Войти на сайт
20 Апреля  2024 года

 

  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
[ Закрыто ] ХУЛАМСКИЙ КАМЕНЬ!
 
Вот что написано на "Хуламском камне": Речь идет о бесценной надписи на каменной плите, найденной в ауле Схурту (Усхур) и датированной 1709 г. Надпись гласит: ?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений
И всё.
 
А что тебе еще надо умник?
 
ТАУЛУЛА
А что тебе еще надо умник?

Начиная тему, ты что хотел сказать?
 
sult

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.
 
ТАУЛУЛА

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.


На камне нет такого количества букв. Там сказано, что граница была проведена, но где именно - не сказано.
 
sult

Давай свою версию перевода

P.S. sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?
 
а про къарачаевцев там ничего совсем не написано?
 
ТАУЛУЛА
Давай свою версию перевода

Так я же дал выше.

sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?

Неа. Я же в соседней теме прям в заголовке обозначил, что на них у меня надежды никакой.
 
Какова история и судьба камня?
 
иск

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.
 
ТАУЛУЛА
Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.

Кто именно со стороны КАССР получал камень? Кабардинцы или министр МВД грузинской национальности?
 
sult

Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.
 
ТАУЛУЛА
Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


Преднамеренное уничтожение памятника истории!
Это наводит на грустные размышления...
Слава богу - хоть архивные документы сохранились, хотя в настоящее время и за архивы боязно.
 
ТАУЛУЛА
Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.

Не помните, или не знаете?

Вопрос ко всем - кто знает, кто получал камень с Пятигорска? Это ведь не мешок картошки - просто так, без оформления документов вряд ли он был выдан.

Второй вопрос - на форуме много знатоков арабского. Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?
 
Holywar
Не помню. Письмо с просьбой о передаче видел, так же акт передачи. Найду скину.
 
Holywar
Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?


?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
иск
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.
 
sult
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.

Из твего поста можно сделать вывод, что там было написано типа: " Здесь был Вася".
Тогда возникает вопрос: Зачем такой "незначительный" камень забирать из музея Пятигорска, для хранения в республике КАССР?

Как думаешь, почему такой "пустяк" заинтересовал, допустим не руководство КАССР, а пусть просто министра внутренных дел?
 
sult

В данном случае ты ошибаешься... Надпись на Холамском камне создана специально для того, чтобы очертить границы, а не поставить памятник дате встречи кабардинцев, балкарцев и крымцев... Границы были определены в письменном варианте ввиду отсутствия на то время у кабардинцев и балкарцев определённых картографических познаний
 
ТАУЛУЛА

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


И никаких следов нет?
 
Chegemli
Как забрали из Пятигорска следы теряются. Они и забрали то для этого. Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.
 
ТАУЛУЛА

В Пятигорском музее должны были сохраниться фотографии, возможно, и слепки камня...

Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.

Тюз айтаса... Мен аны къаллай бир айтып кюрешеме бизникилеге...
 
Chegemli
Пятигорск да сураты эм ким алгъаны барды (бар эди) быланы ким биледи. Алай анда къурутсала да бизни жашла да барды.
 
sult
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений

и в этом случае кабардинцам ничего не светит, поскольку в твоем тексте отсутствует понятие "кабардинская земля". По другим источникам мы знаем что в то время кабардинцы жили на земле крымского хана. Теперь нужно ответить на вопрос захватили ли крымцы эти земли вместе с кабардинцами, или же крымцы захватили эти земли без кабардинцев и уже потом переселили туда кабардинцев?
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам