- Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
- Эринчекге кюн узун.
- Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
- Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
- Телини эшигин, махтау джабар.
- Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
- Ариуну – ауруу кёб.
- Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Билген билмегенни юретген адетди.
- Таукел тауну аудурур.
- Ана къойну – балагъа джандет.
- Кёлю джокъну – джолу джокъ.
- Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
- Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
- Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
- Билим – акъылны чырагъы.
- Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
- Тели турса – той бузар.
- Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
- Эл ауузу – элия.
- Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
- Ханнга да келеди хариблик.
- Артына баргъанны, къатына барма.
- Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
- Адеб этмеген, адеб кёрмез.
- От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
- Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
- Чомартны къолу берекет.
- Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
- Джарлы джети элни сёзюн этер.
- Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
- Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
- Эл бла кёргенинг эрелей.
- Керилген да, ургъан кибикди.
- Кёлсюзден сёзсюз тууар.
- Ётюрюкню башын керти кесер.
- Кёл – къызбай, къол – батыр.
- Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Джангыз терек къынгыр ёсер.
- Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
- Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
- Бозаны арты дауур болур.
- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
- Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
25.10.2011 23:42:57
Интеллектуальный вирус;
Как бы там ни было я выбираю это: |
|
|
|
25.10.2011 23:45:20
Интеллектуальный вирус
На совесть поработал |
|
|
|
25.10.2011 23:49:46
Интеллектуальный вирус
я тоже за второй вариант)) вопрос: а белые полосы по краям...что они олицетворяют? типо 2 народа? |
|
|
|
25.10.2011 23:55:19
А я за первый))
|
|
|
|
26.10.2011 00:04:15
ВИРУС,САУ БОЛ .АЛАМАТ СТАТЬЯ.
|
|
|
|
26.10.2011 02:37:06
Sabr
МИНГИ ТАУ Бек аламат назму, машАллах! |
|
|
|
26.10.2011 14:16:17
EL_HALED
|
|
|
|
26.10.2011 14:16:38
EL_HALED
Алейкум ас-салам! Сау бол! Не совсем согласен, но уважаю твое мнение |
|
|
|
26.10.2011 14:52:38
Салам барынга да!Мен да кесими сагъышымы айтайым эркинлик берсегиз.Тюркде джердешлерибиз ерге тутхан байракъны джаратама анда барды Минги Тауда текмет да!))
|
|
|
|
26.10.2011 15:01:05
Albert
Но с другой стороны, сейчас кабардинцы возьмут и придумают свой собственный флаг в центре с Эльбрусом))) Сау бол да къал, я об этом и намекал Интеллектуальному вирусу |
|
|
|
26.10.2011 15:14:32
EL_HALED
Минги Тау есть настоящее и будущее наше В чем это выражается? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)