- Джырына кёре эжиую.
- Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
- Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
- Билимден уллу байлыкъ джокъду.
- Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
- Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
- Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
- Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
- Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
- Юреннген ауруу къалмаз.
- Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
- Тойгъандан сора, ашны сёкме.
- Ушамагъан – джукъмаз.
- Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
- «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
- Билмейме деген – бир сёз
- Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Къууут – джелге, берне – бошха.
- Къар – келтирди, суу – элтди.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
- Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
- Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
- Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
- Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
- Баланы адам этген анады.
- Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
- Билген билмегенни юретген адетди.
- Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
- Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
- Джерни букъусу кёкге къонмаз.
- Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
- Таукел адам тау тешер.
- Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
- Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
- Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Ургъан суудан башынгы сакъла.
- Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
- Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
- Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
02.11.2011 23:50:57
А то, что Эльбрус имеет важное значение для нас живущих сегодня, имеет значение? Жизнь меняется и идеи меняются, разве это не надо учитывать?
|
|
|
|
03.11.2011 14:28:15
Crossfire
Жизнь меняется и идеи меняются Как это отражается на нашей теме? И почему перемены в жизни ты трактуешь в пользу Эльбруса? |
|
|
|
03.11.2011 17:57:48
Интеллектуальный вирус
Салам ! Бек теренден, керекли ушакъны бардыраса. Ашыкъмай, ангылата билесе, ишингден Къууан ! |
|
|
|
03.11.2011 18:27:14
ШАТ
Сау бол, алан! Аллах санга разы болсун! |
|
|
|
04.11.2011 18:28:37
"Принадлежал" не в смысле властно-подчиненных отношений, а в значении физического присутствия в разных точках земного шара
|
|
|
|
04.11.2011 21:58:00
оставим последний флаг и всё... ничего лишнего ни полос ни гор... только текмет на зелёном фоне никаких тотемных животных и прочих... зачем миллион вещей на флаге
|
|
|
|
05.11.2011 12:52:53
kalejchi
Ерикген тюз айтады - Минги Таусуз байракъ - бизни миллетге Миллет Байракъ болаллыкъ тюлдю. Ерикген тюз айта да болур, алай а боллугъун, болмазлыгъын да Аллах биледи |
|
|
|
05.11.2011 15:03:22
Интеллектуальный вирус
Я за тебя Не куда эльбрус не денется,разве что растает. |
|
|
|
05.11.2011 17:59:16
къара
Я за тебя Я всегда в тебя верил Не куда Эльбрус не денется,разве что растает. Мен да аны айтыргъа кюрешеме, тамбласында уянса не этерикбиз? |
|
|
|
05.11.2011 22:59:13
несин джаратмайсыз? |
|
|
|
06.11.2011 02:55:01
Totur-Ram сауболда къал,глобусну салыгъыз байракъгъа деп айтханынга.
|
|
|
|
06.11.2011 03:26:03
Незнаю не все пришли к единому мнение,я например за синий(голубой)цвет и с эльбрусом.
|
|
|
|
07.11.2011 01:53:09
Минги тауну гитчечик этиб салайыкъмы?
|
|
|
|
07.11.2011 11:29:13
|
|
|
|
07.11.2011 17:21:31
фон не может быть голубым, та же история что и текметом...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)