- Чомарт джарлы болмаз.
- Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
- Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
- Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
- Джахил болса анасы, не билликди баласы?
- Аш берме да, къаш бер.
- Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
- Хансыз джомакъ болмаз.
- Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
- Керилген да, ургъан кибикди.
- Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
- Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
- Аман эсирсе, юйюн ояр.
- Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
- Чомартха Тейри да борчлуду.
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
- Орну джокъну – сыйы джокъ.
- Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
- Тили узунну, намысы – къысха.
- Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
- Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Ат да турмайды бир териде.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Эл ауузу – элия.
- Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
- Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
- Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Тил джюрекге джол ишлейди.
- Ачны эсинде – аш.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
- Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
- Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
- Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
- Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
- Уллу къашыкъ эрин джыртар.
- Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
- Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
- Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
- Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
- Бек анасы джыламаз.
- Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
- Ачлыкъ отха секиртир.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
27.10.2011 15:56:43
|
|
|
|
27.10.2011 17:33:28
Azamat_SPb
|
|
|
|
27.10.2011 17:35:39
не так важно, что на флаге, важно, что под этим флагом будет сделано.
вот это надо сделать девизом этой, и подобных тем)) важно кто и куда несет этот флаг)) |
|
|
|
27.10.2011 18:25:07
Azamat_SPb
мы мыслим по разному и друг друга не слышим))) |
|
|
|
27.10.2011 18:37:06
Главное...в первую очередь, что он будет единый для Карачаевцев и Балкарцев
|
|
|
|
27.10.2011 18:39:59
EL_HALED
Главное...в первую очередь, что он будет единый для Карачаевцев и Балкарцев |
|
|
|
27.10.2011 19:38:06
|
|
|
|
27.10.2011 20:42:16
erikgen
А как же общетюркский синий цвет? |
|
|
|
27.10.2011 20:48:29
и все. |
|
|
|
27.10.2011 20:57:37
KALAYSA Pictures
|
|
|
|
27.10.2011 21:14:01
EL_HALED
ну пажалста |
|
|
|
27.10.2011 22:10:33
Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой
Эльбрус - это просто груда камней и льда. Ничего не имею против, чтобы эти символы были на флаге, но по-моему не стоит перегибать палку с отношением как к ним, так и вообще к любым другим вещам и символам. Дин бла да табсыз болурму алай этген? Эсни уятхан тамгъа. Кесекни къараб турсанг, аны ичине кёмюлюб кетесе. Поэзия джаны бла къарасанг а - СУПЕР Кёк Алан тамгада еки Текмете ич ичге бурулуп салынган. Ич ичге салынып барсала, гитчереклери бизге нокта болуп кёрюннюк болуреди. Алай есе, Текмете аны ичине де бир нокта, тамам ) Бу тауну етегинде джашаган джамагат, тауну атына Елбрус дегенлери ючюн, Иран хисториячылары (тарихчилери) дагыда дюняда башга хисториячыла да бу тауну атына Елбрус дегендиле. Елбрусну маганасы; бур-бурган, чачган, тебретген, ус-аллай халиси, карактери болгандан келеди. Карачай-Малкарлыла бу тауга дагыда Мингги -Тау (уллу, карт, минггли) да дейдиле. Карачай-Малкарны Нарт Епосларында (Нарт Дестанларында) бу тауга Алтын-Тау, От -Тау деб да айтылганды. Дагыда кёб аты барды. http://www.afyonkaracay.com/dosyalar_SaylanganCazu wla/Taulani%20atasi%20minggi%20tau/Taulani_Atasi_M inggi_Tau.htm "Кюн бузулургьа тебресе, Боран этерге сюесе. Кюн ариу, чууакъ тургъанлай, Тохтамайды боранынг," Ноктаны (тёгерекни) ичинде минги тау. Кёк бет ариу, адам карарга сюерче. Еки чызгы, башка магъаналары болса да чуутлуланы байракларын есгерте. Кёк бет башкарак да болса..Андан есе, джашил аламат. Джашил, сары, ак, текмете, минги тау. Байрак болургъа таб. |
|
|
|
27.10.2011 23:15:49
|
|
|
|
27.10.2011 23:26:26
|
|
|
|
Читают тему (гостей: 2)