Войти на сайт
25 Апреля  2024 года

 

  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Кёбге таш атма.
  • Тамчы таш тешер.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
[ Закрыто ] ХУЛАМСКИЙ КАМЕНЬ!
 
Вот что написано на "Хуламском камне": Речь идет о бесценной надписи на каменной плите, найденной в ауле Схурту (Усхур) и датированной 1709 г. Надпись гласит: ?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений
И всё.
 
А что тебе еще надо умник?
 
ТАУЛУЛА
А что тебе еще надо умник?

Начиная тему, ты что хотел сказать?
 
sult

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.
 
ТАУЛУЛА

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.


На камне нет такого количества букв. Там сказано, что граница была проведена, но где именно - не сказано.
 
sult

Давай свою версию перевода

P.S. sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?
 
а про къарачаевцев там ничего совсем не написано?
 
ТАУЛУЛА
Давай свою версию перевода

Так я же дал выше.

sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?

Неа. Я же в соседней теме прям в заголовке обозначил, что на них у меня надежды никакой.
 
Какова история и судьба камня?
 
иск

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.
 
ТАУЛУЛА
Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.

Кто именно со стороны КАССР получал камень? Кабардинцы или министр МВД грузинской национальности?
 
sult

Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.
 
ТАУЛУЛА
Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


Преднамеренное уничтожение памятника истории!
Это наводит на грустные размышления...
Слава богу - хоть архивные документы сохранились, хотя в настоящее время и за архивы боязно.
 
ТАУЛУЛА
Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.

Не помните, или не знаете?

Вопрос ко всем - кто знает, кто получал камень с Пятигорска? Это ведь не мешок картошки - просто так, без оформления документов вряд ли он был выдан.

Второй вопрос - на форуме много знатоков арабского. Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?
 
Holywar
Не помню. Письмо с просьбой о передаче видел, так же акт передачи. Найду скину.
 
Holywar
Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?


?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
иск
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.
 
sult
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.

Из твего поста можно сделать вывод, что там было написано типа: " Здесь был Вася".
Тогда возникает вопрос: Зачем такой "незначительный" камень забирать из музея Пятигорска, для хранения в республике КАССР?

Как думаешь, почему такой "пустяк" заинтересовал, допустим не руководство КАССР, а пусть просто министра внутренных дел?
 
sult

В данном случае ты ошибаешься... Надпись на Холамском камне создана специально для того, чтобы очертить границы, а не поставить памятник дате встречи кабардинцев, балкарцев и крымцев... Границы были определены в письменном варианте ввиду отсутствия на то время у кабардинцев и балкарцев определённых картографических познаний
 
ТАУЛУЛА

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


И никаких следов нет?
 
Chegemli
Как забрали из Пятигорска следы теряются. Они и забрали то для этого. Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.
 
ТАУЛУЛА

В Пятигорском музее должны были сохраниться фотографии, возможно, и слепки камня...

Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.

Тюз айтаса... Мен аны къаллай бир айтып кюрешеме бизникилеге...
 
Chegemli
Пятигорск да сураты эм ким алгъаны барды (бар эди) быланы ким биледи. Алай анда къурутсала да бизни жашла да барды.
 
sult
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений

и в этом случае кабардинцам ничего не светит, поскольку в твоем тексте отсутствует понятие "кабардинская земля". По другим источникам мы знаем что в то время кабардинцы жили на земле крымского хана. Теперь нужно ответить на вопрос захватили ли крымцы эти земли вместе с кабардинцами, или же крымцы захватили эти земли без кабардинцев и уже потом переселили туда кабардинцев?
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам