Войти на сайт
26 Апреля  2024 года

 

  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
[ Закрыто ] ХУЛАМСКИЙ КАМЕНЬ!
 
Вот что написано на "Хуламском камне": Речь идет о бесценной надписи на каменной плите, найденной в ауле Схурту (Усхур) и датированной 1709 г. Надпись гласит: ?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений
И всё.
 
А что тебе еще надо умник?
 
ТАУЛУЛА
А что тебе еще надо умник?

Начиная тему, ты что хотел сказать?
 
sult

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.
 
ТАУЛУЛА

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.


На камне нет такого количества букв. Там сказано, что граница была проведена, но где именно - не сказано.
 
sult

Давай свою версию перевода

P.S. sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?
 
а про къарачаевцев там ничего совсем не написано?
 
ТАУЛУЛА
Давай свою версию перевода

Так я же дал выше.

sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?

Неа. Я же в соседней теме прям в заголовке обозначил, что на них у меня надежды никакой.
 
Какова история и судьба камня?
 
иск

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.
 
ТАУЛУЛА
Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.

Кто именно со стороны КАССР получал камень? Кабардинцы или министр МВД грузинской национальности?
 
sult

Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.
 
ТАУЛУЛА
Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


Преднамеренное уничтожение памятника истории!
Это наводит на грустные размышления...
Слава богу - хоть архивные документы сохранились, хотя в настоящее время и за архивы боязно.
 
ТАУЛУЛА
Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.

Не помните, или не знаете?

Вопрос ко всем - кто знает, кто получал камень с Пятигорска? Это ведь не мешок картошки - просто так, без оформления документов вряд ли он был выдан.

Второй вопрос - на форуме много знатоков арабского. Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?
 
Holywar
Не помню. Письмо с просьбой о передаче видел, так же акт передачи. Найду скину.
 
Holywar
Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?


?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
иск
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.
 
sult
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.

Из твего поста можно сделать вывод, что там было написано типа: " Здесь был Вася".
Тогда возникает вопрос: Зачем такой "незначительный" камень забирать из музея Пятигорска, для хранения в республике КАССР?

Как думаешь, почему такой "пустяк" заинтересовал, допустим не руководство КАССР, а пусть просто министра внутренных дел?
 
sult

В данном случае ты ошибаешься... Надпись на Холамском камне создана специально для того, чтобы очертить границы, а не поставить памятник дате встречи кабардинцев, балкарцев и крымцев... Границы были определены в письменном варианте ввиду отсутствия на то время у кабардинцев и балкарцев определённых картографических познаний
 
ТАУЛУЛА

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


И никаких следов нет?
 
Chegemli
Как забрали из Пятигорска следы теряются. Они и забрали то для этого. Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.
 
ТАУЛУЛА

В Пятигорском музее должны были сохраниться фотографии, возможно, и слепки камня...

Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.

Тюз айтаса... Мен аны къаллай бир айтып кюрешеме бизникилеге...
 
Chegemli
Пятигорск да сураты эм ким алгъаны барды (бар эди) быланы ким биледи. Алай анда къурутсала да бизни жашла да барды.
 
sult
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений

и в этом случае кабардинцам ничего не светит, поскольку в твоем тексте отсутствует понятие "кабардинская земля". По другим источникам мы знаем что в то время кабардинцы жили на земле крымского хана. Теперь нужно ответить на вопрос захватили ли крымцы эти земли вместе с кабардинцами, или же крымцы захватили эти земли без кабардинцев и уже потом переселили туда кабардинцев?
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам