Войти на сайт
26 Апреля  2024 года

 

  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
[ Закрыто ] ХУЛАМСКИЙ КАМЕНЬ!
 
Вот что написано на "Хуламском камне": Речь идет о бесценной надписи на каменной плите, найденной в ауле Схурту (Усхур) и датированной 1709 г. Надпись гласит: ?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений
И всё.
 
А что тебе еще надо умник?
 
ТАУЛУЛА
А что тебе еще надо умник?

Начиная тему, ты что хотел сказать?
 
sult

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.
 
ТАУЛУЛА

Хотел показать где проходила граница между Кабардой и Балкарией в начале 18 века.


На камне нет такого количества букв. Там сказано, что граница была проведена, но где именно - не сказано.
 
sult

Давай свою версию перевода

P.S. sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?
 
а про къарачаевцев там ничего совсем не написано?
 
ТАУЛУЛА
Давай свою версию перевода

Так я же дал выше.

sult А ты не хочешь выйти со мной на дуэль, вооружившись документами. И с условием, я не пользуюсь трудами карачаево-балкарцев, а ты адыгов?

Неа. Я же в соседней теме прям в заголовке обозначил, что на них у меня надежды никакой.
 
Какова история и судьба камня?
 
иск

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.
 
ТАУЛУЛА
Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.

Кто именно со стороны КАССР получал камень? Кабардинцы или министр МВД грузинской национальности?
 
sult

Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.
 
ТАУЛУЛА
Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


Преднамеренное уничтожение памятника истории!
Это наводит на грустные размышления...
Слава богу - хоть архивные документы сохранились, хотя в настоящее время и за архивы боязно.
 
ТАУЛУЛА
Совру если укажу кого то. Сообщу позже. Достоверно то, что забрали. Кто не помню.

Не помните, или не знаете?

Вопрос ко всем - кто знает, кто получал камень с Пятигорска? Это ведь не мешок картошки - просто так, без оформления документов вряд ли он был выдан.

Второй вопрос - на форуме много знатоков арабского. Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?
 
Holywar
Не помню. Письмо с просьбой о передаче видел, так же акт передачи. Найду скину.
 
Holywar
Неужто так сложно прочитать, что написано на представленном рисунке?


?Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ ? Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам. С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709)?. (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
 
иск
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.
 
sult
Не поместится там столько слов, смотри мой пост, там более реальный вариант.

Из твего поста можно сделать вывод, что там было написано типа: " Здесь был Вася".
Тогда возникает вопрос: Зачем такой "незначительный" камень забирать из музея Пятигорска, для хранения в республике КАССР?

Как думаешь, почему такой "пустяк" заинтересовал, допустим не руководство КАССР, а пусть просто министра внутренных дел?
 
sult

В данном случае ты ошибаешься... Надпись на Холамском камне создана специально для того, чтобы очертить границы, а не поставить памятник дате встречи кабардинцев, балкарцев и крымцев... Границы были определены в письменном варианте ввиду отсутствия на то время у кабардинцев и балкарцев определённых картографических познаний
 
ТАУЛУЛА

Камень хранился в Пятигорске, во время выселения балкарцев в Среднюю Азию, представители кабардинской АССР забрали якобы для постоянного хранения в республике. Но после этого камень в республике исчез. Фотографии и письма с просьбой о передаче камня в КАССР хранятся в архиве гор. Пятигорска.


И никаких следов нет?
 
Chegemli
Как забрали из Пятигорска следы теряются. Они и забрали то для этого. Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.
 
ТАУЛУЛА

В Пятигорском музее должны были сохраниться фотографии, возможно, и слепки камня...

Это мы думаем сегодняшним днём а их политика неизменна последние 300 лет.

Тюз айтаса... Мен аны къаллай бир айтып кюрешеме бизникилеге...
 
Chegemli
Пятигорск да сураты эм ким алгъаны барды (бар эди) быланы ким биледи. Алай анда къурутсала да бизни жашла да барды.
 
sult
Собравшиеся почетные люди от крымского хана, из Кабарды и от горцев установили границы горских владений от крымских и русских владений

и в этом случае кабардинцам ничего не светит, поскольку в твоем тексте отсутствует понятие "кабардинская земля". По другим источникам мы знаем что в то время кабардинцы жили на земле крымского хана. Теперь нужно ответить на вопрос захватили ли крымцы эти земли вместе с кабардинцами, или же крымцы захватили эти земли без кабардинцев и уже потом переселили туда кабардинцев?
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам