|
|
|
01.11.2011 20:13:21
Albert
Какой камень? А последние фотографии очень интересны, они так же были у нас найдены? Нет вроде |
|
|
|
01.11.2011 20:20:00
Интеллектуальный вирус
А есть представление об этимологии слова "Текмет"? Может выше и писалось, но я не нашел... "Мет" - вроде означает "спираль". |
|
|
|
01.11.2011 22:16:58
Такой же щит, как на последнем фото, видел в Нальчике несколько лет назад.. фото точнее.. бир черный копатель искал покупателей, говорил что раскопали где-то у Кисловодска.
|
|
|
|
02.11.2011 02:36:35
Интеллектуальный вирус
Какой камень? тот, на котором было на арабском еще было написано, сын таш.. |
|
|
|
02.11.2011 04:16:03
У Кашгари есть описание тамги правого и левого колен Огъузов, среди них есть тамга Дюгер (Тюгер) - где кстати на нескольких тамга есть их значения такие как орел, стрела и т.д.
В этот список не вошли крымский Тарак Тамгъа, Кипчакские рода и т.д., не знаю быть может есть и опасание Тамги Восточных тюрок.. та что у меня в электронном виде, нет там этого, быть может в полной версии есть? Текмет как-будто это тамгъа алан? булгар? его смысл? Описание, значение и смысл тамгъа похожего на Текмет, если не ошибаюсь есть у турецкого профессора Казыма Миршана (Kazım Mirşan onturk.net/onturk-kazim-mirsan-kitaplari.html) по просьбе нашего форумчанина стал искать его труды и наткнулся на компиляции из цитат с картинками из его книги и книги другого исследователя Халюка Тарчана про прототюркское письмо и тамги. Ссылку привожу ниже, но это компиляция блогера, который может все и напутать, лучше прочитать сами книги упомянутых авторов. 1) OK, UÇ, ON, AT ve OW, UW, OĞ TAMĞALARI 2) İSKİT, PELASK VE ETRÜSK RESİM VE YAZITLARI эта ссылка куда интереснее и состоит только из сканов книги, так как сравнивает скифский, этрусские надписи, там есть подобие текметов, а в свете недавнего кимерийско-скифско-аланского кургана в Заюково с его артефактами, которые схожи с этрусскими артефактми (Котляровы) все выглядет еще более интригующе. |
|
|
|
02.11.2011 11:47:17
|
|
|
|
02.11.2011 11:49:20
|
|
|
|
02.11.2011 12:31:20
Интеллектуальный вирус
Вот этот что ли? Да, точно, он самый.. |
|
|
|
02.11.2011 13:23:42
Albert
А где там Эльбрус? |
|
|
|
02.11.2011 14:25:49
Интеллектуальный вирус
А где там Эльбрус? всмысле, камень был найден рядом с Эльбрусом в Къартджурте если не ошибаюсь.. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 2)