- Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
- Эки ойлашыб, бир сёлешген.
- Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
- Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
- Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
- Окъ къызбайны джокълайды.
- Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
- Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
- Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
- Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
- Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
- Гырджын – тепсини тамадасы.
- Байлыкъ адамны сокъур этер.
- Ханнга да келеди хариблик.
- Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
- Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
- Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
- Аман хансны – урлугъу кёб.
- Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
- Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
- Ауругъан – джашаудан умутчу.
- Сёз къанатсыз учар.
- Айтханы чапыракъдан ётмеген.
- Билимден уллу байлыкъ джокъду.
- Баланы адам этген анады.
- Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
- Айтхан – тынч, этген – къыйын.
- Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
- Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
- Хар ишни да аллы къыйынды.
- Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
- Билмегенинги, билгеннге сор.
- Ёпкелегенни ашы татлы болады.
- Джюрекден джюрекге джол барды.
- Кеси юйюмде мен да ханма.
- Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
- Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
- Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
- Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
- Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
- Ёзденликни кёбю ётюрюк.
- Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
- Бети бедерден, намыс сакълама.
- Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
- Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
- Къыйынлы джети элге оноу этер.
- Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
- Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
- Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
- Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
26.10.2011 16:13:34
Если есть Эльбрус, то зачем полосы на флаге, если смысл тот же? Разве не в этом символ единства!
Это верно, полосы не должны быть.. |
|
|
|
26.10.2011 16:22:38
Albert
Хотя по мне , черт возьми, с 2 полосами красивее, хоть ты их и называешь еврейскими....)))) |
|
|
|
26.10.2011 16:22:52
|
|
|
|
26.10.2011 16:25:57
EL_HALED
Хотя по мне , черт возьми, с 2 полосами красивее, хоть ты их и называешь еврейскими....)))) без полос красивее все таки, просто мы привыкли как то к этим полосам)) |
|
|
|
26.10.2011 16:28:45
И все же лучше оставить без полос, он еще и на лого Эльбрусоида похож.. мне кажется народ даже привык к этим двум цветам, сочетанию белого Эльбруса с синим фоном..
|
|
|
|
26.10.2011 16:31:53
|
|
|
|
26.10.2011 17:01:11
Все больше убеждаюсь, что надо развивать синхронизацию Текмета и Эльбруса на одном полотне...
|
|
|
|
26.10.2011 17:20:10
Sabr
Мени оюмумда алайды, алай, иш башха соруудады, байракъда ала къайсы къалайда болургъа керекдиле, кёзге ариу кёрюнюрча.... |
|
|
|
26.10.2011 17:36:57
Albert
барс с текметовым щитом)) Это больше похоже на прицел |
|
|
|
26.10.2011 18:11:09
Это больше похоже на прицел
это уж точно))) |
|
|
|
26.10.2011 18:13:48
|
|
|
|
26.10.2011 18:16:51
Hunter
Сора жашилденесе кёк ариуду,ол аламат ошайды къошулама джазгъанынга къарнашым, чууакъ кёк ариюракъды.. ол байракъ келишиб къаллыкъ эди, американы джангыдан ачыб айланмаин.. |
|
|
|
26.10.2011 18:20:59
можно на зеленом флаге синего барса, на спине у него - эльбрус, а вместо головы текмет))
|
|
|
|
26.10.2011 18:26:48
KALAYSA Pictures
можно..., тебе все можно...))) |
|
|
|
Читают тему (гостей: 2)